Как вернуть спокойствие в семью?
Добрый день! Я замужем, с нами живет сын мужа (8 лет) от первого брака, есть общая дочка (3 года). Сын в этом году заканчивает 2-й класс, но то ли адаптация к школе проходит как-то вяло, то ли дело вовсе не в ней. В школе и дома он очень рассеян, невнимателен, постоянно забывает вещи, забывает важную информацию, не делает уроки (хотя парень по способностям очень умный, но мешает лень и невнимательность), не реагирует на замечания учителей по поводу его поведения (а поведение иногда просто ужасное). А самое главное – он не хочет нести ответственность за свои поступки, на все вопросы, почему он так сделал, отвечает «не знаю», «больше не буду», но продолжает делать. Все мысли заняты только компьютерными играми и мультиками (что вроде как само по себе не страшно, но последствия...).
Всё было бы не так плохо, если бы не вредительство родственников. Его бабушка (мама мужа) постоянно его опекает, относится к нему как к маленькому, ставит авторитет отца "ниже плинтуса", пресекает все наши попытки провести с сыном воспитательную беседу (например, когда папа говорит "будь аккуратней, не пачкай одежду", она говорит всё наоборот, типа: "ничего страшного, постирается", «хватит ему на мозги капать» и т.п.).
Еще хуже ситуация с его биологической матерью: по большому счёту сын ей нужен только для манипуляции окружающими, он чувствует, что не нужен ей, естественно страдает от этого, принимать этого не хочет и мстит тем, кто находится рядом с ним – то есть нам. А его мать остается «белой и пушистой», потому что у неё полная вседозволенность, она не заставляет сына учиться, следить за своей опрятностью, за порядком и вообще не задумывается о том, что с ним будет в будущем. Все попытки переубедить её поменять свою позицию, поменять своё поведение заходят в тупик, она вроде как соглашается со всеми нашими доводами, но за нашей спиной продолжает делать все нам на зло (покупает ему разную химию, которую мы на разрешаем, дает в школу планшет), а нам потом приходиться выслушивать жалобы учительницы на игры и перекусы во время уроков.
Посоветуйте, пожалуйста, что-нибудь: как достучаться до сына (потому что как только мы начинаем с ним говорить на тему матери, он закрывается глухой стеной от нас)? Как достучаться до его матери, которой на него наплевать, но которая не хочет его и нас оставить в покое? Как спасти нашу семью, потому что постоянные разборки и скандалы ничем хорошим не закончатся ни для дочки, ни для старшего сына.
Очень надеюсь на Вашу помощь! Заранее спасибо.
Вопрос от: ; Возраст: 29
Дополнение от автора
Хочу добавить, что воспитываем сына не только "кнутом", но и "пряником" - как только есть возможность и выпадает день без происшествий и замечаний, мы стараемся поощрить его играми и развлечениями, но это не дает абсолютно никакого результата, он не испытывает абсолютно никакой благодарности и воспринимает всё как должное, что-то типа: "вы все мне должны".
консультация психолога
Алла Владимировна Саенко
Юлия Александровна Фалеева
Здравствуйте,Александрина!
Я понимаю, что всегда хочется быстрого результата добиться от детей, но порой решения проблемного поведения ребенка связано и с атмосферой в семье. Попробуйте взглянуть на всю эту ситуацию ГЛАЗАМИ СЫНА. Ведь ему сейчас не так то и легко: взрослые разбираться между собой, кто лучший, кто имеет право влиять на него, его папа не может, или не хочет (по каким то своим причинам) отстоять свои убеждения в воспитании, не понятно где вообще границы вседозволенности родной мамы, бабушки, где отец и вы. Очень как то легко потеряться в этом всем. Может и действительно ему намного легче уйти в игры и мультики чем пытаться разобраться чего и кто от него хотят. Вполне результативно может быть если вы сами будете придерживаться какой то определенной линии, границы в воспитании. Мало информации в плане того, где вы сами в этой ситуации и как вы присутствуете в жизни сына.
Есть очень много литературы по поводу как общаться с ребенком, что бы он и вы могли услышать друг друга. Например, Ю.Б. Гиппенрейтер, Мурашова...
Дополнение от автора
Спасибо за внимание к моему вопросу.
Хочется быстрого результата, но ждём мы его уже 2 года (с1-го класса), а становиться только хуже.
«Папа не может, или не хочет отстоять свои убеждения в воспитании» - а как их отстаивать, если разговариваешь со взрослыми людьми, надеешься какими-то аргументами доказать свою правоту, а тебя не слышат? И делают все наоборот, «на зло». Границ вседозволенности мамы и бабушки нет, их аргумент «он еще маленький», им не объяснить, что когда он перестанет быть маленьким - воспитывать будет поздно. Сын и так постоянно с нами живет, видится с мамой и бабушкой не очень часто, еще больше ограничить время встреч с мамой мы не можем (она и сама не сильно хочет с ним видеться каждый день, но сын сам ей звонит и напрашивается в гости).
Я очень стараюсь придерживаться той линии в воспитании, которую ведет папа, очень стараюсь относиться одинаково к обоим детям, пытаюсь разговаривать с ним, хочу помочь мужу в воспитании старшего ребёнка, но закончились все аргументы и способы.

психолог онлайн
Добрый день,Александрина. Первое, что вам скажу, так это то, что возраст 8 лет, который совпадает с началом взросления (начальная школа) сам по себе не легкий. В этот период дети приобщаются к взрослой жизни. Они не хотят, сопротивляются, потому что там появляется ответственность за свои поступки, а это напрягает. Хочется продолжения беззаботности. У меня самой 8 -летний сын и я знаю, что постоянно приходится бороться с разными "забыл", "не помню", " исправлюсь", "не услышал" и т.д. Это своего рода протест - протест взрослости. У вас ситуация осложняется тем, что все значимые взрослые в жизни сына, насколько я поняла, ведут себя по-разному. Ребенок это очень чувствует и будет всячески манипулировать вашими отношениями себе во благо. Мой ребенок, даже с учетом одинаковости позиции всех взрослых на предмет его воспитания, может сказать мне следующее, когда я его заставляю что-то выучить: " Теперь я знаю, мама, что ты меня не любишь". Но я отстаиваю свою позицию, проясняя и объясняя ему какие-то пока непонятные ему вещи и настраиваю на подобном отношении папы, бабушек, дедушек. Это необходимо для того, чтоб ребенок не манипулировал отношениями и для того, чтоб у него сложилось определенное точное представление о том как надо, что надо, когда и что и как делать и т.д. Он должен чувствовать причинно - следственную связь по крайней мере до того времени, пока не сможет создать свою собственную. Безусловно, в вашей ситуации нужно ставить вопрос ребром относительно воздействия бабушки.Вы и ваш муж ответственны за ребенка и вам решать, как его воспитывать. Так же стоит разробраться какие отношения у вас с биологической матерью сына и у его отца с бывшей женой. Из письма не понятно почему, как вы говорите, она делает что-то на зло...? Можно попытаться распутать этот узел на личной консультации.
психолог онлайн
Алла Владимировна Саенко
Юлия Александровна Фалеева
Александрина, до тех пор, пока взрослые в вашей семье не перестанут влиять друг на друга через ребенка – никаких результатов не будет, ни через год, ни через два. И «делать что-то» тут нужно не с ребенком, а со всей семейной системой, в первую очередь – с Вами и мужем, т.к. на данный момент именно вы являетесь его семьей.
У меня создалось ощущение, что этот ребенок неудобен, мешает, не соответствует образу «как должно быть» (должен – не быть рассеянным, делать уроки, нести ответственность…). Ребенок всегда чувствует эмоциональное отвержение и защищается от этого так, как может. Для чего Вам постоянно нужно воспитывать его, делать замечания, настраивать против мамы, ведь для ребенка мама – это всегда мама, ему тяжело уже от того, что она не с ним, а Вы еще и «добиваете» его тем, что «мама плохо делает». Ребенок во 2 классе просто не способен это все «переварить».
Я понимаю, что Вы прикладываете много усилий именно таких, какие Вы можете, считаете лучшими от чистого сердца. Но находясь «внутри» этого «котла эмоций» Вам сложно взглянуть на все «сверху» и понять, что же тут на самом деле происходит, увидеть кто кого и каким образом за ниточки дергает и как ведет себя ребенок, который у всех этих людей «под ногами путается». Попробовать разобраться во всем можно вместе с психологом, конечно не по интернету.
И еще, дети больше всего нуждаются в нашей любви именно тогда, когда меньше всего ее заслуживают. А между дисциплиной и любовью – дисциплина может строиться только на фундаменте любви и принятия. Пока фундамент не построен, все попытки поставить сверху «кирпичи воспитания» безрезультатны, они просто проваливаются в пустоту. Про то, как строить отношения с ребенком, как с личностью, (а не объектом воспитания) хорошо написано в книге Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?».
консультация психолога
Конечно,в воспитании лучше придерживться одних ценностей,но,честно говоря,это очень редко возможно осуществить.Обычно так и бывает,как вы пишете - каждый в свою сторону тянет.В такой ситуации лучше всего осуществлять "свою линию" и "не взирая",и "не кивая" на родственников.Воспитывающие взрослые (думаю,вы - тоже) обычно прекрасно знают,что ребенок по-разному ведет себя в разных ситуациях.У дедушки - сидит на голове,а у тети - ходит по струнке.Потому что и дети прекрасно чувствуют,где им что можно,а где "номер не пройдет".Конечно,очень соблазнительно при таких(действительно проблемных) родственниках все "спихнуть" на их ответственность.Но - постарайтесь этим все же не "соблазняться"!Проблемы лежат в ваших с мальчиком отношениях.Какие - лучше разбираться с психологом лично(я в таких случаях работаю только со взрослыми,без ребенка).Пока предположила бы,что вы уж очень стараетесь его именно воспитывать,стараетесь эту задачу выполнить как можно лучше.Но при этом,возможно,вам сложно его любить.А тогда это - скорее дрессировка,чем воспитание...Попробуйте отнестись к нему как к маленькому мальчику - которым он и является.Попробуйте сначала себе,например,задать те вопросы,которые хотите задать ему - у вас есть на них ответы?не по его поведению,а по своему?Потому как далеко не всякий взрослый на вопрос,почему он так сделал,сумеет внятно ответить...(и это нормально - люди не всегда знают,что ими движет...)