Ночью вспоминается самое плохое столетней давности., отсюда невозможно заснуть до утра
Днем я оптимистка и очень веселый человек - друзья, концерты, поддерживаю друзей морально, а как только сама выключаю свет- возникает жуткое чувство треввожности ,не могу заснуть до утра, т.к. вспоминаю самое плохое, ругаю себя что я что-то не так сделала 20 лет тому назад. Теперь ещё вспоминаю и операцию по онкологии, которая была летом. Всплывают самые неприятные картины прошлого. Именно прошлого, я не так беспокоюсь за будущее. Умом понимаю, что это не конструктивно, надо все это отпустить, но это совершенно не помогает. Перед этим 14 лет ухаживала за больным мужем и мамой, поэтому есть что вспомнить, валерьянка мне не помогает, а вырубает т.к. я астенического типа. Сегодня заснула в 8 ч. утра. Пожалуйста помогите советом. Спасибо.
Вопрос от: ; Возраст: 72

психолог онлайн
Тетяна Кідер
Вера Владимировна Морозова
Здравствуйте!
Я не дам вам конкретного совета и инструкции как заглушить чувства, что ночью был крепкий сон. Но хочу обратить ваше внимание на такие моменты.
Автор, я обратила внимание на то, что ваш возраст - 72 года.
Почему это важно?- потому, что бОльшая часть жизни вами уже прожита и пришло время (психо-физиологически)подводить итоги жизни. Так устроен человек. У каждого возраста свои задачи. Время анализировать и интегрировать свой опыт. А опыт это всегда про прошлое.
Кроме того, недавняя операция по онкологии затрагивает тему смерти и окончания своей жизни. Это веский стимул к тому, чтобы запустить (в очередной раз)поиск смысла и ценности своей жизни, найти для себя ответы на глобальные вопросы: какой была моя жизнь, как я ее прожила...
——————
“Всплывают самые неприятные картины прошлого”
Под “неприятными” картинами, я полагаю, вы имеете в виду моменты и события, в которых вам было сложно, трудно, в который возникали самые неприятные / трудные для проживания чувства (страх, боль, обида, печаль, гнев, разочарование...)
————
“Умом понимаю, что это не конструктивно, надо все это отпустить...”
Фраза ”НАДО отпустить”
для меня звучит как инструкция от головы не придавать этим событиям значения, они же уже в прошлом. Но если вы к ним снова и снова возвращаетесь, значит важны-таки, значит они еще в настоящем.
Отпустить - это результат непростого процесса проживания.
Видимо тогда, когда все эти события с вами случались (”14 лет ухаживала за больным мужем и мамой”...)они цепляли что-то самое важно в вас. Там и тогда было много непростых чувств, которым, видимо, не отвелось должного места для проживания (в силу разных причин). А все, что не прожито, в прошлое не уходит, переживания остаются с нами в настоящем.
——
”Днем я оптимистка и очень веселый человек - друзья, концерты, поддерживаю друзей морально, а как только сама выключаю свет- возникает жуткое чувство треввожности”
Оптимизм, о котором вы пишите, для меня почему-то звучит как не придавать значимости своим чувствам, не признавать важности тому, что с вами было в вашей жизни, не погружаться, проскочить. Такая активность днем и вовлеченность в события и жизнь других для меня выглядит как способ убежать от себя и “неприятного” прошлого.
---
И если уж, в моменты, когда вы остаетесь наедине с собой, все это всплывает, возможно имеет смыл придать этому значения и признать важность его для себя. И позаботится о том, чтобы организовать для себя возможность проживать свое прошлое днем. И тогла ночь останется для крепкого снах и отдыха.
психолог онлайн
Добрый день. У бессонницы несколько причин. В интернете много информации на эту тему: НО гигиена сна очень важна. постарайтесь ее соблюдать. То, что Вы крутите конкретные мысли, говорит о неврозе, тревожности. Эти состояния можно обсудить с неврологом, психиатром. Они смогут подобрать правильные для Вас средства успокоения. Однако основа невроза - Ваша реакция на некоторые события. Тут конечно помощь психолога не помешает, чтобы разобраться. Что именно чаще всего приходит на ум, какие чувства вызывает (вина, жалость, что то еще...). Если нет возможности обратиться к специалисту - постарайтесь хорошенько перечислить на бумаге все ситуации, которые Вас мучают. затем обдумайте каждую из них на предмет Вашего участия в ней, Вашей роли, возможности что то изменить, невозможности или неподконтрольности что то изменить. Обсудите с друзьями, родными - как они это видят. Чем больше внимания Вы уделите этому осознанно - тем меньше оно будет беспокоить Вас. Успехов Вам!
психолог онлайн
Здравствуйте.
Похоже, что Ваша тревога возникла (или значительно усилилась) как раз после операции. Ваш возраст подталкивает к осознанию смертности. Операция такие переживания явно "подняла на поверхность", заставила "увидеть" собственную смертность. Это сложные и тяжелые переживания. Отсюда Ваша тревога и страх. Воспоминания о прошлом с одной стороны напоминают Вам о переживаниях и возвращают в ситуации, когда Вы сталкивались со смертностью - уход за тяжело больными мамой и мужем. С другой стороны "уводят" от проблемы: ведь она в будущем, но тревожиться об известном прошлом легче, чем переживать неопределенное будущее.
Вам в первую очередь нужна поддержка в проживании Ваших сложных и трудных чувств. Это значительно лучше сделать с психологом, можно попробовать с друзьями. Но если Вы на протяжении дня "я оптимистка и очень веселый человек ..., поддерживаю друзей морально", то психические ресурсы у Вас уходят на других, а не на себя. И это только усиливает тревогу: Вы убегали от нее целый день, значит ночью она проявит все накопленное. Попробуйте поступить наоборот: жалуйтесь и переживайте, пусть Вам оказывают моральную поддержку - ведь дружба должна "работать" в обе стороны.