Ребенок сосет свой палец. В чем причина и как отучить?
Не знаю вопрос ли психологам, но вдруг поможете.
Подскажите, пожалуйста, как отучить ребенка (1год и 5мес) сосать свой пальчик? Месяцев с 3-4 начала его сосать, когда нервничала или уставала. Я вначале как-то не особо обращала внимание, но потом таки взялась отучать - каждый раз забирала палец изо рта, отвлекала, через месяц привычка прошла (это около года было). Но вот в год и 4мес поехали мы к родителям мужа и привычка сосать палец, увы, вернулась. Дочка с рождения не оч.комфортно себя чувствует с посторонними людьми (бабушку с дедушкой она, естественно, не помнит, тк видела их, когда ей было 7мес) - сразу ко мне тянется или к мужу. Играть с ними не хотела, подходить тоже, правда из 10 дней отдыха 6 дней мы были одни в квартире с дочкой и мужем. Но с тех пор палец оч.часто во рту. Как в прошлый раз отучить не получается, потому что как только забираю, или обратно его в рот, или начинает возмущаться или даже хныкать. Думаю уже намазать чем-то горьким, какой-то настойкой, потому что привычка плохая, тем более читаю, что многие детки со временем доводят пальцы до нагноения, да и сосут палец и в школе.
Дочка с рождения сосок не знает, на гв без ограничений по кол-ву и длительности сосания груди. такого, чтобы дочка лежала сама и хныкала/плакала, а я своими делами занималась, не было - с рождения со мной по максимуму (на руках, просто рядом). дома обстановка нормальная, без скандалов и криков.
Подскажите, в чем может быть причина сосания пальчика и как ее решить?

Відповіді психологів
Причина вроде проста, в психоанализе это называется оральной фиксацией. Ребенок воспроизводит ситуацию сосания груди при стрессе, таким образом успокаиваясь. Не очень понятно, зачем Вам бороться с этим. Вроде бы ребенок еще маленький, для его возраста это допустимая реакция. Если после 3 лет буде продолжать, да еще и на людях – можно задуматься, а борьбу я бы начинал, только если это будет часто, например не реже 1 раза в день.
А сейчас, если Вы «заберете» у него этот способ снимать стресс, то не ясно, какой он себе найдет. Мое мнение.
Удачи.
Доповнення від автора питання ·
Зачем бороться?
Как минимум, из соображений здоровья. пальчики сосутся не только дома, но и на улице, а там руки грязные. Кроме того, от сосания пальцев прикус портиться.
Да и раз беспокоит что-то ребенка, надо ж устранять, а я не знаю, что именно
Воспитывать Ваше право.
Такое поведение ребенка – реакция на стресс. Он воспроизводит безопасную для себя ситуацию сосания материнской груди. Изменить такое поведение можно разными способами. Самый простой, но самый неудачный, по моему мнению – наказывать, как только ребенок демонстрирует нежелательное поведение. Гораздо сложнее выделить ситуации и/или объекты, которые вызывают стресс и «предложить» ребенку другие способы реагирования: агрессию на объект, возможность «спрятаться за маму», возможность контактировать с угрозой и т.д. Для возраста Вашего ребенка его нынешнее поведение, с моей точки зрения, наиболее адаптивно, сейчас выбор вариантов очень ограничен. Возможно, получится, например, обеспечивать ей близость и защиту в «опасных» для нее ситуациях и постепенно сосание пальца сойдет на нет. Но это сделать непросто, надо быть внимательным. И возможен риск сделать ребенка чересчур «ручным». Повторюсь, до 3 лет подобное поведение, по-моему, весьма удачный компромисс. А прикус и гигиена – вопросы спорные, как по мне. Удачи.