Как понять свою гражданскую позицию и не винить за нее себя?
Добрый день. В свете последних событий в Украине, хочу задать вопрос: как разобраться в своей реакции, понять отношение к ситуации и принять выводы и результаты.
Я вот о чем. Все сейчас гласно осуждают за пассивность действий относительно Евромайдана. Наверное чувство вины идет в первую очередь от меня самой себе. Но как объяснить свои чувства, если душой переживаешь за ситуацию , за ребят что там на баррикадах, но ничего больше сделать не решаешься. Подозреваю что ответ лежит в темпераменте и страхах. Но совесть подгрызает немножко. Как объяснить себе и другим, что все что я хочу сейчас делать - это наблюдать за происходящим. А не делать активные действия. А по сути в каждой стране "наблюдающих" за ситуацией большинство. Это безответственная отговорка или это нормальная реакция психики на ситуацию?
Психология направленная на гармонию с собой, а социум на жертвы ради социальных принципов и норм.
Спасибо заранее за комментарии и ответы на вопрос!
Вопрос от: ; Возраст: 33
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Юлия Александровна Фалеева
Елена Шпундра
Здравствуйте, Катя!
Не буду касаться политической темы, а сосредоточусь на чувстве, о котором вы говорите. Это чувство вины. Вина за бездействие. вы просто хотите наблюдать за происходящим. Давайте определим, перед кем вы виноваты. Только не говорите "перед всей страной". Наверняка, есть один-два человека, перед которыми вы испытываете вину. Как будто, бездействуя, вы показываете им, что они для вас ничего не значат, так? Хотя, наверняка, эти люди очень ценные для вас. Представьте себе лица этих людей. Определите для себя, в чем ценность этих людей. Почувствуйте, как они важны в вашей жизни. Как бы вы могли сообщить им об этом?

психолог онлайн
Елена Шпундра
Здравствуйте, Катя!
"Подозреваю что ответ лежит в темпераменте и страхах" - может и так. А может, всё дело в инстинкте самосохранения? Человек выживает благодаря этому чувству.
Тем более, если есть сомнения в справедливости и правоте тех политических сил, за которые выступаешь. Ни одному здравомыслящему человеку не хочется быть пушечным мясом для тех, кто стравливает людей между собой. И никому не хочется быть жертвой политических манипуляций. Любая же политика - грязное и неблагородное дело, которое только прикрывается красивыми гражданскими лозунгами и призывами.
Так что, наверное, правильно, что не ведётесь на провокационные обвинения в пассивности.
Настоящая смелость заключается совсем в другом.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Здравствуйте. Ситуация в стране и вправду не простая. Криминальному или околокриминальному- психопатическому эллементу предоставили лигитимные права. Другие, которые вынуждены были себя подавлять и держать в узде получили свободу и даже инициативу. На самом деле на всю эту социальную, как вы говорите, внешнюю ситуацию можно смотреть с позиции внутреней. В каждом существует позиция и более зрелая и более примитивная - психопатическая. В такой ситуации, как бы власть не оставляет выбора. Вот что плохо. Человека, который имел свободы выбирать и жить на той позиции, которая ему была удобна и приемлема, втягиватся на примитивный уровень. Понятно что этот шизо-параноидный, психопатический уровень переживания и действия существует у каждого. Просто очень неприятно депрессивному, привыкшему испытывать вину и руководствоваться моралью - переместится в область агрессии, ненависти и страха. Это может уссиливать вину. Реальная агрессия и вина может дополнять бессознательную.
Просто нормальный здоровый человек находится между этих двух позиций - депрессивной и параноидной. На параноидной и шизоидной невозможно думать. Можно только действовать. Или убегать или нападать. Просто думаю ваши чувства нормальны. Это реакция депрессивного человека на шизо-параноидную ситуацию в стране и руководстве. Шизоидные реакции кратковременны, они запускаются автоматически. В них невозможно находится длительно. А то, что происходит на Майдане крайне пограничная ситуация, тяготеющая к подобным шизоидным и психопатическим рецедивам. Поверте, если ситуация будет нагнетаться, раскол усилится и все побегут или нападать или убегать. Поэтому пока ваша реакция нормальна. Психика пытается справится с реальными внешними и внутреними угрозами. Если вы изначально не обладаете сильным, доминирующим психопатическим радикалом в характере (а может быть как раз и обладают те, которые испытывают особо сильные чувства вины и страха; просто он у них подавлен), то ваша реакция вполне нормальна, понятна и объяснима
психолог онлайн
Катя, Вы пишете, что "чувство вины идет в первую очередь от меня самой себе", а также "Как объяснить себе и другим".
Другим это кому? И почему Вы должны им что-либо объяснять?
Чтобы за ситуация не была, человек ищет в ней свое место, свое отношение. Успешны его действия станут только в том случае, если человек имеет какой-то обоснованный для себя смысл своих действий.
Делать надо то, что Вы понимаете (что делать и для чего, какова конечная цель, какие риски), и за что готовы нести личную ответсвенность.
А что это может быть для Вас, в ситуации которая разворачивается сегодня в Украине?