Помогите выбрать тактику лечения
У моей мамы, которой 59 лет, периодически, где-то раз или два в год, иногда чаще, происходят приступы, сопровождающиеся рвотой и поносом. Иногда эти приступы не удается остановить без помощи скорой. До недавнего времени я и она считали, что это вызвано проблемами с поджелудочной. Она приписывала эти приступы тому, что съела не то что надо. Но на практике были случаи, когда приступ возникал в результате шока (собака напала на кошку), прививки против гриппа (она очень боялась ее делать), переутомления вследствие работы. Недавно выяснилось, что в детстве она перенесла энцефалит, после которого в виде осложнения у нее начались приступы сильной головной боли, которые к тому же сопровождались рвотой и поносом. Я не знаю точно, какой тогда был поставлен диагноз. Она не любит вспоминать тот период. Сейчас подобные приступы она всецело объясняет проблемами с поджелудочной, кишечником и сильной интоксикацией, которая из-за этого возникает. Врач скорой помощи, который приезжал по вызову, смог остановить приступ только с помощью сильного успокаивающего средства (сибазон), которое вовсе не снижает интоксикацию :). Он посмотрел все ее анализы и другие медицинские бумаги (результаты обследований, заключения врачей) из которых следует, что никаких явно выраженных патологий желудочно-кишечного тракта у нее нет. Кроме того, он сказал, что признаков интоксикации у нее тоже не было, а тошнота не обязательно является признаком интоксикации, и рекомендовал обратиться в отделение пограничных состояний (к психотерапевту или психологу). Меня волнует прежде всего то обстоятельство, что подобные приступы она переносит мучительно, очень их боится. Из-за этого она постоянно морит себя голодом (сидит на диете), очень худая, ест только каши, сухари, витамины, постоянно делает глубокие клизмы, как только начинает плохо себя чувствовать, или чувствует какие-то малейшие боли в области желудка или кишечника, принимает в большом количестве энтеросгель. Специалисты по гастроэнтерологии часто ей подыгрывают, не желая спорить. Насколько я могу понять, не имея специальных медицинских знаний, это какая-то разновидность невроза. Возникает вопрос, как правильнее поступить в такой ситуации? Мои осторожные попытки повернуть ее мысли в правильную сторону не имеют положительного результата. Возникает вопрос, каким образом поделикатнее заставить ее сходить на прием к психотерапевту? И как вообще правильнее поступить в подобной ситуации? Боюсь, что если так пойдет дальше, она просто себя залечит.
Вопрос от: ; Возраст: 37

психолог онлайн
То есть врач скорой ей посоветовал психотерапвета (кстати есть тип проблем под названием психосоматика), но мама к нему идти не хочет?
Дополнение от автора
Немного не так. Он мне посоветовал обратиться с этой проблемой к психотерапевту. А ей я этого пока даже не говорил, чтобы не травмировать.
психолог онлайн
А почему вы думаете, что вы этим ее травмируете?
Дополнение от автора
Дело в том, что я и раньше догадывался о чем-то подобном. Но при попытках склонить ее в эту сторону она расстраивается, обижается и упорно утверждает что мы ничего не понимаем, и что у нее непременно и именно интоксикация, и что причина интоксикации - больная поджелудочная, а еще больной кишечник. А если не поджелудочная и не кишечник, значит желчный. Она говорит, что у нее, как видно, повышенная чувствительность к интоксикациям и что ей, наверное, уже ничего не поможет. Но врач дал мне понять, что интоксикации не было. Мы в этот раз не делали анализ крови, но делали экспресс-тестирование на сахар. А в прошлый раз делали и анализ крови (на следующий день), который ровным счетом ничего не показал особенного.
психолог онлайн
Может, пусть доктор посоветует ей сходить к психотерапевту? Если она дорожит мнением доктора.
Дополнение от автора
Ну может быть... Знать бы какой доктор должен ей это посоветовать...
Еще хотел дополнить. Я не уверен что это психосоматическое заболевание. Дело в том, что в момент приступа у нее давление в норме, кардиограмма ничего особенного не показывает, пульс в норме, сахар в норме и т. д. Есть только ощущение неопределенного страдания, тошнота и рвота вполне настоящие. Она говорит, что это не головная боль, а она сама не знает что. На вопрос, болит ли у нее что-то, отвечает - не знаю. Она сама провоцирует рвоту - пьет воду. Но из нее ничего не выходит. А рвота не останавливается. Еще бывают судороги. Противорвотные препараты не оказывают никакого действия, так же как и снижающие интоксикацию (имеется в виду внутривенно). Только успокаивающие средства действуют. После сибазона она просто уснула, лицо приняло здоровый розовый цвет. Через час проснулась, тошноты уже не было. Судороги немного возобновились, но потом прошли.
психолог онлайн
Оксана Ивановна Клименко
Есть только ощущение неопределенного страдания? Что это значит?
Принимаете, раз вам врач посоветовал, этим советом надо воспользоваться. Может, пусть посоветует лечащий врач...Ну вы сами должны знать, какому врачу она доверяет. В практиве моего коллеги был случай, когда хирург порекомендовал обратиться пациенту к психотерапвету, и он помог.
консультация психолога
Здравствуйте,Петр.
А приступы у мамы бывают,когда Вы рядом находитесь?
И с кем Вы живете? У Вас есть семья?
Дополнение от автора
Ну, я не знаю точно, что это значит. Но она говорит, что это не головная боль. Хотя держится за голову, натирает виски "звездочкой". Начало приступа может сопровождаться кратковременным обмороком (на несколько секунд). Потом тошнота и понос. Однажды подобный приступ у нее был, когда она отдыхала на даче у знакомых. Так она, чувствуя, что вот-вот будет плохо, среди ночи с мужем пешком проделала путь километра четыре - пять, чтобы добраться до ближайшей больницы. Если бы причина была не в области психики, я думаю, что это просто не получилось бы физически. Потом ей таки было плохо, но уже в больнице.
Да, еще. Снять приступ проще всего демонстрацией активного участия в ее спасении. Это может быть массаж, различные другие формы помощи.
Спасибо за Ваш совет, я постараюсь им воспользоваться.
Дополнение от автора
Я живу вместе с родителями. Приступы у нее бывают вне зависимости от того, где я нахожусь. Но очевидно, что они связаны с какими то факторами психологической неудовлетворенности, не слишком существенной для обычного здорового человека, но для нее фатальными. Часто это боязнь чего-либо. Последний раз причина, как я понял, заключалась в том, что она простудилась, и решила что это некий свиной грипп, которым болели ее знакомые, после которого непременно наступает воспаление легких. Она так это прочувствовала, что ей стало плохо.
консультация психолога
Петр,а у Вас есть личная жизнь? Любимый человек?
Дополнение от автора
Нет, нету
консультация психолога
Петр,тогда хочу порекомендовать Вам лично обратиться к психологу.Если хотите,то можете мне написать.
Почему Вам?
Потому что я вижу между Вами и мамой очень сильную связь и отсюда вытекают проблемы,болезни мамы,да и Вас тоже.
Подумайте.
Дополнение от автора
Я понимаю, что для психолога очень частым, так сказать, профильным вопросом является то, что Вы называете "личной жизнью", и Вам, возможно, было бы интереснее и проще оказать помощь в этой области. Но лично у меня подобных проблем нет. Я, конечно, соврал Вам, когда сказал, что у меня нет личной жизни. Конечно есть. Но на то она и является личной, чтобы быть сугубо личной. Мне не на что жаловаться в этой области - я доволен всем. А какую связь вы тут усматриваете?
Да, и имейте в виду, приступы у нее начались не вчера а еще в 70-е годы, если не раньше. Просто, если раньше эти заботы ложились на моего отца, ее маму и других родственников, то теперь они ложатся естественно на меня.
консультация психолога
Петр,я не в коей мере не лезу в Вашу личную жизнь и Вы очень узко определяете профиль психолога.
Я предлагаю это как один из вариантов помощи,за которой Вы обратились на сайт.
Дополнение от автора
Спасибо! Но я все-таки думаю, что если моя личная жизнь и оказывает влияние на нее, например тем, что я живу с ней в одном доме, а не в своей собственной семье, то во-первых, это все таки не главная проблема (на мой взгляд), и во-вторых, я все-таки вряд-ли ради даже своей мамы буду ломать свою личную жизнь. Да у меня и возможности такой нет. Вы предлагаете мне жениться, купить квартиру и жить отдельно? Спасибо, конечно, но это уже изменит мою судьбу в первую очередь. Или вы предлагаете мне просто купить квартиру, жить отдельно и таким образом уменьшить привязанность к маме? Если у меня будет такая финансовая возможность, то я так и сделаю :)
В любом случае, спасибо за Ваше участие и советы!
Дополнение от автора
Как на мой взгляд, то это больше похоже на ипохондрию
консультация психолога
Петр, я никак не считаю и совершенно ничего Вам не предлагаю менять,если Вас все устраивает.Но похоже, все таки не устраивает,раз обратились на сайт.
На Ваш взгляд похоже на ипохондрию, у кого?
психолог онлайн
Татьяна Романовна Еськова
Здравствуйте Петр! Конечно же психотерапевт данном случае это выход, но только при условии критики к своему состоянию, а в случае вашей мамы вторичная выгода от болезни превышает страдания. Это позволяет ей сконцентрировать ваше и свое и еще чье либо внимание на ее персоне и отвлечь от чегото болие срашного в ее представлении о себе. Еще можно предположить , что в фантазиях человека постоянно очищающего себя от инфекции(внешнего фактора, заражения, внедрения токсина) есть какое-то переживание нечистоты себя. То что вы расказали о перенесенном энцифалите, может быть причиной. На болие глубоком уровне возможно бессознательное переживание нечистоты своих помыслов, при желании соответствовать идеальному представлению о себе. Что вызывает это переживание и почему приступы наступают именно так как они наступают, от чего зависят необходимо выяснять. Я бы посоветовала вам прочитать, а еще лучше послушать аудио версию книги «Знайти слова » Марі Кордіналь.
Дополнение от автора
Алена Ивановна - большое спасибо за заботу, но в данном случае меня беспокоит состояние мамы, как не сложно понять. Если лично мне понадобится ваша помощь, я непременно к вам обращусь. Спасибо.
Оксана Ивановна - вам тоже спасибо, непременно поинтересуюсь книгой.
психолог онлайн
Добрый день,
я тоже склоняюсь к мысли, что проблемы у мамы не с жкт, а пихосоматического толка. Но, плюс к консультации психотерапевта, считаю необходимым вашей маме пройти комплексное обследование головного мозга у невролога. Рвота и судороги (тем более, что был перенесен энцефалит)могут быть связаны и с этой областью тоже. По крайней мере, неврорлог, должен исключить "свое". Далее - консультация врача - психотерапевта обязательна.
Дополнение от автора
Спасибо!
консультация психолога
Добрый день.
Частично то,что вы описываете попадает под диагноз "синдром раздраженного кишечника"
Рвота-возможно психогенного характера(судороги -в следствии утраты электролитов).Тем не менее-настоятельно рекомендую обратиться к неврологу и ЛОРу-исключить синдром Меньера (постэнцефалитический.)
Дополнение от автора
Большое спасибо. У невролога уже неоднократно проходили обследование. Ничего определенного не обнаружено. Что касается Меньера - головокружение у нее наблюдается лишь кратковременно, в самом начале приступа. После этого потери равновесия больше не происходит. Потери слуха также не наблюдается. Собственно выяснилось, что энцефалит в свое время тоже был под вопросом. Началось все с осложнения после скарлатины, которое выражалось примерно так же как и сейчас. Сильная головная боль, рвота, понос, сухость во рту. Подозревали энцефалит, но, на сколько я понял, обследования не позволили установить тогда точный диагноз. К психологам и психотерапевтам не обращались. А у неврологов обследования проходили неоднократно.