В каком возрасте лучше делать операцию?
Здравствуйте, уважаемые психологи!
Прошу вашей помощи в следующей ситуации: у нас с женой родился сынуля. Вскоре после родов поставили ему диагноз - врожденный порок сердца. Врачи говорят о необходимости делать операцию (остановка сердца и легких, искусственное кровообращение, два дня в реанимации без родителей). При этом выбор времени возлагают на нас, а кардиохирург на приеме сказал буквально следующее: "Лучше операцию сделать как можно скорее. Это для ребенка будет лучше ПО ПСИХОЛОГИЧЕСКИМ ПРИЧИНАМ"!
Так вот меня и заинтересовал вопрос - а чем именно психологически будет лучше для ребенка операция в очень раннем возрасте? И до какого возраста можно потянуть (именно по психологическим мотивам) это дело? Просто внешне даже не верится, что у ребенка проблемы. И как подумаю, что такого малыша нужно будет эскулапам отдавать - сердце кровью обливается...
Вопрос от: ; Возраст: 31

психолог онлайн
Елена Шпундра
Нелли Викторовна Дебелая
Здравствуйте, Стив. У ребенка с тяжелыми заболеваниями (а врожденный порок сердца является таким) со временем по мере осознавания себя и своего заболевания формируется определенное отношение к болезни и вырабатываются патохарактерологические черты. Например, ребенок начинает ощущать себя ущербным по отношению к сверстникам, возникает злость, обида, бессознательное желание, чтобы другим было тоже плохо (здесь положительное намерение- восстановление справедливости). У хронически больных детей также возникают вторичные выгоды от своего заболевания (поблажки дома и в школе, освобождение или легкий труд). Т.е. чем дольше ребенок ощущает себя больным и неполноценным, тем больше он инвалидизируется.
Кроме того, по причине порока сердца нарушается работа других органов, в которых происходят вторичные необратимые изменения. И до года у детей еще не созревает мозг, поэтому стрессы переносятся значительно легче. (Подсказывает жена- врач).
Но основное- у ребенка показание к операции по медицинским основаниям, это заболевание является угрожающим для жизни, поэтому затягивать по психологическим причинам (в том числе вашим) нельзя.
психолог онлайн
Здравствуйте, Стив.
Сразу поспешу ограничить компетенцию психолога. Выбор того, когда будет сделана операция зависит не только от психологических причин. В плане этапов развития. Вы не написали, каков возраст сына? Поэтому точный ответ еще более сложно дать.
Если говорить о возрастных нормах, то пребывания в изоляции от родителей ребенка до 1 года, а тем более операция - это серезное потресение. И трава, которая может иметь последствия. Но также это может быть и травматично и в любом другом возрасте. К примеру, до 3-х месяцев дети легче остаются с чужими людьми, так как плхо еще различают, кто о них заботиться. После тоска о маме может более явной. Чем старше ребенок, тем сложнее его уговорить на что-то, что ему не понравится. И это может создать дополнительную фрустрацию. Тем не менее, уже после 1,5 лет дети легче переносят отказы в их жеданиях, чем раньше.
В основном развитие малышей во многом определяется состоянием и отношеием к проблеме родителей.
Конечно, Вы также не пишите пределы того, как долго можно оттягивать операцию. Может это месяцы, а может и годы. И каковы последствия такого оттягивания для здоровья? Это стоит уточнять у врача. Если операцию можно оттянуть лет до 10, например, а сыну сейчас 1, то может в ней вообще нет смысла? Кто знает, какие будут технологии будущего?
Но вопрос скорее в том, приняли ли Вы как факт, что Ваш ребенок болен? Вы пишите, что Вам сложно в это поверить. И это самое страшное для ребенка: что Вы, родители, поменяете к нему свое отношение, свои ожидания. Чем малыш младше, тем больше переживаний и нагрузки ложится на родителей. Чем старше, тем более от него зависит успех исхода лечения.
Очень рекомендую Вам с женой прийти на консультацию к психологу с вопросом Вашего отношения к болезни сына, с тем, что это меняет в Вашей жизни, что это для Вас значит. И поискать помощи справиться с этой сложной, но разрешимой ситуации.
Определите цель: здоровье и благополучие сына. И действуйте согласно ей.
В большей степени от Вашей любви и поддержки, а не от его возраста, зависит то, на сколько быстро сынок оправится от такого груза, который, к сожалению, возложен на Вашу семью.