Холодность в отношении с близкими родственниками
Здравствуйте. У меня к вам вопрос-размышление. Вопрос вот в чём (он будет звучать очень наивно, но почему-то именно так хочу его сейчас сформулировать): ужасный ли я человек и оправдано ли моё чувство вины в том, что я равнодушна к своим двум дедушкам и бабушке, и очень редко и через силу звоню им и ещё реже прихожу в гости и воспринимаю это только как обязаловку? А теперь пояснение и размышление. В детстве бывать у дедушек и бабушек для меня было сущим удовольствием. Лучшие дни моего детства проходили у них. Хотя между собой, что у одних, что у других отношения были неважными. Один дедушка всю жизнь пил и изводил этим бабушку. Другая бабушка эмоционально несдержанна и всю жизнь доводит дедушку. Когда я подросла и перестала бывать у них часто, звонить мне им не хотелось. Или может ещё раньше, когда они тоже звонили, было всё более-менее, но потом со всех сторон на меня начали потихоньку сыпаться упрёки: ты почему не звонишь бабушке, она же старше, нет, сама она не должна тебе звонить, через раз тоже не должна, а ты должна, ты внучка, ты обязана... И когда я звонила, на той стороне провода тоже начиналось: а почему ты так долго не звонила? Совсем нас забыла? и т. д. И до сих пор как только я думаю о том, что нужно бы позвонить дедушке, меня всю сковывает, я ощущаю ужасное чувство вины, но ещё на недельку умудряюсь отложить звонок. А потом, когда позвоню, то чувствую себя так, будто огромный груз с себя сняла. И так до следующего раза... И знаете, что самое страшное, что когда одна из бабушек умерла, мне стало легче жить. Потому что именно ей я была обязана звонить чаще всего (потому что она сильно болела). А почему я вообще решила написать вам? Сегодня звонит мама и просит меня позвонить её родителям узнать как дела, потому что они себя плохо чувствуют. А у меня ступор, я им вообще никогда не звонила. Вот именно они никогда не были любителями телефонных разговоров. Меня ими мучили родители папы. И я говорю, что не буду, что не знаю, что сказать, что это будет как-то странно. Что если что-то надо будет, пусть скажут, я помогу, но вот звонить отказалась. Я в шоке от своего поведения. Мне теперь и стыдно, и странно. Но звонить я не хочу. От вас же я хочу услышать беспристрастное мнение об этой ситуации и моём чувстве вины. Ну и без того, что старших нужно уважать, а бабушке и дедушкам не так уж много жить осталось. Спасибо, что дочитали.
Вопрос от: ; Возраст: 25

психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Здравствуйте, Ольга!
Вот ведь как бывает: родители из лучших побуждений начинают читать морали и психологически насиловать свою дочь до такой степени, что отбивают у неё всякое желание общаться с такими же занудными бабушками-дедушками (а как иначе? яблочко от яблоньки недалеко падает)... и выращивают в человеке искусственное чувство вины.
Хорошо, что Вы хоть так сопротивляетесь - скрытно протестуете, "забывая" звонить и откладывая. А сегодня, молодец, смогли сказать маме это и прямо. Вы отстаиваете свою свободу и свои личностные границы. И это не только нормально, но и хорошо. А морализаторство - это всегда плохо. И попахивает лицемерием.
С чувством же вины желательно поработать со специалистом на очной психотерапии. Оно у Вас явно искусственного происхождения и от него нужно скорейшим образом освобождаться. Т.к. жить не даст.
психолог онлайн
Вы описали компелекс вины выжившего. Пока Вы не были свидетелем их безвозратного старения, то и вины не было. Теперь есть.
Когда они уйдут из жизни(бабушки и дедушки), то провожать глазами старение родителей уже не получится. Тут Вам предстоит проявить соучастие. И это не будет вопреки желанию и воле. Это будет тяжело и естесственно одновременно.
А когда Вы проводите в последний путь последнего свидетеля всей своей жизни, то что будет? Тоска сделает Вас мудрее и сильнее. Может быть Вы освободите своих детей от того груза, на который Вас обрекают сейчас Ваши родители?
как знать...
психолог онлайн
Павел Леонидович Басанский
Алла Владимировна Саенко
Ничего я такого ужасного не вижу в вашем нежелании общаться с дедушками-бабушками. Потому что в любых отношениях участвуют две стороны, не только вы, но и ваши дедушки с бабушками отвечают за построение теплого и постоянного контакта. Видимо недодали они вам чего-то, раз нет потребности общаться. А есть только вина. Вина же растет из интроектов (посланий, навязанных родителями и обществом) о том как должно выглядеть идеальное отношение к идеальным старикам. Только все это очень далеко от реальной жизни.
Это вам вкратце, информация к размышлению. Хотите глубже разобраться в своих чувствах, отношениях и интроектах- это уже для очной терапии темы.
психолог онлайн
Елена Шпундра
Алла Владимировна Саенко
Интересно, в какой момент произошло отдаление? Что произошло, после чего место "сущего удовольствия" стало нежеланным. Как любящие (и наверняка любимые) бабушки и дедушки превратились в объект долженствования и формальных обязательств?
Я бы разбиралась с этим. Так как в этом кроется причина возникающего чувства вины : хочу, но не могу. А это будет тормозить ваши отношения с людьми похожими на них. Да и с смой с собой.
Что-то я круто завернула ответ.... Понятен ли он? Но именно так у меня отзывается ваше письмо.
Даже, когда все они умрут и уже не НУЖНО будет им звонить, чувства к ним останутся с Вами....
консультация психолога
Елена Шпундра
Похоже на то,что вы сопротивляетесь дополнительным обязательствам,которые,по ощущению,вашими не являются.Выглядит так,что родители пытаются свои какие-то чувства (вины?ощущение несовершенства?)разрешить за ваш счет.То есть - вообще-то это они ощущают,что чего-то "должны" другим родственникам,но им по каким-то причинам (внутренним)это сделать сложно.А сделано "должно быть" - это уже из "заточенности" на то,как "должно быть",как "правильно".Ну вот - надо,но невозможно.Что тогда? - организовать для выполнения кого-то другого - вас.Когда вы отказались - вы как будто стряхнули с себя дополнительную,не вашу ответственность.И почувствовали облегчение(вот это "странно").Дополнение - ваша (не навязанная) ответственность перед близкими тоже наверняка имеется.Просто ее не чувствуется за навязанной.Поскольку такие вещи распространяются не только на то,что вы описали,но и на другие сферы жизни(скорее всего),то действительно стоило бы разобраться с психологом.
Дополнение от автора
Спасибо за ваши ответы, дорогие психологи! Я несколько раз их перечитывала, и мне действительно стали понятнее и мои чувства, и поведение, и поведение и чувства моих родителей. Это тема для глубоких размышлений. Спасибо.
консультация психолога
Елена Шпундра
Павел Леонидович Басанский
Ольга,очень чувствуется,что вы - человек думающий.И,действительно,какие-то моменты становятся понятными при фокусировании на них.И все же - даже психологи обращаются к другим психологам с целью понять свои особенности.Потому как самому себе ты привычен,и какие-то основания для реагирования в собственной жизни просто не ставятся под вопрос.Потому что кажутся самоочевидными.Работа психолога - как раз побудить человека размышлять над вопросами,прежде "самоочевидными",принимать новые решения(или убеждаться в прежних),как-то относиться к ним.Самому это практически невозможно(потому как - самоочевидно же...)