Забота о пожилом родителе. Психологический инцест???
Доброго дня уважаемые психологи! Хотела задать вопрос о своем стареньком папе, который одиноко живет в селе. Вопрос об адаптации пожилого человека при переезде к нам в город и как ее облегчить. Но то, что я прочитала в ответах к вопросу ( а у меня похожая ситуация) https://upsihologa.com.ua/ask/ask.php?id=27122 меня просто шокировало то ли непрофессионализмом психологов, то ли какой-то озлобленностью в отношении пожилых родителей. В частности удивил ответ психолога Шевкуновой, которая заботу сына о пожилой маме назвала «психологический инцест». Что такое инцест? Инце́ст (лат. incestus — «преступный, греховный»), кровосмеше́ние — половая связь между близкими кровными родственниками (родителями и детьми, братьями и сёстрами). Если названы отношения матери и сына психологическим инцестом, то по аналогии в этом есть что-то греховное и растленное? Что касается моих взаимоотношений с отцом, то значит моя забота о пожилом отце, моя дочерняя любовь к папе, благодарность за жизнь и воспитание – это психологический инцест??? Попытка психолога экстраполировать физические процессы инцеста на психику - это по меньшей мере некорректно в попытке разъяснить взаимоотношения сына и матери. Мне встречались похожие эзотерические приемы объяснения замещения роли жены мамой на астральном плане. Мне кажется эзотерика бредом, впрочем как и такая точка зрения с психологическим инцестом. А Вы как считаете и что такое психологический инцест?
Вопрос от: ; Возраст: 42

психолог онлайн
Здравствуйте!
Мой ответ на вопрос по ссылке, которую Вы написали, - не произошла сепарация между сыном и мамой. Это достаточно распространенное явление.
По поводу того, что такое психологический инцест. Когда у мамы не сложились отношения с противоположным полом, она может воспринимать своего сына, как мужа. Она требует от него того, что должен был бы дать ей её мужчина, вплоть до сексуальных контактов. Происходит вот такое замещение. Ребенок, который растет в такой семье, становится очень зависимым от опеки вплоть до потери работоспособности во взрослом возрасте. Ему очень сложно строить свою собственную семью.
По поводу Вашего папы. Я не вполне поняла вопрос. Уточните его более подробно, пожалуйста.
Дополнение от автора
Уважаемая Валентина Станиславовна, спасибо за ответ и пояснение подробностей этой теории, которая лично для меня не может быть истиной в последней инстанции. как и многие пситеории( в том числе и фрейдовская, оспоренная современниками).Ведь, следуя такой теории, матерей и дочерей, от которых вовремя не сепарировались их дочери или оставшиеся в старых девах, проживая с мамой в ее квартире, можно смело называть психологическими лесбиянками? А сыновей, не сепарировавшихся от пожилого папы - психологическими геями? Достаточно поразмышлять над любой ошибочной теорией, чтобы утвердиться в своем мнении. Человека, вдруг осенившего такой невероятной глупостью и на основании этой глупости написавший теорию родительско-детских отношений не считаю кем-то умнее себя, имеющей иную точку зрения. Поэтому, извините, ставлю под сомнение. Отношения с родителями во многом определяют нашу жизнь. И такое объяснение в том ответе о психологическом инцесте навевает мысли об издевательстве и глумлении над отношениями детей и их родителей, об опошлении родительско-детских отношений, о вбивании камня раздора в семейственность, что по сути для любого человека является большой нравственной ценностью Хорошо развитая семейственность – это опора и поддержка любого человека против невзгод этого мира. А такие теории и им подобные созданы для объяснения необъяснимого, то есть того, на что у практикующего психолога нет ответа, а диагноз поставить надо, ибо без диагноза нет правильного лечения. И в который раз «под раздачу» попадают бедные, ничего не подозревающие родители, которым психолог (непрофессиональный) посоветует агрессивную сепарацию( то есть фактически бросить родителей), ибо во всех его бедах виноваты родители. А еще есть теория недолюбленности родителями. А еще есть теория нарциссической любви к себе (Луизы Хей). Так взращивают ненависть взрослых детей к их немощным родителям (надо же как-то начинающему психологу объяснить почему дочь несчастлива в личных отношениях). Нормальные сыновья и дочери, которые не ходят по психологам и решают свои психологические проблемы сами, стоят на позиции сохранения ценностей семейных отношений и убеждены, что
«Мама это наш первый мир, наша первая жизнь – земля обетованная. Жизнь – полная единения, тепла, гармонии и комфорта. Все самое важное и основополагающее связано с нашей мамой».
И ни один «начитавшийся теорий психолог» гармоничного и целостного человека никакими теориями не собьет с правильного курса семейственности и родственных связей, как основы основ в этом несправедливом мире. Ибо они, как никто другой, (опирающийся на мнение других людей, а не свое собственное), понимают лозунг «Разделяй и властвуй!».
консультация психолога
Я бы сказала, что нет "правильно-неправильно", вернее на мой взгляд, говорить о выборе каждого человека-личности, его удобстве в жизни. Как только жизненная позиция приносит неудобство, у человека возникает желание улучшить качество его жизни.
психолог онлайн
Меня зовут Александра :)
Люди придумывали теории для того, чтобы "структурировать" мир. Не имеет значения, как мы что-то назовем. Самое главное, как мы себя в этом чувствуем. Нет хорошего и плохого. Это всё условности.
Важно то, чтобы отношения между детьми и родителями строились на любви, уважении и доверии, а не на чувстве вины и страхах. Тогда отношения обогащают каждую сторону.
Вы написали, что собираетесь забрать своего папу в город. Ответ на какой вопрос Вы хотите получить для себя на этом сайте? Пока что Вы пишите только о вопросах других людей и теориях.
Дополнение от автора
Извините, Вы похожи на мою знакомую, которую зовут Валентина и получилось чисто механически назвать Вас другим именем ( а может, оговорка по Фрейду?:)
Уважение, любовь и доверие - это действительно базис взаимоотношений детей с родителями. Крепкие взаимоотношения в семье еще много на чем держатся, а оценка со стороны случайных людей, не посвященных в родственные взаимоотношения, в терминологии психических отклонений в виде "инцеста" оскорбляет нравственные чувства родителей и детей, даже если приставлено слово "психологический".Не все психологи могут предугадать траекторию своего оценочного суждения, и то, во что оно выльется. Как и в журналистике в психологическом консультировании оно тоже бывает резким и лишним, препятствующим возникновению собственных инсайтов у клиента.
психолог онлайн
Добрый вечер!
Читая Ваши комментарии, чувствуется Ваша уверенность в вопросах семейных ценностей. Насколько я поняла, Ваши переживания сейчас в том, как помочь папе адаптироваться к переезду из села в город.
Это, безусловно, трудно в преклонном возрасте. Поэтому Ваши Уважение, Любовь и Доверие помогут отцу пережить переезд, тем более, если это неизбежно. Ваши переживания естественны в данной ситуации.
С уважением, Алла Денисенко.