Страх работать
Кратко ситуацию можно описать так:
- мама была всегда очень требовательна ко мне. Потому, либо в силу других причин, я не умею реагировать на критику и очень переживаю, если что-то плохо делаю
- у меня отличнейшее образование, учебу закончила, пора устраиваться на работу
- был опыт на одном месте, где шеф попался достаточно неадекватный. Это не только лишь мое мнение. До меня на этой позиции люди не задерживались более, чем на 3 месяца
- сейчас учеба закончилась, нужно найти работу и зарабатывать, но я даже на собеседования хожу со страхом, что устроюсь. Боюсь не уметь, показаться глупой, боюсь недовольства шефа и коллектива.
Одним словом,я понимаю, что это все из-за моего укрепленного стремления, чтобы меня хвалили, но не ругали. Но как с этим справиться? Как правильно себя настроить? Работу-то нужно найти... Помогите, крайне важно
Вопрос от: ; Возраст: 23

психолог онлайн
Александр Витальевич Кашин
Оля, это скорее не страх работать, а страх встретиться с собой плохой. Мама видимо с детства вас так застращала, что вы думаете, что ей не нужны, если ошибаетесь и делаете что-то не так.
Поэтому чтобы не ошибаться, вы выбираете вообще ничего не делать, тем самым исключить любую возможность ошибки.
Это все исправляется в кабинете у психолога.
психолог онлайн
Оля, давайте отталкиваться от Вашей убежденности: "у меня отличнейшее образование". Наверняка, в этом есть и некоторая "заслуга" требовательной мамы. Вы целеустремленно, преодолевая трудности, получили это великолепное образование. И перешли на новый этап своей САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ жизни. Вы, конечно же, понимаете, что хорошее образование является основой (теоретической базой)для получения профессионального опыта. Процесс накопления опыта порою бывает таким же трудным как и учеба, и так же, как и в период учебы, Вы порой будете неуверенны в себе, ощущать свою недостаточную компетентность, делать и исправлять ошибки, испытывать требовательное отношение к своей работе руководителя и отдельных коллег. Но, постепенно приобретая этот опыт, "укрепляя иммунитет" (как, впрочем, это происходило и в период вашего обучения в вузе) Вы станете профессионалом, самодостаточной личностью.
Согласитесь, критика или похвала могут быть одинаково "тонизирующими" к росту, если воспринимать это правильно, не как угрозу своей личности, а толчок к развитию. В нашем обществе хвалить не принято, а вот покритиковать всякий любит. Важно понимать, зачем люди это делают, и научиться воспринимать критические замечания и хвалебные оды разумом, а не чувствами.
Перешагните через свой страх, чтобы доказать себе, что не собираетесь останавливаться на "отличнейшем образовании", готовы совершенствоваться и стать действительно самодостаточной личностью!
Дополнение от автора
Елена,
спасибо за то, что не только идентифицировали проблему, а и постарались дать советы. Я попробую следовать вашей установке, поменять просто отношение к критике
Спасибо
психолог онлайн
Искренне рада помочь, Оля! Будет не легко, но Вам удастся! Верьте в себя!
психолог онлайн
Ольга, хочется откликнуться в дополнение к своим коллегам. Чем больше внутри уверенности, что я достаточно хороша, компетентна, и меня примут и с моими ошибками тоже, тем более мы устойчивы к критике. Это состояние "я уже достаточно хороша", рождается в контакте со значимыми людьми и накапливается внутри нас. При требовательной маме можно вспринять: меня будут любить только когда я сделаю все правильно. И тогда при малейшей ошибке страшно потерять любовь, принятие. И то, что хочется похвалы, естественно. Наша самооценка формируется через видение нас окружающими, а потом становится внутренней. Вам нужно учиться замечать малейшие свои достижения, сильные стороны, что-то, что удалось, хвалить себя, замечать признание от других. Я подчеркиваю, даже за мелочи, но реальные, в любой сфере. Замечать, если вы ошиблись, а вас все равно принимают, любят, чтобы этот опыт накапливался. И это путь к укреплению своей самооценки. Особенно учитывая, что вы молодой специалист, вы априори много будете не знать, ошибаться, учиться. И вам стоит поддерживать свое ощущение компетентности во всем, чем вы обладаете, провести ревизию своих "могу", "умею". Это может стать даже увлекательным занятием, и это целенаправленная работа, которая дает укрепление личности в целом, и соответственно, меньшую уязвимость к мнению других людей. И тогда большую свободу испытывать интерес к новому, а не страх, возможность делать так, как у меня получается,и учиться на ошибках, если что. И, может, получать опыт, что не всегда будут только критиковать и требовать, могут и помочь.
Дополнение от автора
Светлана
А как это отслеживать? Что-то вроде ставить себе галочку мысленно? Или блокнотик какой-то завести? Принцип понятен, но сложно себя к этому приучить, если всю жизнь (а вы верно подметили) меня, скорее, ругали за провалы, чем хвалили за успехи
Спасибо за ваш ответ
психолог онлайн
Да, если есть привычный способ себя воспринимать, придется приложить некоторые усилия, чтобы приобрести другой навык. Можно и блокнотик, хорошая идея. И даже попросить друзей, чтобы вам помогали замечать что-то хорошее в себе. Мы порой смеемся с клиентами: "ну вот, зафиксировано, это факт, не отвертеться, у тебя это реально получилось!" Лучше делать это не одной, а в контакте с другим человеком, тогда это работает лучше, так как вы получаете реальный опыт того, что к вам может быть другое отношение, никто не отвергает вас, если вы ошиблись, и может порадоваться вместе с вами, если что-то получилось. Все это можно выстраивать в курсе психотерапии или консультирования, где вы все время сможете получать поддержку в этом процессе. Буду рада помочь, если вы захотите предпринять такую работу, обычно она значительно повышает ощущение собственной ценности и самоуважения, что улучшает качество жизни в целом
психолог онлайн
Оля, около 70% людей, приходящих в кабинет психолога и ко мне в частности - это отличники учебы, люди с прекрасным образованием (часто не с одним),это люди с хорошими мозгами, деятельные и толковые, но основной их враг -
это перфекционизм и страх оценок. Поэтому у такого человека нет понятия того, что я сделал что-то "хорошо", у них всегда есть "куда расти" и "к чему стремиться". Это и помогает в карьере, но и сильно мешает в жизни, т.к. эта планка вечно недосягаема. А работать, как вы пишете, вам все-таки нужно. Поэтому рекомендую поработать с психологом, эти вопросы решаемы. По поводу страха оценок эффективна была бы групповая психотерапия.
психолог онлайн
Да, Ольга, еще один момент. Я говорила о "накоплении хорошести". Важна идея именно так называемой "достаточной хорошести". Я УЖЕ достаточно хорошо сделала, чтобы справиться с заданием. Я УЖЕ достаточно хороша, чтобы меня любили. Не крайности: делаю либо идеально, либо никак, а серединка. Чаще всего этого действительно оказывается достаточно. И этот опыт можно противопоставить стремлению к совершенству. Хотя без него у вас не будет и драйва расти в профессии. Все хорошо в меру