Психоанализ. Теории нарциссической регуляции.
Нарциссическая регуляция – это поддержание аффективного равновесия в отношении чувств внутренней стабильности, собственной ценности и уверенности в себе. Центральная проблема нарциссизма – проблема собственной значимости и ценности личности. Не имея возможности опираться на внутренние ресурсы, нарциссическая личность постоянно находится в поиске внешних ресурсов, внешних объектов идентификации. Она ощущает пустоту и одиночество, сверхчувствительна к любым стрессовым событиям, что порождает трудности в адаптации.
Впервые термин нарциссизм появляется у Фрейда для обозначения гомосексуального выбора объекта. Гомосексуалисты видят сексуальный объект в себе и ищут похожих на себя молодых людей, которых они могли бы любить так, как мать любила их.
Фрейд предполагал, что существует стадия сексуального развития, между аутоэротизмом и объектной любовью, когда человек видит объект любви в самом себе, в своем теле.
В рамках энергетической концепции нарциссизм рассматривался Фрейдом как застой либидо, которое не направлено ни на какие объекты. Абрахам писал, что психосексуальной характеристикой раннего слабоумия является возврат пациента к аутоэротизму. Больной переносит на себя, как на единственный сексуальный объект то количество либидо, которое нормальный человек распределяет между окружающими людьми и предметами.
Аутоэротизм отличается от нарциссизма тем, что нарциссическое либидо направлено на Я как целое. Я как целое формируется через отождествление с образом другого человека, поэтому в «Скорби и меланхолии» Фрейд трактовал нарциссизм как состояние интериоризации интерсубъективного отношения, нарциссическое отождествление с объектом.
Позже Фрейд разделяет первичный и вторичный нарциссизм. Первичный нарциссизм необъектен, в нем полностью отсутствует отношение к окружению, Я и Ид слиты. Нарциссизм Я – это вторичный нарциссизм, извлеченный из отношения к объектам и сформированный через самоотождествление с другими людьми. Вначале жизни все либидо направлено на самость. Позже, часть энергии либидо вкладывается в объекты, и образует объектное либидо. Эта же энергия может быть взята у объекта и снова вложена в самость, что и является вторичным нарциссизмом. Фрейд считал, что существует обратная связь между нарциссическим и объектным либидо: чем больше вклад в объект, тем меньше нарциссизм, и наоборот.
Салман Акхтар группирует взгляды Фрейда на нарциссизм следующим образом:
-
Первичный и вторичный нарциссизм.
-
Нарциссический объектный выбор: любовь только к тем, кто отражает собственные черты.
-
Нарциссические принципы Эго идеала: это психическая структура, содержащая идеальную версию самого себя и толкающая на реализацию этого образа. В этом случае нарциссизм смещается с психики сегодня на психику завтра.
-
Отношения между любовью и нарциссизмом. Любящий человек лишается части своего нарциссизма, и она может быть возвращена только любовью другого. В состоянии любви объект ставится на место Эго идеала и идеализируется.
-
Нарциссический тип характера, чертами которого являются агрессивность, лидерские качества и поразительное влияние на других, связанное с фиксацией большого количества либидо на Эго.
Познание реальности приносит разочарования. Грандиозное удовольствие и внутренняя уверенность сменяются чувством бессилия и неспособностью справиться с затапливающими аффектами. В качестве защиты от состояния беспомощности ребенок обращается к механизмам отрицания и идеализации. Появляются фантазии о собственном величии, что является важным и необходимым этапом созревания ребенка. Если на ранних этапах развития родители поддерживают эти защиты, фантазии о собственном величии не становятся грандиозными, и со временем ребенок станет способен воспринимать мир реалистично. Возникнут репрезентанты реального Я и реальных объектов.
В случае, если фрустрация чрезмерна, или отрицание и идеализация на ранних этапах не поощряются, фантазии о собственной грандиозности превращаются в нелепые и опасные.
Основным симптомом нарциссического отклонения является нестабильная самооценка, выражающаяся в особой подверженности обиде. Человек, не страдающий нарциссическими нарушениями, старается оценить подлинное значение обиды, согласиться с критикой или возразить, если она несправедлива.
Человек с нарциссическими нарушениями прибегнет к отрицанию болезненной реальности посредством идеализации собственной личности и ближайшего окружения. Однако при этом недостатки также раздуваются, представление о собственной личности колеблется между полюсами негативных и позитивных представлений о величии.
Человек с нарциссическими нарушениями устанавливает нарциссические объектные отношения. Его высокая самооценка зависит от объектов. Партнер идеализируется, что соответствует ранней идеализации родителей, а также наделяется качествами грандиозного Я, и происходит смешение себя и объектов.
Рональд Бриттон пишет о том, что изначально нарциссизм рассматривался двояко: как защита от неблагополучных отношений, и как фундаментальная враждебность к объектным отношениям. Миф о Нарциссе также имеет 2 варианта: в одном, Нарцисс считал, что другие недостойны любви, в другом он принимал свое отражение за утраченную сестру-близнеца.
Фрейд рассматривал нарциссизм как средство сохранения любви когда она невозможна. Абрахам писал о зависти, сдерживающей объектную любовь. Он также описал нарциссизм в его позитивной и негативной форме. Позитивный нарциссизм проявляется в восхищении собой. Негативный — в самоотречении.
Следуя идеям Абрахама, Розенфельд пишет о двух типах нарциссизма. В одном преобладают либидинозные аспекты, в другом — деструктивные. Мотивом для образования нарциссических объектных отношений может быть сохранение любви, путем приписывания объекту любви характеристик самости, но также и уничтожение объекта из-за того, что он другой, непохожий на самость. Розенфельд обнаружил, что возможно не только отведение либидо на Эго, но также и отведение инстинкта смерти на Эго. При либидинозном нарциссизме оценка самости завышена, самость идеализируется. Эта идеализация поддерживается идентификацией с хорошими объектами и их качествами. Все ценное во внешених объектах и мире ощущается как часть самости. При деструктивном нарциссизме идеализируются деструктивные части самости. Они направлены против либидинозной ее части, переживающей потребность в объекте и желающей зависеть от него.
По Бриттону, нарциссическое состояние — это особый тип внутреннего объектного отношения, при котором отдельное существование себя и объекта отрицается. Это идеальные отношения между самостью и Эго-идеалом, между Эго и Супер эго. Такие отношения устанавливаются для того, чтобы избежать отношений с деструктивным родительским Супер Эго.
-
Ж. Лапланш, Ж. б. Понталис. Словарь по психоанализу
-
А.А. Макарова. Проблемы нарциссизма в индивидуально-психологической коррекции наркозависимых.
-
Х.Хензелер. Теория нарциссизма. Энциклопедия глубинной психологии. Том 1.
-
Р.Бриттон. Нарциссизм и нарциссические расстройства.
-
Р Хиншелвуд. Словарь кляйнианского психоанализа.
Сайт пропонує безкоштовні поради психологів (чат).
Опубліковано на сайті 21-07-2013