нужна оценка ситуации
У меня умер дедушка.
И я ничего по этому поводу не испытываю. Я знаю, вы сейчас будете писать, что это просто фаза отрицания, а потом будут торги, гнев и т.д. Что нужно погоревать, отпустить, пережить. Но мне нечего переживать. Я не отрицаю факт его смерти. Я знаю, что он умер. Он лежит в гробу, в холодной сырой земле, и больше не существует. Скоро его тело тоже перестанет существовать.
И я чувствую некоторое облегчение, но по большей части - ничего. Да, он больше не кричит на родственников, и моя бабушка не приходит ко мне плакать, потому что он невыносим. Он больше не скажет мне ничего обидного, неприятного и злого. Он не будет больше меня оскорблять. Да, хорошего тоже не произойдёт – он не будет больше готовить мне завтрак, и не будет катать меня на велосипеде, как когда-то в далёком детстве. Но мне это не то, чтоб было очень нужно сейчас. Я сама готовлю себе завтрак и на велосипеде кататься так и не научилась. И вот у меня вопрос. Является ли такое моё безразличие реакцией психологически здоровой? Ведь не зря есть традиции оплакивать, горевать и сожалеть о смерти. Когда-то давно, если что-то случалось с родственниками или близкими, я очень боялась, что они умрут, это представлялось мне катастрофой. Но теперь смерть произошла на самом деле. И ничего. Мир не рухнул, ничего особо не изменилось. Мне всё равно. Я просто продолжаю жить так же, как и жила до этого.
Вопрос от: ; Возраст: 23

психолог онлайн
Добрый день!
На ранних этапах утраты очень разные реакции могут быть вариантом нормы.
На данный момент, насколько Вас слышу, более выражена злость на него.
Чтобы действительно разобраться, что стоит именно за Вашей реакцией сейчас, нужно анализировать историю Ваших отношений с дедушкой.
В дальнейшем разные эмоции могут прийти на смену такому состоянию.
Дайте себе время побыть в том, что есть.
Если сейчас тек, пусть так.
Осложненным горем считается состояние, когда человек застряет в каких-то переживаниях по отношению к умершему на долгое время. И ему с этим непросто.
В Вашей ситуации пока сказать сложно.
Лучше, если у Вас есть люди, с которыми можно об этом говорить, какие бы чувства Вы не испытывали.
Дополнение от автора
У меня нет злости на него. Мне безразлично. Видимо, для Вас вариантом нормы является приписывать мне хоть какие-то эмоции по этому поводу, понятно.
психолог онлайн
На самом деле родственник , не всегда равно близкий человек. Бывает по-разному, можно горевать о потере друга, учителя, и довольно спокойно пережить смерть близкого родственника. И это не обязательно стадия переживания горя - отрицание. Это может быть просто свидетельство того, что между вами не было душевной связи, близости. И это тоже нормально. Ответьте себе честно на вопрос:" Кем был для меня мой дедушка? "
консультация психолога
цитата:
Является ли такое моё безразличие реакцией психологически здоровой? Ведь не зря есть традиции оплакивать, горевать и сожалеть о смерти
Традиций много разных есть, но бывает, что они достаточно больше направлены на публику, чем на то, что люди по настоящему чувствуют, думают и о чем переживают. Положено так и все. Как пример "О покойном или хорошее говорят или ничего". Хотя мысли свои и чувства от себя ведь не утаишь.
Ваше состояние вполне нормально. Бывает, что родственник чужой по духу человек или так достал всех, что люди с облегчением думают о том, что после его смерти легче станет. И испытывать чувство вины или что это ненормально не стОит. Вы честны с собой.
Хотя вот поплакать и погоревать, как мне кажется, вам есть о чем. О том, что дедушка был груб, говорил неприятные, злые и обидные для вас вещи, что кричал на родственников и ваша бабушка плакала из-за него. Что доброго, родного и любимого дедушки, о котором теплые воспоминания, нет и не будет. Не знаю был ли он и что-то изменилось или этого не было никогда. Это грустное место
психолог онлайн
Доброе утро! Вас настораживает, что Вы не испытываете всю гамму чувств и эмоций в связи с потерей близкого человека и беспокоитесь, что с Вами что-то не так? Если да, то судя по Вашему письму, дедушка не был Вам близким человеком, он обижал Вас и близких. Поэтому Ваше состояние объективно и объяснимо.
психолог онлайн
Евгения Николаевна Ландарь
Ничего подобного я Вам писать не буду.
Он не стал для Вас кем-то по-настоящему нужным и близким.
Потому и горевать не за кем.
Всё просто и банально.
психолог онлайн
Евгения Николаевна Ландарь
Здравствуйте! Если не было с человеком близких отношений, абсолютно нормально не испытывать сильных чувств. Хотя Вы пишите о своем безразличии, но говорите о ситуациях, которые эмоционально заряжены( ссоры, конфликты, детские воспоминания). Эти ситуации вызывали у Вас определенные чувства, и сейчас они есть, возможно, Вам сложно их определить, и это воспринимается как их отсутствие. Если Вы об этом пишите - значит это важно для Вас. А если что-то важно - стоит разобраться почему, и какие чувства за этим стоят.