Вопрос после визита к психотерапевту
Здравствуйте!
Я уже задавал тут вопрос по поводу отвращения к сексу, боязни девушек, страха познакомиться и появившейся на этом фоне психосоматики (головные боли, периодическое онемение кистей рук). На мой вопрос все здешние психологи посоветовали срочно обратиться к психотерапевту. Я обратился к невропатологу (по поводу головных болей), он все проверил (МРТ, РЕГ и т.д.) и сказал, что с нервами все в порядке и тут проблемы с психикой. Потом обратился к психотерапевту (не шарлатан, 4 диплома, из них 3 - мед. ВУЗы, работает в крупном центре, в котором в основном наркоманов лечат, он главный врач). Психотерапевт нашел кучу всего: психологические блокировки на секс, почти все виды удовольствия, полную блокировку эмоций (сказал, что я как бурлящий океан, сверху замазанный цементом), полное не умение "чувствовать" (как робот), трудоголизм (работа мне заменяет все, если ее убрать, то ничего не останется). В общем мою жизнь назвать "жизнью" язык не поворачивается. Сказал, что чтобы все это вылечить - нужен не один месяц, но головные боли должны вроде через месяц прекратиться. Встречаться с ним нужно 1 раз в неделю. Дал первое задание на неделю: нужно научиться "дурачиться" (контролируемые глупости) и вести дневник, в котором 4 колонки (ситуация, эмоции, действие и анализ), заполнять нужно пока только первые две. У меня с эмоциями проблемы, поэтому я у него раз 10 переспросил "что мне писать?", на что он ответил, что "пока пиши что хочешь, потом скорректируем". Прошло уже два дня, но ни одной записи в этом дневнике пока так и не появилось. У меня действительно эмоций не возникает (или я их не могу выделить). Пожалуйста, посоветуйте как выделять эмоции. Я себе уже и памятку сделал (виды эмоций выписал), но понять как заполнять этот "дневник" пока не могу. Помогите пожалуйста. (у него я уже раз 10 переспросил, поэтому переспрашивать как-то неудобно)
Вопрос от: ; Возраст: 28
консультация психолога
Константин Евгеньевич Ковтун
Елена Шпундра
Марина Юрьевна Равчеева
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте.
Похоже, Вы совсем не осознаете что чувствуете, поэтому следуйте рекомендации своего психотерапевта и записываете все, что хочется,думается.
Научиться сразу четко выделять и формулировать свои эмоции очень сложно и, скорее всего, у Вас с этим проблемы и этому предстоит учиться. Поэтому не бойтесь того, что не получается сразу выполнить задание психотерапевта, лучше на следующей сессии расскажите с какими трудностями сталкивались, что получалось, короче все стоит обсуждать с ним и переспрашивать столько раз, сколько Вам необходимо.
Удачи Вам, в начале пути к себе!
консультация психолога
Павел Леонидович Басанский
Здравствуйте. Напишу, как вижу Вашу ситуацию. Ваш психотерапевт в самом начале ваших с ним отношений предъявил Вам "кучу всего " Вашего- психологических блокировок, запретов, неумений. В самом начале, думаю, это было непросто вынести Вам. При этом он дал задание на неделю. Очень четкое и структурное- с записью в дневнике, с колонками. Сказал, что Вам нужно научиться дурачиться, делать неконтролируемые глупости. Хотя он сам Вас контролировал, давая задание и ожидая его выполнения. Попробуйте сейчас не мучить себя, не пробовать стараться выделять эмоции у себя, а придти на следующий прием и сказать о том, что есть. Что дневник заполнять Вам трудно, с эмоциями тоже пока не очень.И ничего страшного, если Вы будете еще сто раз говорить ему одно и тоже и переспрашивать. Психотерапевт- это работник по найму. Он работает на Вас. Вы ему за это платите. Может, как раз и научитесь с ним "дурачиться". И задание выполните его заодно.Удачи и храбрости Вам!
Дополнение от автора
Огромное спасибо за ответ!
Просто я никогда не проявлял (наверное даже не чувствовал) эмоции, поэтому мне сейчас сложно что-то написать. С "дурачиться" тоже проблема. Все, что я делал в жизни, имело какую либо полезную цель (причем полезную скорее для других. Поэтому как можно что-то делать просто так (желания то у меня нет) мне тоже непонятно.

психолог онлайн
Здравствуйте, Adalt!
Хочу вам порекомендовать кроме индивидуальной также и групповую психотерапию. В группе работать со своими эмоциями намного легче.
психолог онлайн
не проявлял эмоции..это возможно...
не чувствовал? сомнительно...скорее не мог идентифицировать...назвать...
люди по разному отвечают на вопрос."что вы чувствуете?"...
Это могут быть ощущения -то, что происходит в теле человека.
Например,
я напряжен.
Или чувствую, что трясутся руки.
Чувствую ком в груди.
У меня подгибаются колени.
Меня всего колотит.
Сухость во рту.
Горят щеки.
Твердый край стола упирается в руку
мне кажется с телесными ощущениями будет полегче...
вот и попробуйте ....
зафиксировать хотя бы то что ОЩУЩАЕТЕ в данный момент...
всеми органами чувств...
я вижу...( окно. стену, муху на потолке....)
я слышу...( за окном шуршат листья на дереве от ветра...гудит мотор машины...поет птица...)
я ощущаю в теле...( твердая спинка стула давит на мышцы спины....хочется пить...)
я обоняю...(пахнет дезодорант...или тянет из кухни пригорелым...)
начнете прислушиваться к себе...ловить тонкие нюансы ощущений...вдруг и к эмоциям приблизитесь...
эмоции -это быстрая субъективная интегральная оценка того, что есть и сейчас и прогноза на будущее.
ну хотя бы из тех ощущений, что вы описали...
какие из них приятны а какие -нет...
приятно-неприятно..хочется продолжить это ощущать..или поскорее изменить ощущения...
какие бывают эмоции и чувства и что с ними делать?
ответом на вопрос «что вы чувствуете сейчас?» будет мгновенная оценка того что есть и прогноза на будущее, которую мы переживаем как эмоцию, чувство, страсть, аффект, настроение.
Это переживание имеет окраску, тон – оно воспринимается как приятное, нейтральное или неприятное.
И оно дает нам жизненную энергию для действий
То есть, эмоциональные проявления – это - одновременная оценка событий, готовность действовать и энергия для активности.
1. Итак, очень укрупненно, вам или хорошо, или плохо, или«никак». И, четвертый вариант – не пойми что, или,амбивалентно.
в очень грубом приближении, вы можете сказать, что вам
1. хорошо
2. плохо
3. ни хорошо и ни плохо
4. местами хорошо, местами плохо
2.Теперь отделяем ощущения в теле, от собственно эмоциональных переживаний.
Да, да, да! Они связаны. И связаны напрямую.
При сильном голоде или боли – раздражительность гарантирована.
Когда организм утомлен, давление упало, человек хочет спать – он становится спокойным, грустным и т.д.
То есть, смотрим, ваше «хорошо, плохо, непоймичто и никак», связаны с телом?
Или с некими событиями реальными или воображаемыми?
Вы напряжены, потому что мышцы застоялись, засиделись?
Или что-то случилось, и вы напряглись?
Определяем, где и что вы чувствуете:
- ощущения в теле,
- эмоции и чувства.
Расшифровываем переживание, называем его, определяем его интенсивность.
Вначале, пока вы учитесь называть свои чувства, можно пользоваться списком эмоций.
Отвращение
Легкое отвращение, легкое презрение, брезгливость, гадливость, неприязнь, антипатия, отвращение, презрение, омерзение, ненависть
Страх
Тень сомнений, Промелькнувший страх, Сомнение, Легкий страх, Трепет, Страх, Опасение, Легка тревога, Волнение, Тревога, Сильная Тревога, Сильный страх, СТРАХ!, Легкий ужас, Ужас, УЖАС! УЖАС! УЖАС!, Парализующий ужас, Жуть, Умопомрачительный ужас, Паника
Гнев
Легкое раздражение, неудовольствие, легкая досада, недовольство, досада, раздражение, возмущение, озлобление, закипающий гнев, злость, злоба, запальчивость, негодование, гнев, ярость, бешенство, свирепость, исступление, остервенение, белая ярость
Горе
Легкое огорчение, разочарование, огорчение, горюшко, горесть, подавленность, печаль, грусть, жалость, кручина, боль, сожаление, горе, скорбь, горькое горе, настоящее горе
Стыд
Легкий стыд, стеснение, неудобство, смущение, стыд, унижение, стыдоба, позор (запредельный стыд), вина*
Удивление
Растерянность, беспомощность, бессилие, замешательство, удивление, изумление, оторопь, шок
Интерес
Апатия, скука, Безразличие, Азарт, Бодрость, Интерес, Вдохновение, Воодушевление, Зависть, заинтересованность, увлеченность, любопытство, собранность, энтузиазм, энергичность
Удовольствие
Безмятежность, спокойствие, благодарность, умиротворение, умиление, довольство, драйв, ликование, ирония, нежность, радость, восторг, восхищение, гордость, гордыня, счастье, эйфория, экзальтация, экстаз, любовь
Есть эмоции, которые переживаются всеми людьми, независимо от их культуры, страны, воспитания. Их называют базовыми.
Есть простые, элементарные эмоции, в которых уже нельзя выделить составные части. Например, страх. Их называют элементарными.
Достаточно часто мы испытываем сложные, составные чувства и эмоции,например,
обиду (смесь из огорчения, разочарования и злости),
злорадство (злость и удовлетворение),
вину (страх, стыд, гнев и горе)
или сложные, тонкие переживания, вроде светлой грусти или радости с нотками печали.
Попробуйте сейчас ответить на вопрос «что вы чувствуете?», пользуясь шпаргалкой со списком эмоций.
Дополнение от автора
Огромное спасибо всем за ответы и самое большое спасибо Галине Несмашна (извините, не знаю, склоняется ли ваша фамилия или нет)!!!
Запишу себе это как шпаргалку и попробую выделять пользуясь этим списком.