Я отстранилась от войны и чувствую свою вину
Добрый день! В последнее время я живу практически также, как и до войны. Занимаюсь программированием, учусь водить автомобиль и занимаюсь другими интересными вещами, но вся моя помощь стране в последнее время сводится к тому, что часть зарплаты перевожу на армию, хотя раньше регулярно волонтерила и сдавала кровь на донорство. Такой " обывательский" образ жизни мне помогает чувствовать себя лучше, так как в какой-то момент чувствовала себя на грани нервного срыва из-за постоянных мыслей о войне и в волонтёрском кругу было очень много непростых обсуждений, но с другой стороны все больше преследует чувство вины, что недостаточно много делаю для нашей армии и победы. Думаю, что стоит постепенно возвращаться к тому, что делала раньше и в тоже время есть страх, что снова перегорю и сорвёт крышу. Как прийти к золотой середине и найти баланс между тем, чтобы быть полезной и заботой о себе? Заранее спасибо
Питання від: ; Вік: 29

психолог онлайн
Ирина Константиновна Меланьина
Виталий Викторович Бондарчук
Владимир Анатольевич Тарасенко
Здравствуйте!
"но вся моя помощь стране в последнее время сводится к тому, что часть зарплаты перевожу на армию"
Вы очень много делаете для страны.
"Как прийти к золотой середине и найти баланс между тем, чтобы быть полезной и заботой о себе? Заранее спасибо"
Только по своим ощущениям. Использовать свои чувства как компас. Если вы ощущаете себя жертвой, испытываете злость, неприязнь и другие негативные чувства, скорее всего идёт выгорание, и это сигнал, что пора проявить заботу о себе.
"все больше преследует чувство вины, что недостаточно много делаю для нашей армии и победы"
Попробовать выйти из всесильного состояния "Я БОГ" и сбросить с себя часть ответственности за происходящее. Война - это тоже часть жизни, разрешите себе жить.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
Почему вы считаете, что перечисление части денег это недостаточная помощь?
Невозможно постоянно жить в напряжении, психика просто не выдержит.
Это нормально учиться жить во время войны, возвращаться к привычным и приятным занятиям.
Намного хуже, когда некоторые люди не могут до сих пор ничего делать и поставили жизнь на паузу.
Даже во время войны жизнь идет дальше - кто-то женится, ездит на отдых, рождаются дети. Это нормально.
Помогать можно и нужно только из своего ресурса, а не дефицита. Ну кому будет лучше, если вы выгорите, не сможете работать и перечислять деньги на армию?
Страна должна жить дальше, экономика функционировать, а люди восстанавливать по возможности свою психику. Именно это поможет потом тем, кто больше всех пострадал, кто находится под жесткими обстрелами, оккупацией. Именно на более "здоровых" людей они смогут опираться, когда война закончится.
психолог онлайн
Владимир Анатольевич Тарасенко
цитата:
Думаю, что стоит постепенно возвращаться к тому, что делала раньше и в тоже время есть страх, что снова перегорю и сорвёт крышу.
Знаете, этот страх не на ровном месте возник, а на каком-то прошлом опыте. Волонтерам как и психологам, кстати, необходимо очень внимательно и осознанно подходить к вопросам баланса, иначе выгорание приведет к невозможности вернуться к тому, что считал очень важным и необходимым, к тому, что продиктовано Вашими ценностями и убеждениями.
Забота о себе - это не что-то "от избытка" и
цитата:
" обывательский" образ жизни
- а как раз та самая Техника безопасности для людей помогающих другим людям. Украине нужны волонтеры, это правда, но, если перегорите и не будете в состоянии работать, платить налоги и донатить на ЗСУ, например, то кому-то нужно будет заботиться о Вас. Относитесь к этому периоду как к "техобслуживанию", если позволяет ситуация, можно сдать анализы, пройти профосмотр, посмотреть насколько хорошо Вы спите сейчас.
цитата:
Как прийти к золотой середине и найти баланс между тем, чтобы быть полезной и заботой о себе?
Как вариант можно подставить под сомнения эти мысли, которые возникают когда
цитата:
преследует чувство вины
, либо напомнить себе, что Ваше здоровье - тоже часть того, что нужно Украине.
психолог онлайн
цитата:
Как прийти к золотой середине и найти баланс
Никак, пока есть этот страх -
цитата:
есть страх, что снова перегорю и сорвёт крышу.
Если для Вас действительно важно
цитата:
возвращаться к тому, что делала раньше
тогда придется работать с психологом в индивидуальном порядке по устранению страхов.
Или есть второй вариант - убрать при помощи специалиста это -
цитата:
чувство вины, что недостаточно много делаю для нашей армии и победы.
Но тогда Вы вряд ли будете волонтерить.
В любом случае, страхи и вина не дадут Вам жить спокойно.
С ними надо вначале что-то сделать, а потом уже решать про баланс.
психолог онлайн
Оксана Юрьевна Селезнева
Здравствуйте, судя по тому что вы написали, вы уже сделали много для нашей страны. Сейчас чтобы объединить нас из каждого чайника доносится мысль - мы ДОЛЖНЫ помогать, волонтерить, донатить и т.д. Но каждый в этом потоке забывает о главном ДОЛЖЕН, прежде всего вы должны самому себе. Без внутреннего ресурса, без сил, люди просто продолжая волонтерить вытесняют ужасные мысли, которые крутятся у них в голове, они так временно усмиряют тревогу. Но что будет, когда война закончится? Их накроет с головой, все то что они так старательно игнорировали.
Поэтому так важно позаботится прежде всего о себе и тогда ваша помощь будет более конструктивна и более полезна. Вы уже делаете все что возможно в ваших силах, просто живя, оплачивая продукты, платя за коммуналку, вы поддерживаете нашу страну. Если вы еще и донатите, то это уже еще большая помощь, ваша совесть может быть чиста.
психолог онлайн
Здравствуйте, Iri!
цитата:
все больше преследует чувство вины, что недостаточно много делаю для нашей армии и победы.
Я бы обратил внимание, в первую очередь, на феномен чувства вины.
Какова его природа? Откуда оно приходит к Вам и пытается угнетать, отбирая так нужные ресурсы?
Мне представляется, что кнутом вины управляет некая установка внутри Вас, мол, если помогать, то до изнеможения, не щадя себя - почти как воины на передовой.
Соотнося свои вклады в оборону с тем, что потенциально может делать ВСЕМОГУЩИЙ человек, действительно может показаться, что они мизерные.
Но Вы не мифический ТИТАН... Вы обычный, искренний человек, любящий свою страну и помогающий ей в меру своих сил и возможностей.
То есть, выходит, что вина не обоснованная. Я бы сказал, ложная.
цитата:
Для этого нужно перестать себя сравнивать с кем-то... Ориентироваться исключительно себя - на свои ощущения в теле, свои эмоции и настроение, на уровень энергии и РЕАЛЬНЫЕ возможности(!)
Совместно с психологом разобраться с обвиняющим внутри Вас.