Ах, эти родители! Что с ними делать?
Доброго времени суток, уважаемые психологи! Нужна ваша помощь, но не мне, а моей маме. Уже более года моя мама сидит дома, поскольку на пенсии, но насколько понимаю никак не может свыкнуться с этой мыслью, все мается, не знает куда себя деть. Человек советской закалки - привык все время работать на какого-то дядю, а вернее на тетю по указке (поскольку ушла с работы не с руководящей должности, а из ряда самых обыкновенных рабочих мест). Назад возвращаться на работу не хочет, еле доработала до пенсии и как бы с радостью ушла с работы (как казалось на первых порах) на заслуженный отдых. Но спустя некоторое время, видать подзабыла как там было тяжело, уже начала жалеть, что ушла, мол нужно было потерпеть, только вот не пойму чего потерпеть? Да и назад говорю можешь вернуться, а нет, не хочет, то ли гордость не позволяет, то ли все же память напоминает насколько было тяжело. Пойти на другую работу устроиться не сильно да и возьмут, возраст все таки. Летом да осенью хоть дача, вот и кое как находит себе занятие, а зимой совсем затосковала, ходит сама мается и на других тоску наводит, все не знает куда себя приткнуть, хотя и дома работы полно, но видите ли руки опускаются. Я уже подбадриваю народными высказываниями: "Глаза боятся, а руки делают". Не помогает, время от времени что-то там вяжет, потом опять начинает маяться. В интернете есть еще одно хорошее высказывание: "Не знаешь, чем заняться, займись собой", но в том то и дело, что собой она тоже никогда не занималась, все работа копеечная, да работа, а где-то в перерывах дом и семья. Папа тоже на пенсии, но не уходит с работы, продолжает тянуть лямку с трудом, боится с мамой дома сидеть. Да они и так время от времени как кот с собакой, не по любви сошлись, так временное истечение обстоятельств, более подробно слишком долго рассказывать. Можно посоветовать может ей какие-нибудь занятия, чтобы своего рода как хобби было у нее и отвлекало от дурных мыслей, ведь привыкла работать руками, а не головой, вот в эту головоньку, которую бы полезной информацией занять, разные (какие именно точно не знаю) мыслишки и лезут и покоя не дают. Предлагала книги почитать, чтобы ей не скучать, а она пару страниц прочитает да и забросит книгу. Подскажите, пожалуйста, как помочь маме? Предлагала к психологу может ей сходить, тоже не согласна. Может есть у кого-то какие идеи по этому поводу. Заранее спасибо!
Вопрос от: ; Возраст: 32

психолог онлайн
Добрый вечер,Алина!
Сочувствую, Вам! Это не просто, быть свидетелем пенсии родителей и того,как у них опускаются руки.
В Вашем сообщении я вижу и желание позаботиться о маме, и желание поддержать ее...но кроме этого-много тревоги.
О чем Вы тревожитесь, Алина?
Дополнение от автора
Естественно, как и у любого человека, помимо родителей, есть у меня и другие заботы. Но сейчас хотелось бы не обо мне поговорить все же, разве это не правильно с моей стороны?
психолог онлайн
Заботиться о близких-это естественно, природно. Вот только я не в общем о заботах спрашивала, а о тревоге связанной с мамой. Чего Вы боитесь на ее счет? Очень часто человек, который выходит на пенсию вынужден встретиться с реальностью, со своим возрастом, положением...переосмыслить жизнь. Это большое испытание, как для него, так и для близких.
Алина, я вижу 2 варианта, как здесь можно помочь.
Первый: в терапию должна прийти мама. Объяснить ей, что это для ее блага, что Вы тревожитесь...что поход к психологу, это как поход к врачу.
Второй: Вы можете ходить к психологу. Это поможет найти форму заботы о маме, способы перенаправить ее мысли в другую сторону, помочь ей примириться с действительностью, и понять сколько еще впереди. Так же посещения психолога будут очень полезны Вам. Ведь Вы находитесь рядом, наблюдаете за этим..и не зря заговорили о "других заботах".
психолог онлайн
Добрый день, Алина! Все-таки, хоть Вы и настаиваете, что нужно тревожиться о маме, но можно предположить, что Ваша забота о маме - это способ избежать, меньше тревожиться о своих проблемах. Сразу возникает вопрос в отношении Вас - Вы замужем, есть ли дети? Вдруг мама таким своим поведением как бы Вам намекает - мне пора заботиться, воспитывать внуков, даже есть время для этого. И если это для Вас больная тема, то, конечно, Вам нужно маму отвлечь, куда-нибудь устроить. В первую очередь, Алина, нужно позаботиться о себе, решить свои проблемы, и тогда увидите - всем рядом с Вами будет хорошо! Удачи Вам!
психолог онлайн
прочитав вашу историю, проникся сочувствием и грустью. Если волнуетесь за маму, продолжайте искать ей интересные занятия - чем больше пробует нового, тем меньше думает про старое и тоскует. У нее возрастной кризис. связанный с завершением активной рабочей деятельность и теперь эту пустоту нужно заново заполнять чем-то более светлым и интересным. Хобби можно придумать разное множество, но вы лучше вашу маму знаете, вот вам и развлекать :)
консультация психолога
а зимой совсем затосковала, ходит сама мается и на других тоску наводит
- тогда в зимний период года найдите ей кружки школы танцы спорт йога бассейн рисование - что нибудь.
Нужно консультировать не Вас, а Вашу новоявленную пенсионерку.
психолог онлайн
Алина, занятие то можно подобрать, например, перебрав несколько из тех, которые нравятся вашей маме. Но тут вопрос может оказаться глубже.
А готова ли сама мама к такому времяпровождению?
Судя по вашему письму, пока нет.
Сложно, не зная деталей, определить, что именно заставляет «маяться» вашу маму. Возможно, неумение «советского труженика» просто ничего не делать («совесть мучает»), или привычка быть кому-то нужной, или «делать что-то полезное», тогда занятие «без цели» будет приводить к внутренним раздорам.
То, что можете делать Вы – слушать, разговаривать с мамой на темы, которые ее волнуют (например, почему «руки опускаются», что хочется получить, вернувшись на работу, что хотелось бы «в идеале», сидя дома), поддерживать ее даже в том, что она «мается» («ну что ж, значит такой сейчас период у тебя, пока нет определенности, значит пока можно ничего и не делать…»). Можно предложить встретиться с психологом, почитать литературу про особенности возрастного психологического реагирования на выход на пенсию.
При этом важно помнить, что мамина жизнь – это ее жизнь. Именно она сейчас вышла на пенсию и ее задача как-то изменить себя в связи с новыми условиями. И никто кроме нее с этим справиться за нее не сможет. Вы можете просто быть рядом, не создавать дополнительных сложностей, поддерживать. Но не решать ее проблемы, ведь, как Вы верно заметили, у Вас «помимо родителей есть и другие заботы».
психолог онлайн
Здравствуйте, Алина! Если Ваша мама привыкла работать руками, а не головой, и по указке, то почему бы Вам не давать маме поручения, над которыми она не будет ломать голову и семье будет прок? Пусть делает что-то полезное для семьи, навёрстывает упущенное (когда дом и семья были в перерывах между копеечной работой). Мне кажется, все домашние будут безмерно благодарны ей за заботу и она тоже почувствует себя нужной, расцветёт от благодарностей, уважения близких к её труду. Вы ведь пишете, что "дома работы полно, но видите ли руки опускаются". Рискну предположить, что опускаются от того, что её труд не ценится, а воспринимается как должное и само собой разумеющееся. Да, домашнюю работу не переделаешь, она может восприниматься как скучное и не интересное занятие. Поэтому здесь важна мера. Не всё время проводить на кухне или за уборкой, а распределять дела по дням и обязательно чередовать с приятными занятиями, найти отдушину. Я бы настоятельно рекомендовала Вашей маме спорт, какую-то физическую активность, групповые занятия в спортзале. Это то, что прибавит сил, поднимет настроение, переключит от дурных мыслей, научит слышать тело и его потребности, желания, позволит создать новый круг интересного, живого общения.