Кратковременная память
У моего сына(15 лет)проблемы с учебой(низкая успеваемость). Репетиторы, с которыми занимается сын, говорят, что у него кратковременная память. Это не позволяет ему долго помнить учебный материал(пройдя какую-либо тему(не имеет значение гуманитарный предмет или точный), он ее начисто забывает. Такое впечатление, что о той или иной формуле он вообще не знал никогда. Что можете посоветовать в такой ситуации? Возможно ли ее вообще улучшить или не тратить время и деньги?
Благодарю за ответ.
Вопрос от: ; Возраст: 41

психолог онлайн
Здравствуйте. Конечно память можно развивать и улучшать, но только в таком возрасте как ваш сын это должно быть осознанно, это должно быть его желание. Возможно, сложность не столько в том, что он не в состоянии запомнить, а в том, что ему это не нужно. Пока успеваемость ваша ответственность и проблема, вряд ли ситуацию можно исправить. Вы на него давите, он ходит честно учит, пока над ним сидят и так же честно все забывает, когда уходит. Мало информации,чтобы сказать что-то конкретное, может вам стоит реально оценить способности ребенка и не требовать невозможного, ну не будет он юристом, зато может у него хорошо получится освоить рабочие специальности или станет хорошим спортсменом. А может просто стоит снизить контроль и найти способы мотивировать, так чтобы из вашей проблемы, это превратилось в его желание...По тому как если ребенок не хочет и не видит в учебе смысла, даже самый талантливый репетитор ничего сделать не сможет. В любом случае, если вы правда хотите в этом разобраться и и по возможности исправить ситуацию, нужны прежде всего ваши усилия и консультация психолога.
психолог онлайн
Здравствуйте. Если говорить о памяти то это самый тренируемый из всех познавательных процессов.
Другое дело, что успеваемость зависит не только от памяти.
Поэтому необходимо обследоваться и начать можно со школьного психолога. Потом, при НЕОБХОДИМОСТИ, обследоваться у других специалистов (психиатра , невропатолога и т.п.). Если медики не найдут причины, которые могут повлиять на успеваемость, тогда предстоит работа для психологов и педагогов.
Дополнение от автора
Спасибо за ответ. Особенно близок к жизни ответ Анастасии Валерьевны. И контроль(возможно излишний), и отсутствие желания учиться самому. К психологам у себя в Запорожье я обращалась(и к платным, и к школьному). Чтобы психолог мог помочь, сын должен общаться с ним. Но он говорит, что у него проблем нет и посещать психолога он не будет. У сына, также, нет увлечений(кроме пк и телевизора). Читать книги тоже не хочет, как я ни старалась его привлечь к этому занятию. Как и чем пробудить его заинтересованность к учебе, к чтению, к саморазвитию я не знаю. У меня просто опускаются руки. Можете что-то реальное посоветовать.
По вопросу обследований: мы с дорождения(с моей беременности) наблюдаемся у семейного врача, очень грамотного и образованного специалиста, применяющего принципы Аюрведы и целостного подхода к организму человека. Физиологических отклонений у сына нет. Есть неприземленность, излишняя тревожность, чувствительность к человеческим отношениям(близко все воспринимает к сердцу).
Заранее благодарна.
психолог онлайн
Попробуйте разработать систему поощрений понятную для сына и принимаемую им. Составьте что-то вроде контракта. Например: сын хочет велосипед или планшет, или что-то подобное. Вы говорите, что велосипед стоит 100 баллов. И далее расшифровываете - выучить и рассказать стих - 1 балл, выучить и рассказать правило 1 балл, оценка по литературе за год 7 - это 1 балл, 8 - это 2 балла и т.п. Условия должны быть реально выполнимые, но при этом должны быть приложены усилия для их выполнения, т.е. они не должны быть слишком легкие. Это делается для того, чтобы сын понял, что все надо зарабатывать. С Вашей стороны тоже должны быть реально оценены возможности. Нельзя обещать того, чего Вы потом осуществить не сможете. Например, если сын набрал 100 баллов, а Вы не купили велосипед, то конечно все усилия, затраченные до этого не дадут эффекта.
Можно делать например контракты на неделю - заработал 10 баллов -получи деньги на кино. Тут все зависит от Вашей фантазии и финансовых возможностей. Счастливо.
психолог онлайн
Понятно, что вы волнуетесь и вам грустно видеть, что ваш ребенок ни к чему не стремится и хочется помочь. Вам кажется, что вы делаете как лучше, пытаетесь показать как надо, а он лишь слышит, что он недостаточно хорош для вас и сопротивляется как может, возможно в детстве он пытался дотянуться до ваших требований, а они на тот момент оказались завышенными и не получалось им соответствовать и ребенок сделал вывод, что и пытаться не стоит. И сейчас все что происходит, это скрытая борьба за принятие, ты хочешь, чтоб я развивался, а я хочу, чтоб меня принимали таким. И конечно, он не пойдет сейчас к психологу, потому что проблема пока только ваша, и чем больше вы будете контролировать и давить, тем больше он будет сопротивляться. Сейчас с ним вы ничего не можете сделать. Чтобы исправить ситуацию, вам нужно начать с себя, поменять отношения к проблеме, принять его таким не совершенным, снизить контроль, передать ему ответственность за его жизнь. Более конкретно об этом можно почитать в книге Байярд Р.Ваш беспокойный подросток. Ну и чтобы ситуация начала меняться нужны усилия и изменения и с вашей стороны тоже, потому как именно ваши родительские установки, пусть вы и хотели как лучше, привели сейчас к противоположному результату. Да, сына вы не можете заставить пойти к психологу, но вы можете обратиться сами очно или по скайпу и поразбираться, что именно вы можете сделать, чтобы ваш сын ваш услышал и отношения наладились. Потому как проблема не просто в ребенке, а в ваших отношениях с ним, изменятся отношения, изменится и ребенок.
Дополнение от автора
Спасибо за ответ, Анастасия Валерьевна! Книгу, которую Вы рекомендуете, я почти дочитала(ее рекомендовала мне психолог, к которому я обращалась). Теоретически мне все понятно и я все принимаю, но мне не хватает конкретных рекомендаций в конкретных ситуациях. Я задумалась об общении с Вами по скайпу, если Вы считаете такое общение не менее продуктивным, чем очное общение. Мне близки Ваши ответы и аргументы. Хотелось бы узнать Ваше мнение о следующей ситуации: как пишут в книге и как посоветовала мне психолог, я попыталась отпустить контроль по вопросу личной гигиены: как часто принимать душ, стричься, менять белье и т.п. Была беседа с сыном об этом. Он был не в восторге от этой затеи. В результате душ он принимал раз в неделю, ногти отрастил длиннее, чем у меня, о необходимости стричься вообще не упоминалось... Я продержалась месяца три, затем постепенно все вернулось на круги своя-я напоминаю, он с неохотой выполняет. Вопрос для других может быть смешной, но у нас это целая проблема...
Благодарю за ответ.
психолог онлайн
Да, конечно, обращайтесь, думаю в контексте вашей проблемы общение в скайп будет также эффективно,как и очно. Что касается, ситуации, что вы описали, конечно, ее лучше рассматривать в рамках консультации и разбираться со всей проблемой в комплексе, а не с отдельным ее проявлением. Потому как в целом вопрос отношений вы не решили, и просто убрали контроль в одном месте ,оставив во всех других. И что получилось, он либо оказался не готов, то есть сопротивляться контролю и ворчать и требовать свободы, но при этом делать как ты мать говоришь я умею, а вот когда мне эту свободу дали, то сам я контролировать это и не умею, да и не верю, что справлюсь, и раз ты меня контролировать не хочешь, это что же совсем не любишь. Это теперь значит сам я все должен, нет, я так не хочу. Ну и результат соответствующий. Это один вариант, другой вариант, не воспринял он ваше действие как то, что вы верите в него, уважаете его личность,свободу, а воспринял, как воспринимает все ваши действия, как элемент давления и наказания, что-то типа, раз ты не делаешь как я хочу сын, я отказываюсь следить за тобой. Ну и соответственно его реакция была такой же как и все его реакции на ваши попытки изменить его - я ничего сам делать не буду, мне и так хорошо.
психолог онлайн
Часто ситуации, как Вы описали про личную гигиену, есть результат модели воспитания "чрезмерно любить".
Переучивать подобное очень сложно. Чаще скатываются к тому, что "перерастет" (и таки перерастают).
Вашему сыну не нужен психолог.
Ему нужно повзрослеть.
А про кратковременную (оперативную) память - попробуйте курсы скорочтения и эйдетики. Там будут специальные упражнения, именно повышающие показатели запоминания.
Дополнение от автора
Все-таки хочу уточнить - можно ли узнать наверняка: есть ли проблемы с конкретным видом памяти и если есть , что с этим делать или это более глубокая проблема с общением и память тут ни при чем? Может есть какие-либо тесты или т.п. Почему спрашиваю - сын заканчивает 9 класс и необходимо определяться с профессией. Пока я буду менять себя, время для подготовки к зно будет упущено. Возможно, нужно будет двигаться в нескольких направлениях: я буду работать над собой, а сын тренировать память, если это необходимо. Кстати, может Вы можете порекомендовать психолога в Запорожье, который может провести профессиональное профориентационное тестирование. Это очень важно для нас в данный момент. Буду признательна за рекомендации.
По вопросу общения по скайпу, информация на сайте верная на сегодняшний день?
Дополнение от автора
Спасибо за ответ и совет, Владислав Олегович! Проблема только в том, что сын ни на какие курсы не пойдет 100%, потому что читать он не любит вообще, а во-вторых, все что бы я ни предложила в плане саморазвития и "нужности", "полезности" он не воспринимает. Ответ один: у меня проблем нет и идти я никуда не буду. Уже год безрезультатно пытаюсь убедить его заняться спортом для себя(и внимание девочек, и здоровье, и способность защитить близких и т.п). И так во всем. Я в отчаянии, потому что в целом он добрый, отзывчивый и неглупый парень, но это сопротивление....
психолог онлайн
Тесты на долговременную, кратковременную, конечно, есть и провести диагностику может, например, школьный психолог. Но тут может быть другая проблема, ну притянете вы его к психологу, скажете проходи тесты, ну и будет он их проходить кое-как, вам же нужно не ему и объективность такой проверки, будет весьма сомнительна. Тоже самое и с тестами на профориентацию, ну приведете вы его, деньги заплатите, а он опять же так как в результате не заинтересован, пройдёт их для галочки и опять объективность результата будет под вопросом. Может вам все же снизить пока давление, ну не добьетесь вы прямо сейчас чего хотите, отпустить пока ситуацию. Ваши опасения на счёт ЗНО понятны, но даже если сейчас пройдете вы тесты профориентации, сами, поскольку он скажет это же тебе надо, выберете вуз, куда хотите чтоб он поступал, найдёте репетитора для подготовки к ЗНО и также честно он будет ходить и все забывать...Что изменится?