У Психолога
Авторизація
Запам'ятати на місяць
Реєстрація Забули пароль?


Неспокойная вода/DeUsynlige (Эрик Поппе). Коментар психолога.

У Психолога » Психологічний аналіз кіно й літератури » вина » Неспокойная вода/DeUsynlige
психолог
Коментує психолог
теми твору: вина утрата прощение


➡ Матеріал містить спойлери.

Я бы хотела начать с названия фильма. В оригинале, фильм называется «Невидимый», что очень отличается от русской адаптации «Неспокойная вода» или «Мутная вода». Этот вариант перевода с английского названия фильма «Troubled water» на первый взгляд больше подходит к сюжету фильма. В мутной, или неспокойной воде не видны подводные камни, глубина и возможные опасности.

Сюжет прост  и все события происходят в самом начале. Подростки становятся виновными в смерти ребенка. Это не преднамеренное убийство. Это скорее неосторожность, неосознанность, ребячество. Это та самая «мутная вода» в которой не видны собственные мотивы, не угадываются последствия, а есть  движение по течению.

Оригинальное название «Невидимый»  скорее отражает вопрос о тех силах, невидимых силах – внутри человека и внутри жизни - которые приводят к катастрофе.  Если случилась беда, значит, мы не смогли увидеть ,как пришли к этому, либо, не смогли увидеть как это остановить. Невидимый в этом фильме преступник, и невидимое – чувство вины. Герой не хочет признаваться в том, что виновен, а значит, не  может получить прощение. 

Этот фильм о чувстве вины и о том, возможно ли искупление, о преодолении горя, о прощении и о возвращении к жизни в настоящем.

Чувство вины в фильме показано и со стороны подростка, Яна, и со стороны матери.  Но если Ян скорее вытесняет, то есть не признает свою вину, мать ребенка наоборот, терзается ею. Она терзается и  это мешает ей жить в настоящем, в котором у неё две дочки, которым нужна мама. Женщина слишком занята своим горем, своей виной, отчего это мучительное чувство только усиливается. Она смотрит в прошлое и потому лишает своего тепла мужа и детей.

Прошлым живет и парень. Фильм очень хорошо показывает, как травматичное событие привязывает нас к прошлому, как наш внутренний мир раскалывается на две части – одна часть, живет прошлым, другая, пробует жить в настоящем.  Герои мысленно возвращаются к роковому дню, режиссер показывает, как воспроизводится тот день буквально поминутно. Так работает травма – возвращает нас в прошлое, как будто оно может стать настоящим, как будто его можно изменить, если понять, в какую именно минуту стоило бы вернуться.  Это и значит «не отпустить» ситуацию, о чем так много пишут в сегодняшних статьях. Так что же значит «отпустить»?

Отпустить – не значит забыть или стать равнодушным. Отпустить – значит смириться, принять историю прошлого такой, какой она случилась по факту, а не такой, какой она «должна была быть».

Это происходит к концу фильма, когда Ян и мать ребенка как бы возвращаются в тот день, вместе переживают его. И Ян, наконец, берет на себя ответственность – он признается в том, что виноват. Он позволяет себе чувствовать вину, признать её, а значит, раскаяться. И это, в свою очередь, позволяет матери погибшего ребенка смириться. Она гладит убийцу сына по щеке и в этом жесте может угадываться если не прощение, то смирение. 

Кроме этого, фильм поднимает вопросы противоречивости и многогранности человеческой природы. Мы видим преступника, который выходит на свободу и устраивается работать органистом в церковь. Хотя, Яна трудно назвать преступником, он, скорее, заблудившийся подросток, безответственный мальчишка, который боится сам себя. Мать ребенка слышит, как Ян играет в церкви, и это поражает её, она не понимает, как «злостный убийца» может играть такую прекрасную музыку. Такие же противоречивые чувства Ян вызывает и у зрителя – осудить его или пожалеть? А может, ни то, ни другое. Возможно, это одна из самых трудных задач –  признать, что нет зла в чистом виде, как и добра. Человек бывает слаб, человек совершает ошибки. Иногда, каждого может подхватить «мутная вода» разнообразных чувств, скрытых мотивов и желаний. В этом потоке, мы можем лишь пытаться выйти на берег, то есть стать более зрелыми и осознанными, чтобы увидеть последствия своих поступков, признавая свою слабость, а значит – человечность. 


Опубліковано на
відгук психолога рецензія розбір сенс пояснення

Безкоштовна розсилка цікавинок!

Огляди книг та фільмів -- коментарі до художніх творів, додані на сайт нашими психологами.

Ще психологічні рецензії
Тільки невинні фільманаліз
Тільки невинні (Рейчел Еббот) кінокартина alt2тема: відносини ценностные ориентиры отношения

Коментарі відвідувачів

ще немає коментарів...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr