Эффект отторжения от психолога
Может мое обращение не совсем по теме сообщества, но все же. Уже два года пытаюсь пройти психотерапию - никаких успехов. За это время посетил 5 разных специалистов (и мужчин и женщин), со всеми пытался работать, но всех бросил после 3,4,5й встречи. Начинается какой-то эффект отторжения. Внутренний голос мне каждый раз говорит какую-то ерунду, что, мол, жалко денег, или что все это не более эффективно, чем и бабки-гадалки. Через какое-то время я себя превозмогаю и опять делаю попытки пойти на терапию, но опять что-то не то. Хотя деньги есть и я выделил определенную сумму специально на лечение. Последний раз пробовал по скайпу и тоже никак. Я понимаю, что у меня есть проблемы и что их надо решать, но не пойму что со мной такое происходит. Может я еще не готов к серьезной работе, раз бросаю? Что нужно сделать, чтобы подготовиться?
Вопрос от: ; Возраст: 31
консультация психолога
Здравствуйте. Леонид.Ваше обращение как-раз по теме.Думаю, что нужно, во-первых, захотеть, во-вторых, должно нравиться на протяжении встречи , и в-третьих, получить облегчение в конце.А что Вы понимаете про свои проблемы? Как бы Вы описали, что с Вами происходит ?

психолог онлайн
Марина Юрьевна Равчеева
Наталья Владимировна Царенко (Проценко)
Алла Владимировна Саенко
Этот "эффект отторжения от психолога" по-другому называется сопротивлением - свойственным процессу психотерапии. Сопротивление есть у каждого (у меня оно наблюдалось в своё время также) и выражается оно разным способом: от забывания о назначенной встрече, опаздывания, просыпания и пр. до имитации успешной и плодотворной работы. Мы с коллегой на последней групповой встрече прорабатывали сопротивление одного из участников - он слишком много говорил на занятиях, но всё не по сути, отшучивался, съезжал с темы. Ему было предложено посмотреть на это со стороны. Разгадка оказалась неожиданной не только для него самого, но и для всей группы (включая тренеров:). С сопротивлением можно и нужно работать. Это ваша тема. Может это протест на кого-то из родителей ... нужно исследовать.
Как подготовиться? Нужно просто научиться выдерживать душевную боль и превозмогать страх открыться. Леонид, как только вы подходите к ядру проблемы - тут же через страх включается сопротивление. И вы - в кусты. Так, к сожалению, действуете не только вы, а очень многие. Чтобы работать над собой нужно иметь внутреннюю силу и выдержку, упорство и целеустремлённость. Мало просто пойти к психологу. Хотя большинство даже на это никак решиться не могут. Вы же первый шаг научились делать, теперь стоит научиться двигаться дальше - выдерживать душевное напряжение и боль детских психотравм.
психолог онлайн
Марина Юрьевна Равчеева
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте, Леонид!
Попробуйте погуглить "негативная терапевтическая реакция" и "нарциссическое расстройство личности". Если это совсем не про вас, тогда, скорее всего, это действительно сопротивление или что-то другое, но легче разрешаемое. Хотя не исключен вариант того, что вы просто еще не нашли "вашего" психотерапевта.
Дополнение от автора
Спасибо всем за ответы и советы. На протяжении встречи не нравится. Вот вам очень нравится процесс встречи с вашим стоматологом или гастроэнтерологом? Ощущения не из приятных, согласитесь. Вот и у меня точно так же. И если в конце от стоматолога я ухожу с новой пломбой или коронкой, а от гастроентеролога - с рецептом и диетой, то от психолога с разочарованием.. Беда в том, что я не понимаю, что "покупаю" за свои деньги. По факту я "продаю" какую-то информацию о себе и за нее же сам и плачу деньги. Нет, даже не так. Не "продаю", а предоставляю безвозмездно часть личной информации о себе и покупаю "ожидание" или "разочарование". И зачем мне такие покупки? Что с ними делать? Какой от них прок? Ни на каком рынке услуг невозможно что-то подобное. В этом для меня кроется большой секрет психологии.
Про свои проблемы я понимаю, что часто у меня нет возможности принять решение ни относительно того какие брюки одеть, ни относительно вопроса выбора меню в ресторане, спутницы жизни – любого выбора. Какое-то тотальное нарушение механизма выбора. Прямо как в той известной истории про буриданова осла, который умер с голоду между двумя стогами сена так и не приняв решение из какого поесть. Кроме того, я тридцать лет взращивал патологический паттерн поведения. В общем, для всего этого мне и нужен специалист. Для формирования эффективных способов поведения и новых жизнеспособных паттернов. И уж точно не для дополнения драматичности картины моих проблем, или для прочих псевдо-терапевтических задач.
Этот вопрос для Александра Дмитренко. А как понять что это именно "мой" психотерапевт? теоретически я понимаю, что психолог должен подходить как туфля. Извините за кривость аналогии. Вы поняли, надеюсь, о чем я. Однако, купил ботинки, через два часа понял, что зря потратил 300$.. Вот так у меня и с ботинками, и с психологами. Но все же с ботинками как-то легче.. А вот обнажать эмоции каждый раз выбирая психолога не очень просто.
консультация психолога
Александр Дмитренко
Марина Юрьевна Равчеева
Леонид, хочу ответить Вам вместо Александра Дмитренко.
"Ваш"психотерапевт - это человек с которым Вам будет комфортно, спокойно и легко разговаривать. Это можно заметить сразу: если в течении получаса общения со специалистом не проходит смущение и напряжение, тревога и страх - это не Ваш психолог.
психолог онлайн
Марина Юрьевна Равчеева
Наталья Владимировна Царенко (Проценко)
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
"тотальное нарушение механизма выбора", как вы изволили выразиться, Леонид, связано с отчуждением от себя-настоящего. Т.е. вы настолько далеки от своих истинных чувств, желаний, настолько ушли в прагматизм и рационализацию, пытаясь таким образом (как вы считаете вполне разумным) навести в своей жизни порядок, что совершаете ошибку за ошибкой...
Что же касается "прочих псевдо-терапевтических задач", как вы назвали работу с сопротивлением, то, возможно, вы с ним ещё и не сталкивались...но, только потому, что ещё и не начинали по-настоящему работать. Когда начнёте - столкнётесь. И с болью тоже. От которой вы так успешно пока ещё прячетесь с помощью интеллектуализации.
психолог онлайн
Марина Юрьевна Равчеева
Павел Леонидович Басанский
Леонид, общие ощущения от работы с "вашим" психотерапевтом Людмила Владимировна обрисовала.
Однако, с учетом того, что у вас немалый опыт пребывания в кабинете терапевта, мне кажется, что суть немного в другом. С одной стороны, вы ожидаете от психотерапевта мгновенного эффекта, эдакого "взмаха волшебной палочкой", а с другой - как-то уж очень обесцениваете его работу и усилия. Если вы изначально идете с настроем на "псевдо-терапевта", то и получаете "псевдо-работу" и "псевдо-эффект". Создается впечатление, что вы просто не позволяете специалисту предоставить вам помощь, потому что, возможно, не осознавая это, не хотите признавать его компетенцию и, в некотором роде, превосходство в этом над вами.
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Леонид,согласна с Вами в том, что профессия психолога очень не простая.Поэтому учиться на него надо долго и дорого. У меня осталось чувство, что в детстве родители не давали Вам две вещи, необходимые для развития свободной личности:любовь и доверие.То есть не доверяли Вашему выбору, не принимали с любовью все, что бы Вы ни сделали, сказали, захотели.То есть не позволяли Вам быть свободным в любом своем выборе.Родители от страха часто это делают.Могу ошибаться, поправьте.Вы пишите, что 30 лет взращивали патологический паттерн поведения. Но в детстве не Вы, а родители его "взращивали", а Вы доверяли им. Психическое развитие ребенка происходит на 80 процентов до 6 лет.Он приобретает навыки,привычки, паттерны поведения.Это помогает ему приспособиться к жизни с родителями, когда от него мало что зависит.Потом, во взрослой жизни, эти привычки часто бывают неэффективными. Психотерапия помогает изменить их .При этом должно быть доверие психологу. Чувство, что он Вас принимает разного.Принимает Вас, Вашу жизнь,Ваши привычки, любой Ваш выбор. Доверие-это главное, на чем держится психотерапия. Как Вам то, что я написала? Откликается или нет?
психолог онлайн
Марина Юрьевна Равчеева
Александр Дмитренко
"С одной стороны, вы ожидаете от психотерапевта мгновенного эффекта, эдакого "взмаха волшебной палочкой", а с другой - как-то уж очень обесцениваете его работу и усилия. Если вы изначально идете с настроем на "псевдо-терапевта", то и получаете "псевдо-работу" и "псевдо-эффект". Создается впечатление, что вы просто не позволяете специалисту предоставить вам помощь, потому что, возможно, не осознавая это, не хотите признавать его компетенцию и, в некотором роде, превосходство в этом над вами" - подпишусь под каждым словом коллеги. В этом беда всех интеллектуализирующих клиентов, ведь интеллект для них - это способ защиты от кажущегося деструктивного влияния извне. Тут не без борьбы с папой-мамой обошлось. И выбирают такие клиенты, как правило, коллег психоаналитического направления (да не обижаются на меня коллеги:), чтобы как можно меньше соприкасаться со своими чувствами. Ибо там глубоко спрятана боль...
Добавлю ещё, что вероятней всего, вы, Леонид, ещё и пытаетесь сами контролировать и вести весь процесс психотерапии, чем окончательно нивелируете возможный эффект от терапевтической встречи.
Дополнение от автора
Ответ Павлу Басанскому. Я уважаю все, что вы пишите, ваш взгляд на проблему мне интересен. И мне бы не хотелось чтобы вы думали, что я презираю работу с психологом и поэтому боюсь двигаться дальше, сразу прыгаю в кусты. Я не боюсь, но я вижу один единсвенный результат -свое раздражение и недовольство. Затем мне кажется, что я зря трачу деньги. Я уже по всякому начинал и пробовал. Вы пишите, что я настолько далек от своих истинных чувств, желаний, настолько ушел в прагматизм и рационализацию, что сам не знаю где я настоящий. Может оно и так. Со стороны виднее, как говорится. Но что значит отчужден? Как это случилось и почему? И мне "больно", что я никак не могу себя заставить ходить, и вот уже 2 года в подвешенном состоянии - ни туда и не сюда. С другой стороны - разве заставлять себя это правильно? Я себя насилую, получается..
Ответ Александру Дмитренку. Мне нравится ваша аналогия с волшебной палочкой - где-то так и есть. Я понял что прямо на первой встрече этого не слушится, мои проблемы не решаться так быстро, поэтому я хожу еще несколько раз, и после 5й встречи я понимаю что ничего не происходит, что мои ожидания напрасны. Я начинаю жалеть потраченные деньги, злиться и думать, что сам виноват, обманываю себя в надежде на чудо. Разумеется, когда я иду к стилисту - я получаю то что хочу за пару часов работы. Я вижу за что плачу деньги. Когда я иду к диетологу - я тоже вижу результат. От всех есть результат, а от психолога нет. Получается, что где-то в глубине души я не верю, что результат вообще может быть, потому и выходит псевдо-работа. Тут я с вами абсолютно согласен. Но почему так?
Дополнение от автора
Ответ для Марины Равчеевой. Вы абсолютно правы, родители мне не давали любовь и доверие. Мне это приходилось выпрашивать или заслуживать. А потом мне и это надоело и остался предоставленным сам себе, как бы "заброшенным" ребенком. То что я думаю, говорю и делаю мало кого интересовало, ведь все равно надо было делать как говорит мама или отец. Все чтобы я не сделал - было плохо, не так, не то. Зато брата моего всегда нахваливали, ставили в пример. Вы спрашиваете как мне откликается то что вы написали. Плохо. Вспомнил свое детство, родителей, брата - аж скрутило живот. Ощущение тошноты и тяжести.
Ответ для Эсины Аскандаровой. Очень красивое у вас имя. Необыкновенное. Я легко нашел ваш жж, буду читать. Вы пишете, что может не подойти направление или сам метод психотерапии. Знаете, я долго пытался разобраться с ними, кое что читал, выбирал разных специалистов, единственное, что понял - не люблю директивный стиль, и ближе всего мне психо-динамическое и нарративное направление. Но я в этом небольшой специалист. Да и что можно понять о методе за пару встреч? Так что думаю, успех больше зависит от личности психотерапевта, а не от его метода. Хотя вот личность - мужчина или женщина - тоже важна.
Дополнение от автора
Ответил на все вопросы. Еще раз перечитал все ваши комментарии. Хочу дополнить. Благодаря этому сообществу, и общению с вами всеми, я понял, что самое сложное для меня, это:
1) выдерживать душевное напряжение. Я не могу договориться с собой, чтобы найти компромисс, не бросать, а остаться.
2) мне неприятно вспоминать детство и родителей. Меня злит, когда об этом спрашивают.
3) нет доверия. Постоянно ожидаю, что потрачу деньги впустую и все станет еще хуже чем было (к проблемам добавиться еще и самоедство, укор, сожаления)
4) я все хочу контролировать и знать. Любая неопределенность, безсистемность и отсутствие гарантий меня пугает. Может это параноя??
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Марина Юрьевна Равчеева
Леонид, с учетом всех недостатков онлайн-общения, отбросив рационализации и желание прибегнуть к "умным" словам, я бы хотел поделиться с вами вот чем. Читая ваши сообщения я себя ловил на ощущении "надо помочь", "что-то разъяснить", "попытаться достучаться". Но с каждым последующим вашим уточнением у меня возникало чувство преграды, стены, как будто мне дают понять, что моя помощь не нужна.
Кажется, что вы достаточно усилий потратили и тратите на обеспечение своей безопасности, контролируя всё. Для того, чтобы поколебать что-то "нерушимое" необходима доля смелости и смелости в том, чтобы соприкоснуться со страхом, в том числе страхом к другому - в ситуации психотерапии к терапевту, который якобы ворвётся в ваш мир (с детством и родителями, о которых вам сложно говорить) и что-то там натворит. Этот страх понятен.
Может быть, вы еще просто не готовы приоткрыть свой "бастион" или пересмотреть его концепцию. Крепость конструкции проверяется ее расшатыванием.
психолог онлайн
Марина Юрьевна Равчеева
Если хотите обозвать как-нибудь своё состояние и успокоиться - пожалуйста, обзывайте. Но это будет ложным спокойствием...
Дело вовсе не в паранойе.
"Вспомнил свое детство, родителей, брата - аж скрутило живот. Ощущение тошноты и тяжести" - а это его величество страх так себя проявляет, через живот и скручивание. Вот кого и чего вы боитесь, а не психолога. Психолог просто как замещающая родителя фигура...
Пора бы уж и взглянуть страху в лицо!
Он на поверку окажется не таким уж и страшным.
Это в детстве нам маленьким всё казалось большим и пугающим. Но сейчас-то чего? Не 5-ть же лет, выдержите!
И я вовсе не думаю, что вы презираете работу с психологом, нет. Ваши же "раздражение и недовольство" адресованы не психологу (только частично, как инициатору-мучителю:), а родителям и брату.
Далее, спрашиваете "что значит отчужден? Как это случилось и почему?". Но ниже вы сами же себе и ответили: "любовь и доверие. Мне это приходилось выпрашивать или заслуживать. А потом мне и это надоело и остался предоставленным сам себе, как бы "заброшенным" ребенком. То что я думаю, говорю и делаю мало кого интересовало, ведь все равно надо было делать как говорит мама или отец. Все чтобы я не сделал - было плохо, не так, не то". Вот почему!
Потому, в работе обязательно нужно касаться семьи и детства - ядро конфликта именно там. А не коснувшись ядра - ситуации не исправить!
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Знаете, Леонид, мне показалось после переписки, что Вы уже немного приблизились к тому, в чем хотите разобраться, но пока не получалось.Вы были интересны многим людям здесь, на форуме, так как ответы Вам дают по нескольку раз, Вы рассказали о себе, о появившихся чувствах, страхе и злости. Вы были смелый здесь. Хочу пожелать Вам оставаться таким же смелым, не боящимся открывать себя, замечающим других людей. И еще желаю найти хорошего психотерапевта, с которым Вы сможете просто ПОБЫТЬ, поговорить о чем-то, позлиться на кого-то, может, на него, приблизиться с ним к своему детству, ведь без этого Вы не сможете быть по настоящему свободным." Мы получаем не то, что заслуживаем, а то, чего добиваемся." С уважением Марина Равчеева
Дополнение от автора
Благодарю всех вас за диалог, участие, советы, подсказки и поддержку. Спасибо что нашли и уделили мне время. Кое что я для себя вынес. понял про свои страхи больше. Хочу еще обратиться к Павлу Басанскому. Вы написали, что такие клиенты, как я, часто выбирают психоаналитическое направление, мол, помогает избежать боли. Если это метод, который помогает рационализировать, то какой бы альтернативный вы мне бы рекомендовали попробовать?
психолог онлайн
Леонид, любое направление, в котором работе с чувствами уделяется достаточно внимания.
Это и гештальт, и психодрама(монодрама), и клиент-центрированная терапия.