девочка-подросток сильно переживает переезд в другой город
Дочери 13 лет, В мае этого года мы вынуждены были уехать из зоны АТО в Днепроп. обл. Дочь не может привыкнуть к новому месту: постоянно на связи со своими друзьями,ей все не нравиться, часто плачет. Категорически не хочет слышать о новой школе, к тому же в том городе остался ее друг-одноклассник (первая любовь), они каждый день связываются и по тел. и по скайпу. Немогу ничем ее заинтересовать, ни танцами, ни идеями вышивки(ЧТО ВСЕГДА ЕЙ НРАВИЛОСЬ). Она замкнулась, ничего ее не радует. Как быть нам, ее родителям? Как помочь ей адаптироваться к новому месту? Заранее Спасибо за помощь
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Алена Ивановна Узунова-Цебенога
Галина Несмашна
Здравствуйте, Натали. Вы же понимаете, что переезд, особенно в связи с такой ситуацией, это тяжелое испытание и для взрослого, а для подростка, для которого весь мир распался это тяжелая потеря с которой сложно справиться в одиночку, хоть она и не говорит об этом. Конечно, лучше всего отвести дочь к психологу, вы можете поискать специалиста через волонтерские организации, работающие с переселенцами. Вам же нужно показать, что вы поддерживаете и принимаете ее и в таком состоянии, проявить терпение и позволить ей проявлять чувства. Она расстроена, она злится, не старайтесь обесценить это, типа подумаешь, найдешь новых друзей. Наоборот, позвольте ей выразить это, например, говорите ей ты расстроена, ты злишься, тебе грустно...(в зависимости от ситуации) что мы переехали, что ты потеряла друзей...думаю она откликнется на это лучше, чем на уговоры, что все хорошо и не надо грустить, дайте ей возможность выговориться, выразить чувства (злость, страх, растерянность), расскажите, что вам тоже страшно начинать все заново, расскажите как вы себя чувствуете, так ей легче будет справиться. И не торопите ее, не подгоняйте, не заставляйте чем-то интересоваться насильно, просто поддерживайте, предлагайте варианты, но не настаивайте, пройдет время и интерес и хорошее настроение вернутся постепенно. Сейчас вышел очень хороший мультик на похожую тему "Думками навиворіт", посмотрите его вместе с дочкой, там очень хорошо показана девочка подросток, которой сложно справиться с переездом, и обсудите потом, ее чувства, как они перекликались с чувствами героини, и как она с єтим справилась. Возможно и ваша дочь найдет там подсказки для себя.
психолог онлайн
Здравствуйте. С вышенаписанным согласна, но хочу добавить о необходимости очной работы с психотерапевтом. Возраст отличается чувствительностью, терять время опасно. Я имею опыт (в лагере реабилитации детей ато) и вижу как там нужна поддержка. Поэтому настоятельно рекомендую начать работу со специалистом. Это не желание наработки клиентов или заработка. Это искреннее переживание. Всего вам доброго!
психолог онлайн
Галина Несмашна
Натали, доброго дня.
В семье очень часто так бывает, что дети - как самые чувствительные - проявляют подавленные чувства родителей. И чем больше родители будут уходить, убегать от своих чувств, тем тяжелее бремя детей: дети проживают и свои чувства, и чувства, эмоции родителей. Поэтому у меня вопрос к Вам: как Вы справляетесь с переездом? Какие чувства живут в Вашей душе? Позволяете ли Вы себе злиться, грустить, плакать, горевать? Отрицание, несогласие с тем что происходит, злость, гнев - вполне естественные чувства на этом этапе.
Для того, чтобы впустить в свою жизнь новое, нужно проститься со старым: поблагодарить Бога и себя за то, что было, вспомнить что было в прошлом хорошего - возможно, устроить такие вечера, когда каждый по очереди вспоминает и проговаривает что-то своё и оставляет тепло этих воспоминаний в своём сердце - это хорошее всегда будет с Вами, где бы вы ни были, пусть оно греет душу, а будут накатываться слёзы или подступать комок к горлу - плачьте, грустите, рыдайте - не сдерживайте себя. При этом не забывайте ГЛУБОКО ДЫШАТЬ. Это обязательно - ДЫШАТЬ. ГЛУБОКО ДЫШАТЬ. ВДОХ - ВЫДОХ. ВДОХ - ВЫДОХ. ВДОХ - ВЫДОХ. Вы заметите как меняется Ваше состояние. И дайте себе время на горевание, прощание с прошлым, его отпускание. Тогда новое понемногу начнёт плавно входить, вливаться в вашу жизнь.