Кризис 3-х лет или застенчивый ребенок?
У меня дочь 3 года 3 месяца.До 3х лет она была активной шумной девочкой.Сейчас она стала робкой,если какой-то ребенок скажет,что не дружит с ней - она плачет.Меня она вообще ни на минуту не отпускает ни дома, ни на площадке.Во дворе играет с детьми,но нужно что-бы и я с ними играла.Если остановлюсь поговорить - она тянет меня за руку и говорит "не разговаривай! Иди играй со мной!"Домашнюю работу делать не могу,она через каждые 2 минуты меня зовет.Вместе со мной она ничего делать не хочет, не интересно,хотя приготовление еды я превращаю для нее в игру.Знаю о кризисе 3 лет,ребенок становится категорически самостоятельным.У нас же - все наоборот...Меня настораживает неуверенность моей доченьки,ведь я ее люблю и хвалю.Подскажите пожалуйста,что мне сделать,что-бы вселить в дочку уверенность.И нормально ли такое поведение?
Вопрос от: ; Возраст: 35

психолог онлайн
Оля, по опыту скажу, что в последнее время все чаще родители обращаются по аналогичным вопросам. На самом-то деле ребенок в данном возрасте не просто переживает кризис 3-х лет, а стоит перед сложным выбором -определение себя (на площадке, в детском саду, в семье ), а для этого должна пройти сепарация ( отделение от матери), осознавание себя как отдельной личности. Судя по Вашим словам, пока у Вас с дочерью "одно тело на двоих", т.е. Вы связаны крепкими узами, невидимыми узами, психологически: она не может без Вас, даже на площадке без Вас среди сверстников не может самоопределиться. Такие дети создают впечатление тревожных детей, слишком чувствительных. Это, конечно же, вредно для ребенка, может влиять на самооценку, на дальнейшие отношения в социуме, в школе. С этим нужно работать. В данной ситуации нужно работать не только с девочкой, но и с мамой. Только в этом случае будет стойкий результат.
Удачи Вам!
психолог онлайн
Ольга,в Вашей ситуации постарайтесь обратить внимание не только на кризис 3лет,период сепарации, но и на отношения между Вами и отцом ребенка.Ведь семья имеет свои кризисные этапы развития- возможна накладка этих периодов.Консультация у семейного+детского психотерапевта поможет расставить акценты!
консультация психолога
Здравствуйте, Оля!
Не все бывает так, как описано в книгах и каждый ребенок особенный. Я бы не делал из подобного поведения выводов о неуверенном поведении ребенка и «катастрофические» ожидания в будущем. В этом возрасте так бывает. И в этой ситуации важнее не то, как реагирует ребенок, а то, как Вы на это реагируете. Любое поведение ребенка (как и хорошее, так и плохое) имеет свои условия для возникновения и обстоятельства, которые его усиливают.
Предлагаю Вам простые правила:
- больше обращать внимание на те моменты, когда ребенок проявляет самостоятельность пусть даже и недолго, а также должным образом и вовремя поощрять их (словами, мимикой, жестами вознаграждением и т.д.). Ребенок достаточно часто проявляет желаемое поведение, но мы не всегда это замечаем или наши ожидания слишком велики.
- игнорируйте нежелательное поведение, не говорите о «проблеме» в ее присутствии. Лучше переключите ребенка на ту активность, за которую можно похвалить. Иначе неуверенное поведение будет усиливаться.
- начинайте прививать самостоятельность и уверенность от более простых ситуаций к более сложным учитывая «дистанцию к ним» (степень «знакомости» детей для ребенка, длительность самостоятельной игры, дистанция от ребенка на площадке, опыт ребенка и пр).
- если ребенок зовет Вас, то приходите сразу же или не идите вообще пока не успокоится (сказав при этом определенное слово, которое будет символически всегда означать категоричное решение о не возможности ответить на призыв – например «сейчас не могу»). Но приняв такое решение – не проявляйте слабость, иначе ко всему прочему может дополнительно сформироваться истеричность реагирования.
Удачи! Главное Вы сами не бойтесь отпустить ребенка!