Экзистенциальная боль треугольника Карпмана

Впервые Стивен Карпман описал треугольник социального взаимодействия в 1968 году. С тех пор много исследователей описывали эту тематику в разных вариациях. Треугольник Карпмана Я лишь косвенно остановлюсь на основных пунктах выхода из треугольника. Основное внимание будет обращено на огромный спектр переживаний жертвы, агрессора и спасателя.

В предыдущей статье о виктимности, т.е. поведении жертвы, были описаны сложности такого паттерна поведения и вызовы на пути исцеления. Психологи Берри и Дженей Уайнхолд в своей книге "Освобождение от созависимости" указывают, что фактически созависимыми являются 98% населения мира. Т.е. треугольник имеет мощные основания для поддержания своей жизни в виде социальных норм и установок. Отвечая на вопрос "как расшатать убеждения жертвы", я начинаю фантазировать о том, в какую роль сейчас приглашают того, кто будет "расшатывателем". Спасатель? Агрессор? Спасатель переходящий в агрессора? Мы помним тот нюанс, что участники в треугольнике могут периодически меняться ролями и возобновлять взаимодействие поддерживая существование системы. Если Вы смотрите на треугольник со стороны, подумайте, с какими переживаниями сталкиваетесь. Хотите ли вы спасти, наказать агрессора или спрятаться от всего этого? Скорее всего, вы также будете ощущать себя в одной из ролей.

Как ни парадоксально, основной задачей психолога (если один из участников все же пришел с этой сложностью), будет отсутствие желания изменить судьбу клиента. Это позволит не воспроизводить уже известную нам схему. Технических приемов в работе может быть достаточно много, но все они будут идти параллельно с механизмами защит клиента.

С какими же экзистенциальными вызовами сталкивается жертва? Основными переживаниями является собственная беспомощность, несостоятельность, бессилие и т.д. Возможность ощущать себя самостоятельной и агрессивной полностью вытесняется из сознательного. Представляю себе огромную пропасть на одной стороне которой сейчас находится мой клиент, а на другой результат терапии, в виде "освобождения от созависимости". Эта пропасть длинною в жизнь, обойти ее нельзя, только движение за движением, шаг за шагом, испуганным взором смотря то вниз, то назад, то отступая назад, то перебирая руками тонкий канат под собой. Позади мир, в котором так невыносимо жить, но так привычно и понятно. Для того чтобы в процессе терапии пережить всю боль и одиночество, взглянув ей в глаза, почувствовав себя отвергнутым и брошенным, а потом найти силы для исцеления, потребуется немало сил и времени. Центральной задачей будет: осознавание клиентом своего права на злость и агрессию (задача терапевта будет показать возможность и нормальность злости по отношению к другим); понимание того, что становясь самим собой, какие-то взаимоотношения в жизни могут разорваться, а новые начаться; психологическое взросление (нахождение жизненных опор и обретение нового способа взаимодействия, без страха быть брошенным или изгнанным); осознавание своей жизненной силы и энергии. Возможно, для этого придется дистанцироваться от партнера или родителей, набраться сил для встречи с сопротивлением со стороны близких. Процесс сепарации и выхода из созависимости проистекает из процесса индивидуации (формирования собственной личности, со своими желаниями, возможностями и этическим кодексом).

Экзистенциальный вызов спасателя. Спасая жертву, он верит, что делает благое и правильное действие. Вторым дном этого процесса будет потребность ощущать себя важным и значимым. Таким образом спасатель формирует иллюзию своей "нужности" для других, собственной силы и даже "величия". Основным страхом будет признание себя бессильным, ведь если не "воровать" у жертвы ответственность за ее жизнь, тем самым уменьшая другого человека, а дать возможность жизни жертвы происходить без собственного участия, сталкиваешься с пустотой впереди. Представьте себе, что жизнь человека полностью посвящена уходу за алкоголиком, "не самостоятельным" родственником или чему-то. В какой-то момент жертва, выходя из такой тотальной опеки, фактически "отбирает" у спасателя "дело и предназначение всей жизни". В этот момент можно переживать злость, страх, ужас отвержения и экзистенциальную пустоту. Очень сложно представить, что жизнь и без меня будет происходить. Необходимо найти новые ориентиры, работу, увлечения, новые знакомства. Но в процессе этого, придется переживать все отчаяние одиночества собственного существования. Все ли так легко готовы к этому? Ведь впереди не только новые горизонты, но и встреча с неопределенностью бытия.

Экзистенциальный вызов агрессора. Поле деятельности агрессора происходит в рамках ощущения себя властным, сильным и держащим все под контролем. Но в этом есть другая сторона, которая не осознается или вытесняется. Темная сторона собственного бессилия и уязвимости, часто смешанная с чувствами вины и стыда. Ребенок, у которого нет постоянства родительского объекта, или неизвестно что можно от него ожидать, будет бессознательно стремится проконтролировать родителя, для того чтобы остаться в отношениях и избежать чувства тревоги. Этот паттерн часто генерализируется, и проективно переносится во взрослую жизнь. Т.е. своих страхи, несовершенство агрессор начинает искать в других, чтобы избежать собственной боли, вины и стыда. Так начинается преследование. Сложностью является то, что добровольно погрузится в такие переживания никто не хочет, проще наказывать и контролировать других, чем признать свою уязвимость. В процессе "восстания жертвы", агрессору придется столкнуться с психологическими границами подвластного ему человека, что породит новых круг обвинений и контроля. Пока агрессор не заметит невыносимости своих переживаний, и бессилия справится с другим, поведение вряд ли изменится, для этого нужен сильный эмоциональный всплеск, порождаемый сопротивлением жертвы. И только полностью погрузившись, проживши свой опыт беззащитности и слабости, агрессор сможет ослабить контроль и остаться в здоровых отношениях. А возможно отношения завершатся. Испытывая неудачу раз за разом, боль может выйти на поверхность и привести агрессора к осознаванию и изменениям.

читайте также:

Соціально-прсихологічні особливості виникнення любовної адикції Здорове кохання приносить радощі, тоді як любовний адикт рідко переживає моменти щастя.

Эмоционально зависима от бывшего, что делать? Пример из практики, по согласию клиентки. Клиентка (К): Мы больше трех лет как расстались. Вроде бы по обоюдному согласию, и я как бы была готова к расставанию. Первое время было странное ощущение, как-будто чего-то не хватает. Что это было я не зна

Психотерапевт

Валерий Вовченко

У Психолога » Зависимости, аддикции » Экзистенциальная боль треугольника Карпмана
психолог

Оценка публикации
понравилось: 4 из 6 оценивших
  нравится публикация?  

Нравится 4 из 6. Оценочная шкала: от 0 до 6

Бесплатная рассылка интересностей!

 
статья по психологии psihologiya-addiktsyi Про любовь, которая нелюбовь и кризис, как полный возможности шанс

Эта история одной моей клиентки. «Мой муж меня не любит. Наконец я приняла это как факт. У нас давно, точнее и раньше, было так себе. Не было радости и общности, поддержки и участия.»

статья по психологии psihologiya-addiktsyi О глубинной сущности созависимости

Любые отношения несут в себе эмоциональную зависимость от другого человека. Если мы впускаем кого-то в свою жизнь, мы реагируем на его настроение, адаптируемся к его привычкам и особенностям. Принимаем другого и открываем двери на свою личную террит

Все публикации раздела Зависимости, аддикции >>

 
Комментарии к "Экзистенциальная боль треугольника Карпмана"

ещё нет комментариев...


Чтобы прокомментировать, авторизируйтесь или пройдите регистрацию!
qr