Рисунок ребенка
Часто родители путают обычные детские рисунки с проективными рисуночными методиками. И то, и другое выглядит как рисунок. В чем же разница?
Обычный рисунок, который нарисовал ваш ребенок, или серия подобных рисунков о чем может рассказать психологу? О настроении ребенка, об уровне его когнитивного и личностного развития, о навыках рисования и какие-то повторяющиеся темы дадут почву для размышления и возникновение некоторых гипотез специалиста. Например, изображение войн, драк, аварий, чаще всего свидетельствует о внутреннем напряжении, которое может проявляться как угодно и не обязательно агрессивностью в реальной жизни, чаще даже наоборот: именно тревожные и замкнутые дети рисуют подобные рисунки, так как не могут проявить свои эмоции. Иногда темы рисунков ребенка могут быть просто отражением увлеченности какими-то героями (мультяшными, киношными или игровыми). Да, можно расспросить ребенка, почему ему нравится именно этот герой, хотел ли он быть на него похожим и в чем, что ему не нравится в этом герое и тому подобное. Вся эта информация как пазлики собирается специалистом плюс добавляются другие диагностические методы (наблюдение, опрос, тесты и т.д.) и только тогда делается вывод о том, что происходит с вашим ребенком.
Проективные рисуночные методики отличаются от обычных рисунков. И сильно! Во-первых, психолог дает определенную инструкцию: "нарисуй свою семью/ дом, дерево и человека/ несуществующее животное и т.п"
Во-вторых, важно присутствовать во время рисования. Имеет значение все: от последовательности объектов рисования до реплик ребенка во время рисования. В-третьих, после рисунка специалист задает множество вопросов, для каждой методики они разные, вопросы, которые не просто проясняют рисунок, но и дополняют, развивают его. Например, вопросы к проективной методике "Несуществующее животное" выглядят так:
- Где живет это животное?
- Чем оно питается?
- Чем обычно занимается?
- Что любит делать больше всего?
- А чего больше всего не любит?
- Оно живет одно или с кем-нибудь?
- Есть у него друзья? Кто они?
- А враги у него есть? Кто? Почему они его враги?
- Умеет ли оно защищаться и как?
- Чего оно боится, или оно ничего не боится?
- Какого оно размера?
- Какие 3 желания у этого животного?
Возможны еще вопросы, уточняющие ответы ребенка.
Підберіть дитячого психолога онлайн або в містах України.
Анализируя рисунок ребенка (местонахождение животного, размеры, силу нажатия карандаша, цвета рисунка, наличие/отсутствие определенных частей тела, дополнительные изображенные детали и др.), а также ответы на вопросы, очередность рисования, реплики и поведение во время выполнения методики специалист делает выводы о состоянии, в котором находится ваш ребенок.
Информация, полученная от выполнения проективной методики, отличается от обычного рисунка и в качественном, и в количественном аспекте. Да, ее больше. Поэтому не стоит приносить рисунки вашей семьи, чтобы (!) ребенок не рисовал с психологом и "не тратил время специалиста" . Да, так тоже бывает. Ваш рисунок семьи будет малоинформативен. Это как вареные овощи: съесть можно, но витаминов по минимуму.
Дорогие родители! Делитесь рисунками со специалистом. Но не ожидайте получить ту информацию, которую можно получить только от выполнения с психологом проективных рисуночных методик!
(с) Ирина Абрамчук, психолог
Опубликовано 2022-09-02 в 10:32:45
Опубліковано на сайті 02-09-2022