один ребенок в семье - это хорошо или плохо для самого ребенка? ...
Я родила 1,5 года назад, и мы планировали ещё одного как-нибудь, но... я заболела и беременность откладывается на 2-3 года приблизительно из-за этого. А когда уже будет можно, то мне будет около 35 лет, и я боюсь, что у меня уже не будет здоровья, чтобы родить здорового ребенка, и мы с мужем в нерешительности по этому поводу, ведь возраст и т.д. Так вот я пытаюсь понять - как не вырастить из единственного любимейшего ребенка эгоиста? Как воспитывать, может его раньше в садик отдать, чтобы было общение с другими детьми? Что психологи знают о семьях, в которых только один ребенок в семье?
Вопрос от: ; Возраст: 30
нравится: 1 из 1

психолог онлайн
Здравствуйте, Яна!
Спасибо за интересный вопрос, а действительно - правда ли, что единственный ребенок в семье рискует стать эгоистом? Давайте разбираться.
Развитие ребенка по нарциссическому сценарию (то, что Вы подразумеваете под словом «эгоист», вероятно) возможно во многих случаях. Например, если происходит нарциссический захват ребенка матерью. Если для матери ребенок – это объект для компенсации своих неразрешенных бессознательных конфликтов, например:
- является неким допингом при ее депрессии (а депрессивная мать, в принципе, не может в полной мере контейнировать (снимать) тревогу ребенка, что нарушает его психосексуальное развитие;
- бессознательно воспринимается как идеализированный собственный отец, на которого она направляла в раннем девстве свои любовные желания. И теперь, во взрослой жизни, она обесценивает мужчин (своего мужа, в частности) и использует ребенка для удовлетворения своих нарциссических желаний;
- если в семье отсутствует отец или он не выполняет своих функций – не ставит границы между матерью и ребенком. Ребенок тянется к матери, а мать не хочет его отпускать, и функция отца заключается в том, что он должен поставить границы между ними «Мы с мамой тебя любим, но она принадлежит мне. А ты когда вырастишь, будешь жить со своей девушкой». Такая граница фрустрирует ребенка, но нужная для формирования его автономности от матери, его мужской половой идентичности;
- если ребенок воспринимается матерью как отщепленная собственная часть личности, которая ею не принимается – матери нужен «плохой» ребенок, на которого она будет сливать свою агрессию и проекции и т.п.
Список вариантов когда мать может «захватить» ребенка и бессознательно препятствовать его развитию можно продолжать. Здесь можно сделать такой вывод: развитие ребенка по такому сценарию, главным образом, зависит от бессознательных конфликтов матери, а не от количества детей в семье. Да, если детей несколько – то влияние захвата может быть сглажено, но проблемы это не решит.
Теперь давайте погорим – почему Вас тревожит этот вопрос? Возможно, какая-то часть Вас чувствует, что такой вариант развития возможен?... Здесь будет полезна консультация со специалистом.
И напоследок, Яна хочу пожелать Вам и Вашему ребенку здоровья и благополучия! Сейчас он проходит анальную фазу психосексуального развития – увеличивается проявления амбивалентности к родителям – все больше, кроме любви, он выражает агрессию. Принимайте это с любовь, но давайте ему понять, что Вам это неприятно (выставляйте границы). Сейчас все больше усиливается роль отца.
Удачи!
консультация психолога
Александр Нечаев
Павел Леонидович Басанский
Яна, здравствуйте!
Сразу хочется сказать: раньше в садик не отдавайте!)) Отдавайте после трёх лет желательно, а до этого возраста не ограничивайте его общение с Вами...
Воспитание ребёнка, что одного, что двоих, это очень обширная тема, и изложить её вот так в комментариях сложно. Да и тем более, что все семьи разные, дети разные, и подходы должны быть индивидуальными. Самым оптимальным вариантом (и сознательным даже) была бы очная консультация у детского/семейного психолога. В поддержку хочу сказать, что лучше изначально воспитывать грамотно, чем потом исправлять ошибки(если повезёт и получится), или всю жизнь страдать от последствий.
Удачи Вам! И здоровья и счастья Вашему малышу и Вашей семье!)
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Александр Нечаев
Александра Сергеевна Решетилова
Уважаемая Яна!
Основатель системной семейной психотерапии Б.Хеллингер говорит:"Если родительская любовь к ребёнку лишь продолжает и венчает их любовь к друг другу, то ребёнок чувствует себя желанным, принятым, уважаемым и любимым обоими родителями, он знает, что с ним всё в порядке и всё хорошо".
Отсюда - дети, их поведение, характер, проблемы с ними это ЗЕРКАЛО отношений родителей между собой. Так в каком случае в семье может вырасти эгоист? Правильно. Поэтому количество детей, возраст и т.д. здесь не играет роли.
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Яна, здравствуйте!
Сложно дать единственный ответ на Ваш вопрос. Потому что единственный ребенок, это не только эгоизм, а еще и большая ответственность для ребенка. Ведь он один является надеждой для семьи, на него возложены все ожидания родителей. Вместе с тем ребенок получает всю любовь и заботу от родителей. Мне кажется, в таком случае, нужно искать ту самую золотую середину между Вашими ожиданиями от ребенка и его возможностями. И правда интересно, почему среди всех возможных вариантов, Вы выбирает для ребенка именно роль эгоиста.
психолог онлайн
Мои коллеги всё очень доходчиво уже вам рассказали.
Но, хочу добавить от себя то, что не говорилось.
Вы, Яна, пишете: "А когда уже будет можно, то мне будет около 35 лет, и я боюсь, что у меня уже не будет здоровья, чтобы родить здорового ребенка"...
А откуда у вас, молодой 30-летней женщины, такие опасения и страхи? Кто из вашего окружения имеет такую сильную власть над вашим разумом, что внушает вам их? Доктора, любимые родители, подруги?
Вам, Яна, нужно запомнить главное: любые прогнозы имеют замечательное свойство -
НЕ СБЫВАТЬСЯ!
И особенно это касается медицинских прогнозов. Сколько я знаю счастливых матерей, не послушавших в своё вемя пугающих и отговаривающих их докторов, и благополучно родивших малышей! Так что, здесь очень многое от вас зависит.
Если трудно будет самой справится со своими страхами и тревогами, можете прибегнуть к очной психологической работе с психологом.
Дополнение от автора
Спасибо всем большое за ответы!!!
Нашего ребенка я всегда хотела, тщательно планировала и мы его очень любим, обожаем и у меня не было ни капли сомнения, что она будет самой красивой, здоровой, умной и т.д. И так и получилось! И у меня нет сомнений, что мы с мужем сможем дать ей положительный пример отношения людей к друг другу и вообще сможем воспитать правильно, насколько объективно можно выразить этот понятие. Это я про то, что нужно не забивать голову себе всякими плохими вариантами. Но со вторым - у меня так не получается. Слишком уж много болячек у меня повылазило после родов......И это пугает именно меня саму.
А все вокруг говорят - один в семье непорядок - вырастет эгоистом, нужно ещё одного! И все говорят, что всё будет ок.
Но повторюсь, что у меня нет уверенности в том, что я смогу родить здорового ребенка, остаться самой при этом более-менее здоровой, да и закрадывается подозрение, что я не смогу любить второго так как первого. Но я уверена, что смогу достойно воспитать мою дочку! И я всем отвечаю, что важно не количество, а качество)))
психолог онлайн
Яна, здравствуйте:)
ох уж эти вездесущие доброжелательные окружающие - все им не так, если не замужем, то срочно пора, если замужем и без ребенка то надо срочно рожать, а если родила одного, то немедленно и второго давай!)
для ребенка очень важно, чтобы родители могли преподать ему своим примером урок того, как можно быть счастливым человеком.
и если они не будут стараться казаться идеальными,выбиваясь из сил, а просто будут достаточно хорошими, искренними и естественными, то неважно, один будет ребенок или несколько. Дети вырастут и возьмут с собой в жизнь тепло и родительскую любовь.
Удачи Вам и крепкого здоровья:)