Что это такое?
Здравствуйте! Мне нужна ваша помощь, я не знаю, как описать состояние, которое меня иногда захватывает. Дело вот в чём. Я разносторонний человек, увлекаюсь многими вещами, но заметил в себе следующую черту: если я узнаю, что кто-то увлекается тем же, чем и я, то я теряю к этому предмету интерес и мне сложно его возродить. В этот момент я чувствую некоторое стеснение. В качестве примера - я учусь играть на одном муз.инструменте, но когда я узнал, что кое-кто из моих знакомых играет тоже, то я почему-то охладел к этому, и мне было невероятно сложно заставить себя играть снова (причём я всегда старался тренироваться в одиночестве, чтобы не мешать остальным в доме (если это важно)). Я с трудом заставляю себя заниматься дальше, т.к. давно мечтал научиться играть, но меня останавливает лишь эта черта характера (не знаю, как её назвать). Я потихоньку тренируюсь-тренируюсь, но когда слышу, что кто-то тоже занимается этим (и начинают ещё в моём присутствии обсуждать это), то мне становится нехорошо (душевно конечно же), и я хочу уйти. Я не знаю, чем это вызвано - ведь по логике должно быть наоборот, люди с одинаковыми увлечениями должны более тесно общаться друг с другом! Я не знаю, что это такое. И я очень боюсь, что это зависть. Скажите, неужели это так? Неужели я просто тупой завистливый человек?
P.S. Если нужны будут данные по моей биографии/увлечениям и т.п., обязательно укажу в ответе!
Вопрос от: ; Возраст: 20

психолог онлайн
а что именно обсуждают в те моменты, когда Вам становится нехорошо? и как себя чувствуете в ситуации конкуренции (спортивной например) ?
психолог онлайн
Почему Вы должны бояться зависти? Зависть - хорошее чувство, она - регулятор ваших желаний и вообще двигатель прогресса. Но зависть - достаточно сложное чувство, и его не всегда можно поймать в себе. Проще обнаружить другие чувства и ощущения. Вы когда узнаете, что кто-то еще, например, играет на гитаре, Вам как? Страшно? Вы злитесь? У Вас восторг? Радость? Тревога? Грусть? Что тогда с вашим телом? Оно напрягается? Расслабляется? Вибрирует? Сжимается? Парит? Что с вами тогда?
Дополнение от автора
Уважаемая Ольга Леонiдiвна!
В те моменты обсуждают как раз моё увлечение, в данном случае - игру. Т.е. кто-то из присутствующих тоже играет, и начинает объяснять на нашем музыкальном языке: 1)как он играл, 2)что он любит играть, 3)сколько времени он играет... Мне становится неуютно (почему?), и я чувствую себя, что называется (извините), нубом. Мне кажется, что я делаю то хуже, ИЛИ вообще ленюсь по сравнению с ними (кстати, если это важно, я никогда ещё не играл публично, только дома, так что никто практически моей игры не слышал... если это важно, конечно).
Как чувствую себя в ситуации конкуренции? Сложно сказать, т.к. я никогда не был в такой ситуации, чтобы с кем-то конкурировать и соревноваться. К спорту я был равнодушен и не переживал из-за неудач... Может, я просто относился к этому так, поскольку не люблю с кем-то соперничать и специально соревноваться: "у меня лучше, у тебя хуже". Но конечно же, когда задают задание и нужно его выполнить, выполняю ответственно, так как не хочу быть глупее других людей из нашей группы в вузе - это в конце концов моя учёба, я должен знать нек-ые вещи, чтобы сдать экзамены.
Дополнение от автора
Уважаемая Тетяна Артеменко!
"Почему Вы должны бояться зависти?" - я думаю, потому что это нехорошо. Это говорит о том, что ты желаешь чего-то такого, чего у тебя нет, а у другого есть, и ты этого хочешь.
"Вы когда узнаете, что кто-то еще, например, играет на гитаре, Вам как? Страшно? Вы злитесь? У Вас восторг? Радость? Тревога? Грусть? Что тогда с вашим телом? Оно напрягается? Расслабляется? Вибрирует? Сжимается? Парит? Что с вами тогда?". Скорее... я переживаю за себя: вот, люди играют, а ты никак не научишься (впервые захотел научиться играть, кстати, в 17 лет). Если этим, конечно, людям по 30-40 лет, то конечно не страшно - у них было много времени тренироваться, учиться. Если сверстники (прим. 20-25), то почему-то беспокойство. (м.б., из-за того, что они в такое время большего добились, значит они умней?)
Что с телом - оно не сжимается, конечно, просто ощущения. как если бы меня отчитали перед другими людьми, на их глазах (что само по себе неприятно), или если бы я провинился в чём-то, а меня перед всеми осуждали. Примерно вот так.
психолог онлайн
Ну, так Вы просто боитесь быть наказаны. И наказать Вас могут за плохую подготовку. Так?
Чтобы избавится от вашего состояния, нужно поменять установку. Попробуйте поставить себе парадоксальную задачу - скажем, играть или петь преднамеренно плохо, смешно, не в ритм и т.п. Проведите такой эксперимент. главное принять решение, что Вы это нарочно делаете.
Когда попробуете, пишите сюда, обговорим.
психолог онлайн
Здравствуйте. Попробуйте за собой, особенно за своими мыслями, понаблюдать накануне того момента, когда Вам уже стало неуютно: возможно Ваш "внутренний критик" успел Вас, Вашу игру сравнить, обесценить, осудить? Т.е. это Вы сами себя сравниваете, осуждаете, наказываете, не так ли?
Чего было больше в Вашем детстве со стороны родителей, педагогов - принятия, одобрения, поощрения или оценивания, обесценивания усилий, критики, осуждения, наказания?
психолог онлайн
Похоже, вы уже практически ответили на свой вопрос:
"Мне кажется, что я делаю то хуже, ИЛИ вообще ленюсь по сравнению с ними "
"я переживаю за себя: вот, люди играют, а ты никак не научишься"
Иногда, когда мы начинаем сравнивать себя с другими, и обесцениваем свои результаты, возникает "просто ощущения. как если бы меня отчитали перед другими людьми, на их глазах (что само по себе неприятно), или если бы я провинился в чём-то, а меня перед всеми осуждали."
и иногда кажется, что проще избежать ситуации сравнения и осуждения, и вообще не пробовать добиться результата => и тут потеря интереса как раз неплохо выполняет эту задачу.
Выходит я не нуб, а просто мне надоело :-)
Дополнение от автора
Уважаемая Тетяна Артеменко!
Может быть, вы и правы, что я боюсь быть наказанным за плохую подготовку. Но можно ли обойтись без специального "ухудшения" своих навыков? Я ведь ставлю себе задачу НАУЧИТЬСЯ ЛУЧШЕ, а не хуже. Разве не должно это состояние пройти в случае, когда у меня улучшится мой навык? Я предполагаю, что тогда и самооценка поднимется.
Нарочно плохо играть/петь я и так умею. Теперь я научился лучше, и "ухудшение" было бы плохо для закрепления только что приобретённых навыков (на последнем моём занятии).
Мне кажется, "наказать" меня могут только мои знакомые, которые играют. Я правильно это понял?
Дополнение от автора
Уважаемая Ольга Леонідівна!
То есть Вы предполагаете, что мне просто надоело то, чем я занимаюсь?
Я бы действительно хотел бы добиться успеха, я даже не отказываюсь от этого, меня пугает только это ощущение. Вот почему я и хочу узнать о нём. Повторюсь: я никому из них не давал послушать свою игру, поэтому о моём уровне подготовки они знают только с моих слов.
Другие правда и не задумываются о сравнениях!
Я вот и хочу узнать, как мне поступать дальше (просто я не совсем понял из ответа). Учиться я, конечно, продолжу. Просто неясно, как это чувство оставить. Вроде и хочется играть хорошо, да это не за 5 минут делается. А они вроде то же время потратили, следовательно мы должны играть одинаково, но всё равно почему-то... "завистно"/или я просто стесняюсь себя?.
психолог онлайн
"Мне кажется, "наказать" меня могут только мои знакомые, которые играют. Я правильно это понял?" - нет, не правильно. наказать Вас может мама или отец, но только когда Вы совсем маленький. Хоть Вы и не маленький, но в вашей голове живет тот маленький мальчик, который боится наказания.
А теперь к первой позиции - преднамеренно плохой игре. Советую. Вот возьмите и играйте так, если бы Вы играли как попало, не стараясь, ну вот специально так не стараетесь, не напрягаетесь, чтобы было лучше. Это не намерение играть плохо и не специально плохая игра. Это установка разрешить себе играть, как получается, пусть даже Вы будете играть хуже, чем кто-то. Просто дайте себе разрешение играть как получается, понимаете, о чем я? Если не понимаете, то я здесь больше никак Вам помочь не могу.
Но вообще-то вопрос ведь не в игре. Вопрос в том, что у Вас есть некие ранние установки, с которыми нужно идти на терапию
психолог онлайн
"То есть Вы предполагаете, что мне просто надоело то, чем я занимаюсь?"
Не совсем, я предполагаю, что Ваш страх "проиграть" сильнее, чем Ваш интерес к игре.
Попробуйте, когда будет возникать это ощущение, разрешить себе двигаться и достигать результатов в своем темпе, не оглядываясь на других.
Если будет сложно, приходите в терапию работать с этим страхом.