страх глотания еды
Добрый вечер! Я год назад поперхнулась слюной, начала задыхаться, в этот момент находилась одна дома и думала, что не смогу откашляться, а через неделю после этого случая у меня появился страх приема любой жидкости, а позже и еды. Около месяца пыталась забыть об этом страхе, но каждый раз перед приемом пищи или жидкости, страх появлялся и получался спазм в горле, из-за которого я не могла проглотить пищу (воду). Получается, что перед глотанием я ожидаю, что сейчас поперхнусь, горло спазмирует и это происходит. Где-то через месяц моих мучений это прошло, не совсем конечно, контролировать глоток водки или приема пищи я не перестала, но приступ страха прошел и ела и пила. Спустя год страх опять появился. Причем утром, пока я окончательно не проснулась или не успела разнервничаться по этому поводу , я могу, почти спокойно поесть, а все дальнейшее время до вечера из-за страха не получается проглотить еду совсем. Еле заставляю себя вечером выпить чашку бульона. По моему мнению, этот страх возобновился вследствие перенесенного стресса. Стресс прошел, а вот страх задержался.Головой я понимаю, что не подавлюсь, что организм устроен так, что вода и еда не попадет в легкие и я не задохнусь, но только наступает момент глотания, как страх пересиливает меня. Подскажите, как мне побороть этот страх глотания и вернуться к нормальной жизни.
Заранее спасибо.
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Ирина Филатова
Здравствуйте Анна!
Конечно со страхом (тем более длительно присоседившимся к вам ) нужно как то обходиться. И у него может быть удивительно разная природа. Не исключен, конечно, вариант и просто страха поперхнуться.
Но почему то просится вариант - а может вам было страшно, что в сложный момент вы оказались одна . . . ?
Даже если длительное время вам было комфортно одной ( во что я мало верю), может уже пора что-то менять в своей жизни ?
А что если уже тело вам подсказывает - это не пища застряла, это вы в кризисе застряли и хочется перемен ?
Вроди бы шутливое приглашение поразмышлять над вариантами, но для начала попробуйте не оставаться одной со страхами и мыслями, рискните обратиться к психотерапевту и вместе сделать некую ревизию вашей жизни.
Удачи вам.
психолог онлайн
Здравствуйте, Анна!
Прежде всего, хочу поддержать Вас и сказать, что Ваш страх вполне естественен после такого травмирующего события. Я могу представить, как Вам было страшно и как долго Вы отходили после.
Ваш страх - нормальная реакция. Его нужно принять и поработать с ним.
Чтобы Вам было проще справляться - постарайтесь внести в процесс поглощения пищи больше осознанности. Часто мы едим на автомате, и там немудренно поперхнутся.
Вы можете поначалу вносить осознанность в то, как Вы жуете, глотаете. Дышать спокойно.
Отдельная тема - чего именно Вы боитесь? Если Вы готовы говорить об этом тут - можно поисследовать Ваш страх.
психолог онлайн
Здравствуйте, Анна! Вы описали очень индивидуальный симптом, который завязан на том, что случилось в вашей жизни сейчас и возможно связан с вашей историей. Судя по всему нет никаких органических препятствий к глотанию пищи и это свидетельствует о том, что симптом сугубо психический. Поэтому общие советы вам вряд ли помогут.
Симптом почему-то возник и мысли, которые его сопровождают касаются того, что вода и еда попадет в легкие и я задохнусь. Думаю, что вам может помочь индивидуальная работа со специалистом.
психолог онлайн
Здравствуйте Анна!
Побороть этот страх можно безусловно. Вполне может случиться так, что он пройдет "самостоятельно". Но тут надо понимать особенности этого расстройства. Тревожные мысли - это осознаваемые мысли, которые мы "думаем" корой головного мозга. Вы говорите "Головой я понимаю, что не подавлюсь (это кора ГМ "думает"), что организм устроен так, что вода и еда не попадет в легкие и я не задохнусь, но только наступает момент глотания, как страх пересиливает меня". Продолжение, о том, что идет после "но" говорит о том, что у нас в ГМ есть и другие части, которые "не думают" как кора ГМ, а за что-то отвечают. Например за инстинкты или рефлексы. Вот эта вторая часть предложения после "но" - "...но только наступает момент глотания, как страх пересиливает меня" говорит о том, что включается в работу та часть ГМ, которая отвечает за тревогу (страх), а проще за наше спасение. И эта часть ГМ не управляется нашим сознанием, она срабатывает автоматически (инстинктивно). Проще говоря (если можно так сказать) выработался условный рефлекс, который связал прием пищи с опасностью. Раз выработался такой рефлекс, то та часть ГМ, которая отвечает за наше спасение от опасности "включает тревогу", т.е. у человека возникает неконтролируемая тревога. Если приводить аналогии с компьютером, то мы говорим, что произошел сбой в той части мозга, которую можно назвать "тревожной кнопкой". Так вот, чтобы избавиться от этой неконтролируемой тревоги нужно этот условный рефлекс убрать или перепрограммировать эту "тревожную кнопку". Сделать это можно на психотерапии. На это может понадобиться некоторое время. Если у Вас возникнут вопросы, то пишите на личную почту, с удовольствием отвечу. Счастливо.