боюсь и почти не умею проявлять чувства
здраствуйте! у меня есть такая проблема: я почти не умею выражать свои истинные чувства к людям. внутри они меня буквально переполняют. у меня мало друзей, но тех, что есть, я просто обожаю. и бывает, что я смотрю на человека, и как-то хочется его обнять, сказать, как много он для меня значит. если это парень, который мне уже давно и сильно нравится, так меня вообще начинает буквально трясти. это сразу какая то смесь нежности, влечения, любви. как-то подпинывает меня прям обнять его, прикоснуться, поцеловать, руки в волосы запустить. с мамой бывют такие ситуации. мы с ней часто ссоримся, отчасти из-за моей вспыльчивости, да и она сама не сахар но иногда охота подойти к ней, извиниться, обнять, но я почему-то не могу этого сделать. с друзьями общаюсь на "слыш чувааак", хотя иногда меня пробивает и я могу написать вручную письмо, где неуклюжими словами расписываю все, что чувствую и отдаю со словами "только не читай при мне", потому что меня бы это дико смутило. с тем парнем, который кстати любит девушек очень женственных и мягких, тоже общаюсь как "свой парень", да и не только с ним, всегда так, хотя в душе такой себя вообще не чувствую. я словно подавила свою женственность. ощущение, что внутри меня накопилось что-то, все эти теплые чувства. в песне animal джаz есть такая строчка: "ну как же много в нас тепла дремлет, добра и силы, чтоб обнять землю", так вот это 100% про меня. только наружу идет лишь раздражительность, напряженность,язвительность и холодность. я понимаю, что все идет из прошлого. первая любовь обернулась адом на несколько лет, где я была патологически привязана к тому парню, тяжело расставалась с несколькими друзьями, с мамой очень сложные отношения. и с тех пор я словно боюсь показать кому-то свою уязвимость, слабость. боюсь, что меня отвергнут, не так поймут, посчитают навязчивой. иногда я пытаюсь убедить себя, что вечно в этой броне не просидишь, и надо решиться открыться кому-то, что это как прыжок с тарзанки. но наступает ситуация, когда мне нужно не "выпустить иглы", а проявить тепло, довериться, проявить инициативу на сближение... и ничего не получается, я опять начинаю грубить, язвить и всячески увеличивать дистанцию. это словно рефлекс. из-за этого нет ни с кем настоящей близости, и как результат чувствую постоянную пустоту внутри. я не могу получить то, что хочу - близость, чувства, прикосновения, взаимодоверие, любовь и все прочее, из-за собственных страхов. постоянный эмоциональный голод. подскажите, как мне с этим справиться?
Вопрос от: ; Возраст: 21

психолог онлайн
Чувства условно делят на негативные и позитивные, на нежные, любящие, влекущие к сближению, и ненавистные, отвергаемые, злые. Возможно такая классификация и имеет смысл, но те же чувства любви - они намного сложнее. И порой любовь поглощает агрессию. Если ненависть требует возмездия, то любовь предполагает возмещение ущерба. Т.е., эти данные аспекты +\- следуют вместе и вступают в сложные внутренние взаимодействия. Такая способность совмещать и выносить противоречивые чувства действительно формируется в условиях раннего взаимодействия с мамой, но отчасти зависит и от нашего базового темперамента. Однако личность всегда возникает в общении с другими. Таким образом, исходя из вышесказанного, если целостные чувства каким-то образом не выносятся, тогда они защитно разделяются. И тогда и один и другой полюс как бы начинает казаться ненастоящим, небезопасным. И ненависть и любовь - пугают. Как говорится - живая вода, без мертвой не лечит, и не способна оживить. Поэтому иногда за такой искуственной нежностью следует стыд и вина. Или напротив, чрезмерная любовь и нежность пытаются устранить чрезмерную вину. Т.е. - два полюса чувств, вместо того, чтобы находится в гармонии - спутываются и перепутываются. И тогда вместо любви, которая ощущается как опасность хочется проявить агрессию и тем самым обезопасить себя. Вы очень хорошо описали свои чувства. Это действительно звучала как некая лирическая ода или стих. И все очень ясно вы сами понимаете, и насчет защитной роли панциря, шипов и необходимость проявить любовь. Только думаю проблема здесь не всегда лежит только в области того, что мы осознаем. Иногда мы не хотим как раз замечать двойчственность наших чувств. А именно, что возможно потому что нам больно и из страха повторить эту боль мы можем убить объект, который любим. Но если мы непоймем этих наших убийственных чувств, а будем говорить, что лишь любим и бесконечно нежны, то наша любовь, как и мы так и останемся пусты, и боль и страх никуда не исчезнут
психолог онлайн
Здравствуйте, auralee!
К сожалению, Вы не одиноки в своей проблеме - многие люди бояться выражать свои добрые чувства по причине нежелания казаться слабыми и беспомощными. Чтобы не получить удар или плевок в душу. Видимо у каждого был свой жизненный опыт, который говорил о подобных ситуациях. У Вас также есть свой опыт. Негативный. Заставляющий Вас не доверять окружающим. Остерегаться их, прикрываясь грубостью или равнодушием. Но это исключительно защитная реакция и не более. На автоматизме. Для выживания. Но она же Вам и мешает строить полноценные отношения с людьми. Как преодолеть свой страх? Каким образом преодолеть свой негативный опыт? На психотерапии. Индивидуальной, а затем и групповой. Вначале это легче сделать при общении один на один с психологом. А затем можно научиться открываться в группе таких же как и Вы. Это бесценный опыт с множеством техник и упражнений, существенно облегчающих эту задачу.