Отношения между отчимом и ребенком
Отношения между отчимом и сыном (8,5 лет)
Ситуация в семье такова. Старший сын от первого брака и в нынешнем браке также появился сын (2,5года). Между детьми отношения хорошие, старший проявляет и заботу, и беспокойство, и поиграть и побаловаться может. Младший всегда бежит встречать и защищает, когда брата ругают.
Между супругами (то есть мной и мужем) также отношения хорошие – присутствует и любовь, и доверие, и поддержка и вроде как понимание.
Проблема нашей семьи заключается во взаимоотношениях супруга с детьми.
Муж в детстве не имел ни отца ни по факту матери (она была, но все время занималась собственными вопросами, при этом не проявляя материнскую заботу о ребенке) и не знает родительского воспитания (воспитывала бабушка, улица и сам себя), от сюда нет понимания как себя вести с детьми, что с ними делать, как ругать или поощрять.
Беспокоят отношения со старшим сыном. Проявляется, мягко говоря, не приязнь к ребенку из-за его происхождения (не его), в различных случаях взаимоотношений между детьми автоматом получает старший (что в принципе достаточно распространенное явление, но здесь присутствует и доминирует другая причина). В адрес ребенка летят разного характера обидные слова – обзывательства и ругательства, отвечает на обращения либо сквозь зубы (доброе утро, привет, спокойной ночи) или на повышенных тонах. Сын боится отчима. С его стороны были достаточно часто разговоры о том, что ребенок потерянный и вырастет наркоманом или еще кем то, смысл един – конченым человеком. Сейчас этого нет, но это не означает, что супруг перестал так думать.
Я как мать, при этом защищаю сына и провожу регулярные объяснения последствия такого общения мужу (я психолог), также общаюсь с сыном на тему этих взаимоотношений.
Семья существует 4 года 3 из которых характеризуются вышеописанными отношениями между отчимом и ребенком.
Сложилась семья, когда ребенку было 4,5 года, тогда отношения были спокойны и благоприятны.
Интересуют следующие вопросы:
Какие возможные модели поведения мне
принимать,
как работать с сыном и супругом,
возможные выходы из данной ситуации.
Зарание благодарна!
Вопрос от: ; Возраст: 26

психолог онлайн
Здравствуйте Виктория. Вы писали, что муж не знает как с детьми обходиться. А как у него взаимоотношения с младшим?
Конечно, и Вы это понимаете, старший ребенок страдает. И это проблема не его, а взрослых.
Похоже, неприязнь - проекция на сына неприязни к своему предшественнику. Из серии - мой ребенок может быть только хорошим, а не мой - плохим (таким как его отец).
Поговорите с мужем о том, что он чувствовал, когда понимал, что брошен отцом, что нет внимания матери. Просто о его детстве. Как ему жилось тогда. Что могло тогда улучшить его жизнь? Чем мог бы помочь ему отчим, если бы он появился (думаю у матери были мужчины), чтобы не чувствовать себя одиноким и бессильным или... (его чувства).
А затем попросите так же помочь и этому мальчику, которого он теперь может понять. И что все "плохие " поступки, на его взгляд, которые совершает 8-летний ребенок, не от плохой наследственности, а именно из-за этих чувств и отсутствия помощи значимого мужчины.
Спросите как Вы ему можете помочь лучше относится к ребенку?
Спросите, хотел бы он, чтобы его ребенок оказался в такой же ситуации? И как он может помочь братьям стать ближе, так как это важно для его сына так же.
Ребенка поддерживайте, хвалите чаще, будьте как можно более беспристрастной, когда что-то натворили дети, не допускайте наказания за все проделки старшего.
Ребенок растет, и скоро подростковый возраст. Вот тогда могут начаться серьезные проблемы, которые коснутся и отчима.
Желаю Вам мудрости.
Дополнение от автора
Спасибо Марианна!
Вы дали мне уверенность в правильности моего подхода ко всем, и мужу и сыновьям.
Все что Вы рассказали по поводу разговоров с мужем, происходит регулярно, как минимум раз-два в месяц. У него достаточно сложная личность и как я понимаю здесь поможет время и терпение, настойчивость и еще раз время.
Детей стараюсь хвалить как можно больше обоих, что бы чувствовали себя, по крайней мере с моей стороны, равноценными.
И Вы очень правы - очень боюсь наступления подросткового возраста и возможных проблем, стараюсь делать все что бы этого не допустить.
С младшим сыном у мужа в отношениях также есть напряженность, он не поиграет, ни почитает(говорит что не знает как это делать), разве что изредка может побаловаться . Основное воспитание которое он берет на себя это поучение (нечто вроде - "так нельзя делать"), шлепанье по мягкому месту и прочие наказания.
"Спросите как Вы ему можете помочь лучше относится к ребенку?" - данный вопрос не задавала - задам. До этого пыталась без вопроса помочь, например обратить его внимание на достижения в школе или на помощь по дому, результаты каких либо увлечений.
Старшего сына жалко так как он постоянно стучится в закрытую дверь: безответно говорит "я тебя люблю", или в очередной раз в надежде на похвалу прибегает к мужу продемонстрировать что он сделал (сын увлекается бисероплетением и является левшой) и максимум что он слышит это унылое "угу". Иногда так хочется сказать ребенку что бы он больше туда не стучал..., но тогда мне кажется совсем все рухнет.