Как пережить смерть близкого человека
Вот уже два месяца, как умер человек, с которым навсегда будет ассоциироваться детство, что-то нежное, веселое, доброе, семейное - мой любимый дедушка. Вот понимаю, что должно уже немного стать легче, а оно все никак. Пока просто не могу поверить, что его больше нет. Не могу находится в их с бабушкой доме, потому что там ничего не поменялось - все так же пахнет вкусным домашним хлебом, и борщем из печки, все так же тепло и уютно, на своих местах его книги и тетрадь со стихами и песнями, как-будто он просто ненадолго вышел из дома. Как будто вот сейчас он просто зайдет и в привычной ему манере скажет: почему ты грустишь, давай споем. И начнет громко петь народную песню и танцевать, или расскажет анекдот, но так смешно и открыто, что просто нельзя не улыбнуться. Этой зимой у них с бабушкой была 60 годовщина свадьбы. Он прочитал бабушке такое стихотворение, что мы все рыдали. Он наверное что-то чувствовал, потому что дал каждому наставление, и как-будто подвел итоги жизни: построил дом, вырастил 3 сына и 1 дочку, имеет 8 внуков и два правнука. А пару дней назад мы нашли бумажку, где корявым почерком было написано: завещание моей любимой семье все в стихах, я пока что смогла прочитать только первый столбик. Благодаря бабушке и дедушке я точно знаю, что настоящая крепкая любовь существует. Когда два года назад у бабушки случился инфаркт он орал под реанимацией: боже не забирай мою голубку и пел песни, что мурашки по коже бегали. И она выжила, вопреки всем прогнозам врачей, выжила для него. Где-то в это время у него начались проблемы с памятью, врачи сказали, что помочь ничем нельзя. И даже в этой ситуации, когда он помнил имя только бабушки, он называл нас внучек и внучка, чтобы не обидеть. А еще он научил нас играть в шахматы и много чего другого
Вопрос от: ; Возраст: 22
Дополнение от автора
И я больше всего чувствую вину, за то, что не приехала к ему, тогда, когда он уже лежал в постели. Знала, что скоро все закончится и не приехала. Может просто хотела запомнить его другим: всегда веселым и полным сил. А он был сильным до конца, даже когда совсем не оставалось сил, даже когда было больно, он не кричал и не плакал. В субботу утром, когда у него совсем не было сил встать, и мой папа спросил, что он может для его сделать, дедушка сказал - хорошо дать пощечину, а то на улице весна, птицы поют, а он разлегся, и засмеялся, в последний раз..... Через пол часа он уснул, а через три дня ушел, так и не дожив до своего 83 двух дней. Я понимаю, что станет легче и печаль и слезы заменит светлая память, но пока при каждой мысли о дедушке хочется просто плакать, а мне он до сих пор снится живым веселым и смешным

психолог онлайн
Хорошая семейная история. Грустная, но хорошая. Пока что Вам плачется. Значит, надо плакать. Чем можем быть полезны Вам на сайте?
психолог онлайн
Добрый день!
Вы пишите, что прошло только 2 месяца, это очень мало для горевания. Обычно это занимает около 1-2 лет и это нормально. Если Вы хотите плакать, то не сдерживайте себя. Хотите вспомнить и поговорить о дедушке, то поговорите с близкими и родными. У Вас прекрасная история семьи. Чувствуется много тепла, заботы и любви.
цитата:
И я больше всего чувствую вину, за то, что не приехала к ему, тогда, когда он уже лежал в постели. Знала, что скоро все закончится и не приехала. Может просто хотела запомнить его другим: всегда веселым и полным сил.
цитата:
Я понимаю, что станет легче и печаль и слезы заменит светлая память, но пока при каждой мысли о дедушке хочется просто плакать, а мне он до сих пор снится живым веселым и смешным
Возможно, Вам тяжело отгоревать смерть дедушки еще и потому, что Вы терзаете себя чувством вины, что не приехали к нему..Он до сих пор снится Вам живым. Вашей психике тяжело пока это переработать, нужно просто время. Старайтесь больше общаться с близкими и родными.Со временем все наладится
психолог онлайн
Здравствуйте, Alla.
Искренне соболезную вашей утрате.
Сложнее всего расставаться с людьми, которые были для нас такими хорошими, теплыми, внимательными, поддерживающими, веселыми, которых мы очень любили. И очень сложно встретиться когда этот человек который в нашей памяти веселый и полный сил, находится на пороге смерти. И в первую очень встретиться со своими чувствами. Видеть как он на глазах угасает и осознавать, что этот разговор может быть последним. С этим встретиться очень сложно. Это опускает нас в сложные чувства.
И все таки ваш дедушка оставил очень много теплых, хороших воспоминаний о себе, про которые можно греться еще долго - долго, вспоминая какие-то истории с его участием.
Потеря близкого, любимого человека это всегда очень сложный период, который важно отгоревать, и на это требуется время. Это именно то время когда не стоит спешить.
И главное он оставил, то что очень крепко записалось в вашем опыте -
цитата:
Благодаря бабушке и дедушке я точно знаю, что настоящая крепкая любовь существует
Важно дать себе время, разделять свои чувства, воспоминания со своими близкими и родными, горевать, плакать, грустить, проживать.
Дополнение от автора
спасибо большое за советы и поддержку, но в том-то и проблема, что все мы как будто поменялись и если раньше было принято все обсуждать, делиться, то сейчас все члены семьи пытаются держать все в себе. В последний раз в открытую все в открытую плакали на похоронах, хотя какая-то дальняя родственница пристыдила, мол человек хороший был, но он уже старый и вообще так и для его и для нас лучше. Почему лучше, чем лучше, кто это решил? До сих по прокручиваю её слова в голове. В итоге если и говорим совместно о дедушке, то как будто о живом, если и вспоминаем, то с улыбкой. Вот так и плачем себе все по одиночку, очень боюсь ранить папу, ему сейчас тяжелее чем мне. Он прикладывает максимум усилий, чтобы поддержать бабушку, которая все еще в шоке и по-прежнему накрывает стол, оставляет пустым место, где раньше сидел дедушка и каждый день ходит к ему на кладбище. Мне кажется, что дедушке и самому бы не понравилось, если бы он увидел нас такими кислыми. Муж не говорит со мной на эту тему потому что боится моих слёз. Пытаюсь успокоить себя тем, что в каждом из нас, его потомком живет часть дедушки и это видно по манере поведения, отношению к жизни, творческим наклонностям. По моему настоянию мы даже записали в тетрадь все самые крутые пословицы и анекдоты дедушки. Очень хочется передать эту свежую память дальше, думала написать стихотворение, или рассказ о дедушке, но пока кроме слез это ни к чему не приводит. Хотя раньше стихи помогали мне переживать трудные моменты. Чувствую себя эгоисткой, ведь рыдая, я жалею себя, а не дедушку. А какое право я имею себя жалеть, если этот человек сделал для меня так много и навсегда останется в сердце. В общем, много вопросов без ответов и в очередной раз разрыдалась, а ведь хотела сказать спасибо за совет.
психолог онлайн
Спасибо Вам за обращение! Крепитесь