Как побороть социофобию?
Здравствуйте. Трудно очень написать про себя, но и молчать уже невозможно. Мне 29 лет, скоро будет 30.
В школе учился хорошо, в университете тоже. На работе (я инженер) ко мне все относятся с уважением, считают профессионалом в своем деле, опытным сотрудником, несмотря на то, что большинство моих коллег люди предпенсионного возраста или уже пенсионеры. Они думают, что я не уступаю им в профессионализме и во всем мне помогают, как и я им.
И не смотря на все это, я хожу на работу, как на каторгу, считаю ее своим личным адом на земле. Почему? Наверное потому, что ее специфика заключается в поиске и устранении чужих ошибок, в попытке создать технологический маршрут изготовления изделия, который будет нечувствителен к человеческому фактору, устаревшему и изношенному оборудованию, в попытке улучшить насколько мне позволяют знания и опыт конструктив самого изделия, влезая в области, выходящие за пределы моих непосредственных обязанностей. Я считаю себя своего рода мусорщиком, подчищающим за другими. Мне ненавистно то, что итоговый результат зависит все равно от других факторов и в очень небольшой степени от меня. В душе я перфекционист и ситуации, когда приходится мириться с какими-то недоделками меня бесят. Если я долго работал над чем то, а результат отсутствует, я считаю, что такое вообще нельзя назвать работой. Мне гораздо проще сделать что-то самому, даже если это займет уйму времени, чем попросить кого-то, кто имеет к этому большее отношение, помочь мне. Я хожу постоянно злой на коллег, на руководство. Стараюсь это скрывать, пью успокоительное, но все равно мне плохо. Не могу уснуть по ночам, думаю о работе, о жизни. Синяки под глазами, бледное лицо, постоянная усталость. Это один аспект, связанный с работой.
Вопрос от: ; Возраст: 29
Дополнение от автора
Второй аспект, даже не знаю как его определить, может "личная жизнь". Её у меня нет, только работа. Существуют серьезные (мне так кажется) психологические проблемы, связанные с общением с людьми. Не знаю почему, но мне всегда трудно заговорить первым с любым человеком, если мне это надо. Спросить, узнать что-то. Даже поход в магазин и общение (если это вообще можно назвать общением) с продавцом вызывает внутренние проблемы. При общении с людьми у меня появляется какой-то буквально панический иррациональный страх, становится трудно дышать, как будто я тону и захлебываюсь. Головой я понимаю, что это бред, нет никаких оснований для страха. Но сам страх от этого никуда не исчезает. А в месте со страхом появляется и стыд. Мне стыдно, что при разговоре с незнакомыми людьми у меня начинает дрожать голос, в каком-нибудь общественном месте мне начинает казаться, что все на меня смотрят. Я стыжусь, что может быть, я как-то не так одет, или от меня плохо пахнет (я курю, много пью кофе).
Я не могу смотреть в глаза людям при разговоре, мне стыдно, как будто я сделал что-то плохое, хотя чего мне стыдиться не могу понять. В общем я стыжусь самого себя, за то, что я такой как есть. Я думал, может я стыжусь своей внешности, и пытался понять почему. Но пытаясь понять я не нахожу причину. Конечно я не Аполлон, моя внешность вполне обыкновенна. Нет чего-то такого из-за чего на меня могут обращать какое-то повышенное внимание другие люди, например излишняя полнота, какие-то физические отклонения. После каждого дела, которое включает в себя общение с другими людьми, я чувствую себя так, словно разгружал вагон с цементом. Я часто мечтаю о том, что попал на необитаемый остров и живу там до конца своих дней.
В свои 29 я никогда не общался близко с девушками, я даже не целовался, не говоря уже об интимной близости. Мне не комфортно, когда рядом со мной находится другой человек, особенно если это человек противоположного пола. Хотя любить и быть любимым мне очень хочется, но кому я такой нужен? Друзей у меня тоже нет. В одиночестве есть и приятные и неприятные моменты.
Я живу в постоянном страхе. Я хочу например пойти на курсы и поменять работу. Но страх неопределенности, страх остаться без средств существования, страх не добиться на новом месте хотя бы того, что есть сейчас, страх от увеличения количества моментов общения с другими и уже незнакомыми людьми - я не могу преодолеть всего этого и просто живу, ничего не меняя. Я не могу переступить через самого себя, свои страхи и свои комплексы. Близкие говорят, что у меня просто занижена самооценка, что я не объективен в отношении к себе, что если я хочу что-то поменять в своей жизни, то должен это сделать. "Мужик ты или нет в конце концов?" - так они говорят. А мне хочется крикнуть им со злостью в ответ: "Значит не мужик!". Но тогда кто я? Как мне стать мужиком? Как мотивировать себя к развитию, а не к саморазрушению? Иногда я считаю, что это просто лень. Но почему тогда она проявлятся только в личном аспекте. Почему на работе я понимаю, что для решения сложной проблемы мне нужно составить план и по пунктам последовательно его реализовать, иначе результата не будет. Но сама мысль о том, чтобы составить такой план на жизнь вообще и начать его реализовывать вводит меня в панический страх. Если ты сам себе не поможешь, никто не поможет. Кажется, что это аксиома. Но за этими словами для меня - тупик. В каком магазине продаются смелость, решимость? Помогите.

психолог онлайн
Дина Дмитриевна Каленская
Вам нужна психологическая помощь. Вы очень хорошо понимаете свои трудности, однако Вам нужен ресурс, поддержка это преодолеть.
Еще предполагаю, что у Вас накопилось много напряжения, которое связано с Вашим состоянием...
Настоятельно рекомендую выбрать специалиста и пройти курс психотерапии. Вам нужно многое выдохнуть, прожить и разделить. Это не быстрый процесс, но трансформирующий и позволяющий чувствовать себя свободно.
психолог онлайн
Здравствуйте, ivan_petrovich!
Ваше письмо пронизано чувствами боли и одиночества, вы словно чужой на этой планете. Вы словно все время находитесь под критическим ,осуждающим, отвергающим взглядом всего мира( другого человека) и вам нужно максимально защищаться , испытывая стыд и страх.Речи о том, что можно открыться и в ответ получить любовь, помощь, сочувствие- нет, в вашем опыте вы все силы направляете на то, чтобы защититься от боли, от чувства унижения, от того ,что вы не такой как надо( стыд) .
Эти чувства- стыда(что вы не такой как следует), страха стыда, одиночества берут свое начало из детства, из контакта со значимыми близкими , Чтобы изменить это , необходимо создать доверительные отношения с другим человеком( терапевтом), который будет принимать вас и видеть в вас хорошее и вы сможете перенять это отношение и изменятся ваши ожидания от мира.Процесс этот небыстрый.
психолог онлайн
Оксана Василівна Макаревич
Здравствуйте, ivan_petrovich!
Уже то, что Вы решились и написали сюда - важный шаг. Ранее для Вас подобное было бы недопустимым. Ведь так?
А значит изменения уже начались. Только не стоит их ждать много и сразу - это кропотливая работа, схожая с инженерной. Инженерия души. И перфекционизм с требовательностью в этом деле не советчики. Терпение и внимательность - они крайне необходимы и важны.
Злость на окружающих - это проявление и проекция злости на самого себя. За что злитесь - понятно, уже описали это выше. Но в этой злости мало толку - задача номер один: движение в сторону принятия и себя, и остальных. А таблетки только блокируют негатив внутри себя, никак его не изменяя.
Зависимость от оценки окружающих, страх неудачи, позора, высмеивания...особенно от женщин - всё это наталкивает на вывод о большой роли Вашей матери в формировании всех этих психологических трудностей. И с этим придётся работать, но не самому, а в связке со специалистом-психологом. Иначе не увидеть всех тонкостей и подводных камней, не говоря уже о пути выхода. Психолог в этом вопросе сродни проводнику, знающему маршрут и все опасности, встречающиеся на нём, а также конкретные способы и приёмы преодоления препятствий на пути.
Потому, выбирайте себе специалиста и, надолго не откладывая, начинайте работу над собой - в стремлении к цели освобождения от страхов и зависимости от других, принятию и любви себя, а значит и любви к другим.
Дополнение от автора
Алла Владимировна
Дина Дмитриевна
Павел Леонидович,
спасибо большое за Ваши ответы! Я постарался честно и без лукавства описать свое состояние, в котором нахожусь уже довольно долго, несколько лет.
Хочу дополнить только, что мне трудны любые формы общения с людьми, даже по телефону и переписке. Например, увидев, что Вы прокомментировали мою ситуацию, я испытал страх. И причина или одна из причин (я не знаю) этого страха, опять же, если быть честным, в том, что моя анонимность вдруг как-то нарушится и все узнают, что я за человек.
Я стараюсь скрывать свои проблемы от других людей, особенно коллег по работе. Боюсь даже представить, что будет, если люди узнают обо мне то, что я тут написал. Мне удается как-то более менее скрывать свое состояние. Вы понимаете: под масками равнодушия, усталости, с помощью лжи и прочее. Очень боюсь этого, но не думаю, что люди глядя на меня "видят насквозь" мои проблемы. Однако какая разница, видят или нет, проблемы все равно остаются. Открываясь чуть-чуть перед близкими (моя мать и дв. сестра), я слышал лейтмотив их рассуждений - решай свои проблемы сам, будь смелее, мы можем оказать тебе только моральную поддержку. Я всегда думал, что они правы, а я - слабохарактерный трус, у которого никогда не хватит решимости ни на что. Что таким уж я уродился и это "не лечится".
Я действительно ни к кому за помощью не обращался - это первый раз, когда я вообще формулирую свою проблему. Вы все уже ответили мне и все-таки я хотел бы услышать подтверждение.
Действительно ли Вы считаете, что мне самому без помощи психолога не решить мою проблему?
психолог онлайн
Здравствуйте. Соглашусь с тем, что Вам действительно нужна психотерапия. Дело в том, что социофобия (вторая Ваша проблема) сама по себе никуда не денется. Чтобы от нее избавиться нужна помощь психотерапевта, который знает как с такой проблемой работать. Работа должна быть направлена на работу с поведением (научиться общаться с людьми и при этом не испытывать дискомфорта), с мыслями ( в основном с негативными), с эмоциями (основная тревога, а также стыд, сомнения и т.п.), и с телесными проявлениями всего этого (трудности с дыханием, дрожь и т.д.). Если говорить о КПТ(когнитивно-поведенческая терапия), то для того, чтобы избавиться от социофобии, необходимо примерно 1 - 2 месяца терапии.
Вторая проблема (у Вас она первая) - это перфекционизм. Именно это качество Вашей личности не дает Вам нормально жить и работать ("пью успокоительное, но все равно мне плохо. Не могу уснуть по ночам, думаю о работе, о жизни. Синяки под глазами, бледное лицо, постоянная усталость").
Эта проблема глубинная. Сформировалось это качество, скорее всего, в детстве или в школьные годы. Чтобы изменить качество личности необходима длительная работа. Эта работа будет более эффективная, если она будет проводиться с помощью психолога/психотерапевта, который знает как работать с перфекционизмом. Поэтому если Вы решили изменить свою жизнь (к лучшему) то находите психолога/психотерапевта и начинайте совершенствоваться. Дорогу осилит идущий. У Вас для этой дороги и для достижения цели все есть. Удачи.
психолог онлайн
Оксана Василівна Макаревич
Увы, не решить.
Это схоже с фантастической ситуацией барона Мюнхгаузена, когда он вытаскивал себя сам за волосы из болота...
Психолог выполняет функцию своеобразного зеркала, которое отражает Ваши переживания и внутренний мир - и помогает сориентироваться в нём.
Об анонимности можете не беспокоится - это непреложное правило в среде профессионалов - ни малейшего намёка на личность или имя человека, который обратился. Даже близким.
Если есть сомнения по поводу надёжности специалистов в своём городе - можно выбрать работу по скайпу. Чуть менее эффективно, но во много раз лучше переписки - т.к. больше возможностей для терапии.
"Например, увидев, что Вы прокомментировали мою ситуацию, я испытал страх" - страх осуждения?! Неужели Вы всерьёз думаете, что психолог будет осуждать того, кто обратился к нему за помощью?! А остальные, склонные к сплетням и осуждению других посвящены не будут. Это как тайна исповеди. Святое для психологов.
Ну и наконец, может быть Вам уже пора освободиться от этого страха? Сколько же можно с ним жить? Без него значительно легче. Знаю по своему опыту)
Дополнение от автора
Спасибо Вам всем большое. Что ж, надо так надо. Постараюсь найти место, где мне помогут.