волнуюсь за племянницу
Девочке 13 лет. Она сильно зажатая. У нее проблемы с коммуникацией, уверенностью в себе, правомочностью. Такое чувство, что глубоко внутри она испугана или ей стыдно. Очень хочу помочь ей обрести себя и чтобы она радовалась жизни. Семья ее - там все сложно. Девочка живет с отчимом, мамой и младшей сестрой. Родители не занимаются ею вообще, крестных родителей у нее нет, подружек как таковых - тоже. Последние пол года я провожу с ней много времени - мы гуляем по городу, посещаем интересные музеи, театры, выставки - я много ей рассказываю об истории, культуре, литературе, стараюсь помогать во всем, что ей интересно, а также по школьным предметам, но она какая-то вялая, без-инициативная, отвечает односложно - "да" или "нет". Я чувствую, что то что я делаю - этого мало. За пол года прогресса почти никакого.. Я волнуюсь. Как мне ей помочь?
Вопрос от: ; Возраст: 28

психолог онлайн
Здравствуйте, Ива
В идеале помочь ей могут мама и папа. Но поскольку по каким-то причинам они затрудняются в этом, то, похоже, что вы берете на себя функции мамы. Это ответственно и сложно.
У вас есть доверительные отношения, - а это важнейшая основа остального. Когда человек чувствует себя в безопасности, то может позволить себе сделать чуть больше, чем перед этим. Возможно, вам хочется изменений для девочки как можно быстрее, но у каждого своя скорость. Тем более - определяемая той сложной обстановкой, о которой вы пишите. Поэтому помните также о своем терпении и уверенности, заботе и любви. Тревога и жалость - самый простой способ помешать развитию.
Чем больше говорить будете вы - тем больше она будет к этому привыкать и молчать. Конечно, ее коммуникация затруднена - тем более необходимы с вашей стороны терпение и умение так выстраивать общение, чтобы у нее появилась возможность все же, хоть и медленно, кратко, но высказывать свое мнение, свои реплики.
Вы не пишите, кто еще может вам помочь и как к вашим действиям относятся родители девочки, учителя, школьный психолог.
Было бы хорошо, если бы с девочкой работал психотерапевт.
Дополнение от автора
Маме этот ребенок совершенно не нужен - она сама мне звонит и просит чтобы я приехала, забрала племянницу и чем-то ее занимала. Прямым текстом так мне и было сказано - "занимайся ею, делай что хочешь, но смотри чтоб из нее не выросло черти что". Матери некогда ею заниматься, и по большому счету она считает что у девочки все хорошо и та ни в чем не нуждается. Отчим - человек военный и они мало проводят времени вместе.
Я стараюсь выстраивать наше общение так, чтобы как можно больше вопросов задавала она, я учу ее собирать информацию, делиться своим мнением, интересоваться чужим, разными точками зрениями и т.д. Пока ей сделать это очень очень сложно. Она словно полу-девочка, или девочка-тень. Что я поняла из вашего ответа Владимир Витальевич, так это то, что тревога и жалость - это не мои попутчики (хотя их звоночки по отношению к ней я в себе замечаю, наверное потому и пишу вам). Буду стараться привыкать к ее темпу. Спасибо за этот совет.
Что касается школы - там ужасная школа. Я рекомендовала ее родителям сменить эту школу уже в следующем году, чтобы девочка 9й-10й-11й класс училась в хорошей школе. Здесь нет ни школьного психолога, полу-вменяемый классный руководитель, учителя - все пожилые женщины возрастом от 65 лет.. Ситуация в классе такая, что дети общаются групками, парами. Надо ли говорить, что девочка плохо учится?
Насчет психотерапевта. Как ей объяснить это? Как правильно подать и подготовить? Она очень боится врачей. Я месяц уговаривала ее пойти к ортодонту, поставить брекеты..
психолог онлайн
Думаю, что для этого тоже понадобится время. Потому что прямые уговоры могут лишь подорвать доверие к вам и усилить тревогу девочки, которая может отреагировать так, что с ней не все в порядке...
Чтобы она пошла, она или должна четко доверять вам. Либо вы должны привести такие аргументы - которые будут разумны, просты и понятны ей.
Какие это будут аргументы, мне, не видя девочку и зная мизер - сказать почти невозможно.
Но общее правило таково - в данной ситуации за помощью обратились вы, значит и работу с психотерапевтом можете начать вы - а запрос как раз и будет касаться всего того, что вы описываете здесь. Просто на очной консультации это может быть более конкретно и эффективно.