Мать с тяжелым характером
Доброго времени суток, мне 19 лет, живу с матерью, родители давно развелись. Мама достаточно симпатичная женщина, но до сих пор одна, так как имеет тяжёлый характер и поэтому практически даже не общается с родной матерью и другими родственниками. Можно сказать, что кроме меня у неё никого нет. Именно по причине характера ей сложно найти работу и сейчас она безработна. Желания менять что-то в жизни у неё абсолютно нет, помимо этого ещё достаточно долгов и кредит, вечно ноет как всё плохо. Последний год начала частенько пить и искать себе новые знакомства в своём кругу, так как ей постоянно необходимо общение, которого я к сожалению ей дать не могу, да и особого желания она не проявляет(сама по себе я очень замкнута). Вот сегодня очередной случай, когда она возвращалась домой после посиделок и её избили (такое случается уже не первый раз). Как сердцем чувствовала, вышла к подъезду, а она там сидит под ним. Забрала домой, в неадекватном состоянии накинулась на меня, еле успокоила. Моя нервная система из-за этого уже на пределе, вечно не нахожу себе места, когда она не дома, всё переживаю, где она и как. Можно сказать живу в страхе, хотя все мы знаем, что делать этого нельзя. Пьёт она не от хорошей жизни понимаю, да и не алкоголичка она, по две недели может не пить. Пока дома конечно сидит, а как выйдет куда-то так тянет её в одно и тоже место, ведь там знакомые и выпить ха компанию конечно можно. Честно, сижу и не знаю, что делать вот совсем, ведь ещё и говорят, что люди не меняются....
Вопрос от: ; Возраст: 19

психолог онлайн
Доброе утро! Очень сочувствую Вам! Вы не можете повлиять на маму, но Вы можете не поддерживать ее деструктивное поведение. Важно строить Вам свою жизнь. Что Вы знаете про созависимость?Симптомы созависимости:Ощущение зависимости от других.
Пребывание в контролирующих отношениях, которые унижают личность.
Низкая самооценка.Потребность в постоянной похвале и поддержке окружающих, чтобы чувствовать, что все хорошо.Ощущение бессилия, что можно что-то изменить в деструктивных отношениях.Потребность в алкоголе, еде, сексе, работе, других отвлекающих стимуляторах для отвлечения от проблем и переживаний.
Неопределенность личных границ.
Ощущение себя в роли жертвы, шута.
Неспособность ощущать настоящую близость и любовь.
психолог онлайн
Созависимость это не только вторичное явление, связанное с алкогольной или наркотической зависимостью близкого, это и нарушение развития личности, которое сформировалось в ранних детско-родительских отношениях.
Эталонным примером созависимости являются семейные отношения алкоголика и его жены, где она на протяжении многих лет (10-20-30-40 лет…) безуспешно пытается спасти спутника жизни от пагубной привычки и, таким образом, лишает себя своей собственной жизни. Несет свой и чужой крест, а ноша ей эта не под силу, вот упадет под непосильным грузом.
Нередко созависимые отношения возникают между матерью и ребенком, отцом и ребенком, братом и сестрой и даже близкими друзьями. Поэтому риск попасть в капкан созависимости есть у каждого человека.
Созависимые это те, кто неправильно и неэффективно реагируют на алкоголизм, наркоманию или другую зависимость близких и выстраивают с ними отношения по треугольнику Карпмана, выступая одновременно преследователем, спасателем и жертвой.
Треугольник Карпмана
Цель созависимого – получить негативное внимание, снятие с себя ответственности, стабилизация самооценки, выполнение негативных детских программ и т.д. Состояние взрослого отсутствует в этих ролях.
Роль Жертвы.
Поведение: пассивность, постоянные жалобы, демонстрация своей нежизнеспособности, нет ресурсов или кто-то должен измениться, чтобы «я» был счастливым.
Цель: быть спасенным или наказанным.
Эмоции: жалость к себе, обида, тоска, страдания…
Когниции (мысли): «я не могу решить свои проблемы, моя ситуация не может быть решена, со мной поступили несправедливо» и т.д.
Психология созависимости – это психология вечной жертвы, которая противостоит несправедливости мира, хочет, чтобы ее все жалели и защищали и при этом не делает никаких попыток, чтобы изменить свою жизнь.
Роль Преследователя.
Поведение: агрессивное, постоянные обвинения, действует исключительно в своих интересах; постоянно ищет недостатки у других, находится в негативной позиции по отношению к людям, критикует, контролирует.
Цель: захватить чужую территорию, наказать других.
Эмоции: злость, бессилие, чувство превосходства, ненависть, гнев.
Когниции: «Мне все должны – другие должны делать так, как я считаю нужным, людей надо контролировать, а тех, кто провинился, наказывать».
Созависимые постоянно используют различные методыманипуляции, чтобы получить помощь и сочувствие окружающих.
Роль Спасателя.
Поведение пассивно-агрессивное, оправдания, действия направлены на спасение других (при этом Жертва забывает про себя), делает больше для других, нежели хочет делать, спасение происходит так, что в конце все остаются недовольными, проблемы не решаются.
Цель: построение барьеров.
Эмоции: вина, праведный гнев, раздражение, жалость, обида.
Когниции : »Я должен спасти, предупредить беду любой ценой, без меня не справятся».
Отношения, построенные соответственно треугольника Карпмана, становятся заменой настоящей близости.
Выход из этого треугольника возможен, если выстроить треугольник Партнерства, в котором роли будут распределены таким образом: Учитель-Помощник-Ученик.
Опасность созависимости.
Созависимость от алкоголика или наркомана – это короткий путь к психологическим расстройствам и уничтожению личной жизни. Человек перестает жить своей жизнью, ставит в приоритет ответственность и заботу о зависимом. Поэтому очень быстро теряют свой круг общения, забывают про хобби и долгосрочные планы и растворяются в зависимом человеке, не понимая при этом, что таким образом губят и его.
Постоянный стресс, напряжение, тревога, сниженная самооценка негативно влияют на психическое здоровье, нередко через несколько лет после жизни рядом с зависимым у созависимого развивается тяжелая депрессия и другие расстройства, могут появиться и суицидальные мысли.
Кроме опасности для социального и психологического здоровья у созависимого большой риск самому стать зависимым: нередко жены зависимых от отчаяния сами начинают прикладываться к рюмке, чтобы лучше понимать мужа, стать ближе ему, и в последствии становятся пациентами наркодиспансеров.
Расстройства сна, пищевого поведения, психосоматические заболевания также спутники жизни созависимого.
психолог онлайн
Здравствуйте,
вам не нужно ничего делать по поводу вашей матери. Ваша мать имеет право жить той жизнью, которой она считает нужным. А вы живите своей. Если имеете возможность съехать, стоит это сделать.