чувство вины
Здравствуйте!У меня такая ситуация - уже много лет меня мучает чувство вины и отвращения к себе. Я перечитала кучу литературы по психологии, посещала разные семинары, ходила на терапевтическую группу.. Психологического образования нет, но накопленные знания и умение чувствовать людей, слушать, видеть и понимать состояние человека и его причины не раз помогало "разруливать" ситуации друзей. Только себе я не могу помочь. Что бы я не делала, отношение к себе не меняется.Я пробовала забыть - через время понимаю, что все, что я делаю - себе во вред, подсознательно сводя на нет все мои же начинания. Пробовала "прожить" еще раз - когда вспоминаю - не могу ни работать, ни есть, ни спать, только лежать и плакать, орать, доводить себя до опустошения, но легче потом не становится. Я не знаю, что делать, я постоянно чувствую, что я плохая, что не достойна ничего хорошего, мне стоит больших усилий поддерживать отношения с окружающими, периодически хочется оттолкнуть от себя всех, никого не видеть и не слышать..
Вопрос от: ; Возраст: 27

психолог онлайн
Здравствуйте, Лина!
"все, что я делаю - себе во вред" - сами себя же и наказываете, чтобы почувствовать привычное ещё с детства? Бывает.
Ещё пишете, что "Пробовала "прожить" еще раз - когда вспоминаю - не могу ни работать, ни есть, ни спать, только лежать и плакать, орать, доводить себя до опустошения, но легче потом не становится". И это естественно. Ведь то, что вы делаете сродни ковырянию в старой и болезненной ране. Переживать то вы переживаете, но выхода на новое действие, осознание и прояснение отношений не происходит. Это как бег на месте - только усталость, но никуда не прибежишь.
Вам бы психотерапевтическая группа методом психодрамы! Там могли бы отыграть все свои чувства и прояснить отношения с виновником (или виновниками) вашего чувства вины. А также построить сверхреальность - желаемую вами реальность, в которой всё будет совершенно по-другому. И ещё, можно будет найти силы в корнях своего родового дерева путём психодраматического построения геносоциограммы. Да и много всего другого. И именно через действие, а не бесплодные переживания. У вас их и так было предостаточно.
Но это только в случае, если вам надоест себя наказывать. Иначе ведь не дойдёте до группы.
психолог онлайн
Здравствуйте, Лина!
В норме, вина - это чувство, вызванное внешними факторами. Оно отображает, что вы были не правы в каких-то отношениях с окружающими, раскаиваетесь, а значит имеете шанс на прощение.
Если вина направлена на себя, т.е. во внутрь, то получается, что вы и обидчик, и вы же обиженный. Это замкнутый круг. Потому, можно говорить о такой вине, как о невротической. И справиться с этим вы сможете спроекцировав вину/или обиду на другой объект. Для этого необходимо безопасное пространство, которое создается в условиях психотерапии.
Не стоит вырезать самой себе аппендицит. Доверьте это специалистам)). Обратитесь на личную терапию. Ваш опыт и знания станут хорошим подспорье в том, чтобы терапия была успешной.