чувство вины после смерти мамы
Добрый день! Прошло 10 дней после смерти моей мамочки. Каждый день я с сожалением размышляю о том, как вела себя по отношению к ней. Я прочитала много информации и поняла, что чувство вины после ухода близкого - это норма. Но тем не менее не могу успокоится. У неё был рак и болела она 7 лет. За это время все как бы привыкли к болезни. Когда мне было около 20 лет и появился первый молодой человек, отношения с мамой стали более натянутыми, ругались, я ей сильно трепала нервы. Умудрялись не разговаривать по пол года. Когда в 22 года я стала жить одна, отношения улучшились. Стали общаться как два взрослых человека, делились всем и обсуждали всё. Я навещала её через день и звонила каждый день. Она была довольна мной и говорила, что я меняюсь в лучшую сторону. В последний месяц её жизни я даже уволилась, чтобы побыть с ней, поухаживать, заодно найти новую работу. Хотя и не знала, что у меня только месяц. Так вот про чувство вины: какой бы хорошей я для неё не была, сама я знаю, что часто меня мучали приступы раздражения. Просто невыносимо. Иногда я срывалась, невольно её обижала, уходила не попрощавшись. Как только уходила, сразу становилось стыдно. Иногда как будто была бесчувственной: скажем, она не может сделать какое-то простое действие из-за отсутствия сил, а я только злюсь и смотрю на это, не помогаю. Также я часто требовала сказать мне спасибо за то, что я помогаю. Мама злилась на меня в такие моменты. Говорила, что если я за благодарность что-то делаю, то лучше не делать вообще. Меня раздражал её кашель (рак лёгких), скажем, в машине я постоянно слушала плеер чтобы его не слышать. Даже когда она мне что-то говорила, делала вид, что не слышу. Есть ещё один момент: у меня сестра 26 лет, своей семьи пока нет. Она не помогала маме вообще. И это меня бесило. Но я не сестре высказывала, а маме (вроде как а не пора ли сестру попросить помочь, мама отвечала, что просила, но заставить-то не может). В последний месяц её жизни, который я решила помогать ей, я не посвятила целиком этим заботам. Я думала, у меня ещё много времени впереди. Ходила в бассейн, встречалась с молодым человеком, по магазинам.Естественно и к маме заходила, сидела с ней,но не 24 часа в сутки. Сейчас мне некоторые говорят,что и не нужно ей было, чтобы кто-то сидел 24 часа.А я себя ругаю, что занималась и своими делами.Ещё ругаю за то, что не говорила ей,как сильно люблю, как восхищаюсь ей.Сейчас про себя я говорю так много хорошего о ней!а при жизни почти ничего...как бороться с чувствами?
Вопрос от: ; Возраст: 24

психолог онлайн
sveety, чтобы ваши чувства успокоились необходимо время. Вы все понимаете и осознаете, но Вам необходимо все это пережить. И очень важно разделять с кем-то свои пережтвания, мысли и чувства. И не надо с этим всем бороться, просто необходимо понимать что этот внутренний процесс переживаний есть нормальным и контролировать, чтобы чувство вины не брало верх над Вашей любовью к маме. Может Вы и не нашли времени сказать ей как сильно вы ее любите и дорожите ей, но поверьте, что она это понимала без слов. И она очень Вам благодарна за вашу любовь и опеку, которую вы ей дали.
Вспышки гнева также естевственная реакция, думаю мама вас понимала: на сколько Вам было трудно жить в ситуации, что рано или поздно вы потеряете родную мамочку. На бессознательном уровне это может восприниматься предательством со стороны мамы и агрессия есть нормальной.
sveety, думаю мама очень была вам благодарна и любила Вас очень, и возможно, точно так же не могла найти времени чтобы Вам сказать все важные слова.
Дополнение от автора
Да, спасибо! я знаю, ни на секунду не сомневаюсь, что она меня очень любила и была благодарной. Просто я также знаю, что могла дать ей больше. За день до смерти я всё-таки призналась ей в любви и попросила прощения. Она сказала, что прощает мне всё. Это то, что меня утешает. Но без неё так пусто, позвонить некому, зайти не к кому. Она была огромной частью моей жизни. Вам спасибо за ответ!
психолог онлайн
Здравствуйте Свети.
Вы сейчас находитесь в горе. Именно эти чувства вины говорят, что вы действительно любили свою маму. Часто после смерти дети винят себя в смерти родителей, даже пытаются уйти с ними.
Ваши мысли о том, что вы не были с ней все время отсюда. Быть с умирающим человеком очень тяжелый труд. Ваша душа уставала и вам требовалось восстановление. Пргулка поддержка близких, бассейн. Вы же не ругаете себя, что чистили зубы или кушали, пока мама болела?
Часто при горевании люди проходят несколько этапов горевания.
-отрицание(когда не хотят верить, что страшное уже случилось)
-гнев(люди в этом состоянии ищут виноватого и похоже, что ваш гнев обратился к себе и в некоторой степени к сестре)
-плач(тогда вы перестаете винить себя и других и просто ощущаете боль, она выходит через слезы)
-прощание(эта стадия, когда работа горя уже сделана и вы наполняетесь благодарностью, что мама была в вашей жизни, можете рассказывать о ней, мысленно обращаться за поддержкой, в этот момент вы снова можете быть вместе в ваших мыслях)
Ваше горе нужно пережить. Пройдет время, за это тяжелое время вам нужна будет поддержка в том числе и ваших родственников. Хорошо бы наладить отношения с сестрой-это лучшее время для прощения. Можете поговорить с сестрой.
Вам не стоит бросать бассейн и отказывать себе в нормальной жизни.
консультация психолога
Чувство вины-одно из самых плохих в словаре психолога.У Вас как раз такая ситуация,что это чувство сейчас невозможно нивелировать или трансформировать путем налаживания отношений с родителем и путем просьбы о прощении.Чтобы это чувство не мешало жить, надо что-то делать. Да...проговорить, рассказать, поделиться с родными,повиниться хотя бы близким.Есть техника покаяния и перепросмотра жизненных ситуаций, которые вызывают чувство вины.В состоянии медитации попросите прощения у человека, ушедшего в мир иной и мысленно замените ситуацию,которая была в прошлом на идеальную ситуацию, которая по Вашему нынешнему убеждению наиболее правильная.И отпустите вину и этот мыслеобраз.Этим Вы обретете покой и гармонию в своей душе.