Почему начальник меня подозревает?
Добрый день, меня зовут Дарья, мне 27 лет. Я – кандидат биологических наук, но временно работаю на должности старшего лаборанта с высшим образованием на географическом факультете университета (2 года). Обязанности исполняю старательно, все поручения выполняю в срок или заранее. Мой непосредственный начальник относится ко мне хорошо, остальные сотрудники тоже. На первый взгляд, зав. кафедрой (замужняя бездетная женщина 40 лет, доцент) тоже не имеет ко мне претензий, часто обращается с личной просьбой перевести ей какую-нибудь статью на английский язык или оформить к ней библиографию (бесплатно), но время от времени высказывает мне необоснованные претензии в мелком обмане (в рабочих моментах), в то время как мне от нее скрывать нечего. Это неприятно, но я понимаю, что все люди разные. Но последний инцидент вызывает у меня опасения. Все были заняты подготовкой к проверке из ректората. Одна из сотрудниц не могла найти документ. Я оторвала взгляд от монитора, чтобы посмотреть, что она ищет. А в это время зав. каф. с улыбкой и как-бы доброжелательно сказала: «А Даша тихонько смотрит, как у нас тут все пропадает, а потом возьмет, потихоньку унесет свою курточку и скажет: «Курточка пропала…» В изумлении я только спросила: «Зачем мне это надо?!» она ответила: «Не волнуйся, Даша, я пошутила». На следующий день, она в своей обычной манере обращается: «Дашенька, Дашулька». Но такие шутки при нескольких коллегах больше похожи на подозрение и обвинение. На кафедре ничего не пропадало, хотя в сейфе, ключ от которого в свободном доступе для всех, хранятся 500 долларов, а просто на шкафчике уже вторую неделю лежат 200 гривен. Только на прошлой неделе зав. каф. начала жаловаться, что у нее украли красивую ручку (то ли студенты, то ли еще кто-то). Как мне реагировать в такой ситуации? И если вдруг действительно пропадет что-то более ценное или какая-то сумма, то я стану ее главной подозреваемой? Тогда я не рассчитываю, что кто-то за меня заступится, т.к. в коллективе она давно, да и другие ее несколько побаиваются. Но такие слова были адресованы почему-то именно мне.
Спасибо за ответ!
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Елена Николаевна Ищенко
Здравствуйте, Дарья.
Я не знаю, как выглядели "необоснованные претензии в мелком обмане", но описанный Вами случай про другое. Весьма похоже на пассивную агрессию. То есть, человек испытывает к Вам определенный уровень злости, прямо не высказывает, но проявляет ее в таких "шуточках". Причин злости множество, но в Вашей ситуации следует подумать в первую очередь о зависти и ощущении себя должной Вашей коллеги. Ведь если Вы для нее регулярно выполняете какую-либо работу без какой-либо компенсации (в любой форме), это создает "перекос" в ваших взаимоотношениях.
Поэтому, мне кажется, никто не собирается Вас "подставлять" или серьезно обвинить в краже, если что-то пропадет. Но такие "выходки" точно не на пользу Вам и отношению к Вам в коллективе. Так что в следующий раз стоит озвучить, что Вам такие шутки неприятны/неприемлемы/оскорбительны (или те Ваши чувства от них). Я не знаю лично Вашу коллегу, так что советовать делать ли это публично или потом наедине не могу. Просто одни хорошо воспримут разговор наедине, других нужно останавливать публично, чтобы не было повторений.
И попробуйте понять, что движет Вашей коллегой. Если ее ощущение долженствования - тогда стоит найти "способ компенсации". Если же это зависть, или другая причина, тогда, хотя бы, Вы уже будете предупреждены. А предупрежден, значит вооружен. ;-)
психолог онлайн
Здравствуйте! Что особенно цепляет Вас в описанной ситуации? Почему Вы делаете работу за эту коллегу? Какие чувства Вы испытываете по отношению к ней? Может она Вас боится? Видит в Вас конкурента? Тогда "подстава", думаю, вполне может быть, если она почувствует реальную угрозу от Вас, о чем Вы даже, возможно, и не думаете. Это все домыслы, но подумать об этом стоит.