боюсь думать о хорошем, чтобы не сглазить
Добрый день, уважаемые психологи!
В самом деле, я постоянно боюсь думать о хорошем, чтобы не сглазить. Зачастую бывало так, что мои "смелые" мысли действительность пресекала решительным образом: стоит лишь подумать о хорошем или высказаться уверенно, в позитивном ключе, и жизнь сразу дает по носу. Это не метафора, все получается весьма реально.
Еще в детстве я изобрела защитный прием, когда очень боялась ходить к врачу. Надо было поистерить, что будет больно. И больно не бывало. Мне кажется, в последствии это переродилось в мою проблему. Только теперь "истерить" приходится уже даже без каких-то врачей, просто, чтобы существовать в здравии. Надоело постоянно тьфу-тьфу три раза про себя. Я не суеверна и не боюсь черных кошек, и знаю модную теорию материальных мыслей. Но что делать, когда за почти каждую самую обычную уверенную мысль вроде "я это съем и все будет в порядке", приходится тут же расплачиваться. Здесь иногда помогает "бабкина" формула "как бы не сглазить". Но это же глупость какая-то. Объясните, пожалуйста, как думать смело, открыто и не бояться собственных хороших мыслей, за которые придется расплачиваться.
С уважением,
Саша
Вопрос от: ; Возраст: 30

психолог онлайн
Ну вы же не Бог, чтобы знать, что будет в будущем :)
психолог онлайн
Здравствуйте Саша. То что Вы описываете является тревожным расстройством, а точнее ОКР. ОКР - это навязчивые мысли (О - обсессии) и навязчивые действия (К - компульсии). Р - расстройство. Почему расстройство? Потому что эти навязчивости не дают Вам нормально жить, Вы постоянно находитесь в тревоге. ОКР обычно начинается в молодом возрасте (детстве, отрочестве, может и в юности), что подтверждается Вашими словами "Еще в детстве я изобрела защитный прием...". За редким исключением проблему замечают сразу, обычно обращаются за помощью во взрослом возрасте, когда ОКР "цветет буйным цветом". У меня была клиентка, которая начала обращаться за помощью в 33 года, а страдала ОКР с 5 лет.
В Вашем случае есть навязчивые мысли и ритуалы ("Надо было поистерить, что будет больно"), которые призваны нейтрализовать навязчивую мысль и снизить уровень тревоги. Временно это помагает, но не избавляет от расстройства. Умом Вы понимаете, что "Но это же глупость какая-то", но противостоять этому нет сил. ОКР само по себе может и не пройти, оно скорее трансформируется в другие мысли или действия (почему собственно и обращаются не сразу, а по истечении нескольких лет).
Теперь о том, можно ли от этого избавиться. Да можно. Если коротко объяснить суть, то необходимо "..думать смело, открыто и не бояться собственных хороших мыслей.." и при этом не делать ни каких ритуалов и защитных действий. Все просто. Но страшно. И поэтому не все могут это самостоятельно сделать. С одной стороны страшно, а с другой стороны надо знать как это все правильно сделать, чтобы остаться в здравии. Это технология, которой обладают психотерапевты. Поэтому, если не получиться избавиться самостоятельно, обращайтесь, поможем (можно и через Skype). Удачи.
Дополнение от автора
Благодарю за ответ.
ОКР. Но как объяснить тот факт, что за какой-то утвердительной мыслью следует происшествие обратно ей противоположенное? И оно происходит не в моих мыслях, не в моей голове, и даже никак не зависит от меня. Возможно, я как-то подсознательно могу провоцировать ситуации, что происходят конкретно со мной, с моим телом. Но то, что меня лично не касается? Когда я возвращаюсь домой и бодро говорю, что с моей собакой все хорошо, с моей собакой оказывается все плохо. Когда я говорю, завтра мы поедем и с машиной все будет в порядке, нечего тут волноваться, планируйте смело, с машиной оказывается все плохо. И это фактически правило, чем исключение во всех ситуациях моих положительных изречений.
психолог онлайн
Разбираться конечно лучше с каждым конкретным случаем отдельно. У меня возникает несколько вопросов.Вы вели какой-нибудь учет таких случаев? Этих случаев было 100 или 2, которые Вы привели? Были ли случаи, которые не подтверждают Ваше убеждение. Сколько их? Пробовали ли Вы специально думать "хорошие мысли" и проверять последствия?
Дополнение от автора
Не могу сказать конкретно, сколько таких случаев, но это не два и не три, и не четыре, потому что на иначе я бы не обратила внимания. Дело в том, что я довольно редко думаю "хорошо", чтобы уберечься, потому и случаи редки.
Да,я пробовала думать специально, последствия не утешительны. В конце концов это становится просто опасно. Чувствуешь себя так, словно переходишь дорогу на красный.
(Может быть, надо назло постоянно думать? Но ведь есть вещи, с которыми шутить не хочется, вроде здоровья близких и собственного в конце концов.)
Случаи, не подтверждающие.. здесь, скорее бывает так: я думаю что-то положительно и уверенно и я тут же мысленно одергиваю себя, мол не очень-то ты самоуверствуй. В таком случае положительное "прокатывает". Но ведь это все равно как ритуал. Не хочется все время дергать себя.
психолог онлайн
Здравствуйте Александра.Предлагаю все-же начать вести учет (записывать в дневник) всех "хороших" мыслей и их последствий, а также "плохих" мыслей и их последствий. И дальше анализировать, всегда ли "хорошие" мысли приводят к плохим последствиям, а "плохие" к хорошим.
Проанализируйте прошлые "плохие" события, и ответьте - как повлияло ваше думание на них. Например: ребенок, когда учиться ходить может упасть, и он иногда падает, и разбивает коленки или нос. Будем ли мы думать хорошо или плохо ребенок все-равно может упасть.
Делайте эксперименты, но без ритуалов и избеганий. Да действительно, чтобы от этого избавиться, это надо делать намеренно. При этом конечно же будет расти тревога, которая Вас и мучает.Начните с самых простых, которые по вашему мнению не очень "опасны" и далее, со временем переходите на самые "страшные".Но эти мысли должны быть максимально конкретными. Например, если Вы будете думать "Я никогда не заболею", то такая мысль действительно не сбудется, потому, что мы иногда болеем.Повторюсь еще раз. Если самостоятельно справиться не получается то обращайтесь на терапию. Когнитивно-поведенческая терапия (представителем которой я являюсь) успешно работает с мыслями. Терапию можно проводить по Skape.Счастливо.