Сложности с оформлением мыслей в слова.
Приветствую, уважаемые психологи. Проблема моя, с одной стороны, проста: я - графоман, не могу не писать. Пишу рассказы, стихи; редко что завершаю, однако всегда буквально переполнен идеями и горю желанием творить. Это бы еще ничего: в конце концов, определенному сорту читателей нравится то, что я пишу, а тем, кому не нравится, я просто не предлагаю. Пожалуй, меня огорчает одно: когда я хочу что-то сказать или написать, мне непременно нужна формулировка, отражающая мою мысль с предельной точностью. Неправильный порядок, неверно подобранные слова, ошибочная пунктуация - недопустимы! И это, признаться, мешает. Не только в письменной речи - в устной тоже; пока я не составлю идеальную фразу, я не могу ее произнести, мне противна сама мысль об этом. И это мешает: необходимость выверять каждое слово. Если же я этого делать не буду, то к себе смогу испытывать лишь глубочайшее отвращение. Мне всегда были неприятны те, кто говорит сбивчиво, беспорядочно, те, кто путается в словах; посему - по мере сил - стараюсь говорить красиво, точно и без ошибок. Не всегда удается, конечно, особенно в условиях быстрой устной речи или в неожиданных ситуациях. Я трачу слишком много времени на простое оформление мысли в речь, текст; если я не могу подобрать нужную формулировку (даже не из-за незнания каких-то слов, но, скорее, потому, что на ум приходит слишком много синонимов, да и порядок их чередования нужно выбрать единственно верный, не допустить тавтологии и т.п.), а чаще всего я именно не могу, то я просто обрываю себя на полуслове или стираю только что написанное. Поэтому часто молчу, поэтому большая часть того, что я пишу, не закончена.
Собственно, вопрос таков: как мне научиться точности словесного облечения мысли? Или как мне избавиться от настойчивого желания тщательно выверенных речей и текстов? Понимаю, что, возможно, это вопрос даже не совсем к психологам, но представления не имею, к кому бы еще я мог обратиться с ним.
Вопрос от: ; Возраст: 19

психолог онлайн
Здравствуйте, Антуан (де Сент Экзюпери?)!
Всё дело в том, что вы излишне тяготеете к совершенству и не признаёте за собой права на ошибку. Если бы все психологи и писатели занимали бы такую же позицию, то психологи вообще бы не консультировали (можно ведь ошибиться!!!), а писатели всё ещё доводили бы до совершенства (или до маразма) свои произведения и ничего не издавали бы.
Вероятно, виновато во всём семейное воспитание. Кто предъявлял к вам в детстве завышенные требования? А может предъявляет и сейчас?
И вы боитесь, что если не будете идеальным - вас не будут любить?
Это сложная проблема. И её лучше решать вместе с квалифицированным психологом.
Удачи!
Дополнение от автора
Завышенные? Что считать завышенным? Обычные родительские требования: не пей, не кури, не груби, учись на пятерки и просто "будь хорошим мальчиком". С вредными привычками и школой проблем никогда не возникало, а вот некоторая несдержанность всегда присутствовала, поэтому "хорошим" быть никак не удавалось. Сейчас, что называется, и вовсе из рук вон: я не работаю, учусь уже далеко не блестяще - хуже, чем мог бы, в общем-то, университет не настолько уж сложней. Что и говорить, замечания (мягко говоря) сыплются весьма щедрым потоком, свою струю в который вносит и недовольство тем, что мои родители - особенно отец, конечно, - не принимают то, что парни мне симпатичней, чем девушки, если вы понимаете, о чем я. Впрочем, не думаю, что это имеет отношение к тому, что мне сложно отказаться от стремления к недостижимому совершенству. Или имеет?
Как бы то ни было, спасибо за рекомендацию. Обязательно последую вашему совету.
психолог онлайн
Ещё раз здравствуйте, Антуан!
А может вы пытаетесь таким образом компенсировать своё несовершенство и недовольство других (в т.ч. и отца) в остальных сферах вашей жизни?
Компенсация - явление распространённое.
А не проще ли просто навести везде порядок? И перегибы станут не нужны...
Удачи!
психолог онлайн
Здравствуйте, Антуан.
Не вижу ничего предосудительного в том, что вы хотите научиться точно высказывать свои мысли.
Насколько я понимаю, это не такое простое занятие. И люди годами оттачивают свое мастерство. Как? Множество методик есть.
Самое простое - вуз, журфак, филфак и такое подобное. Еще есть философия...
Но!
Если то, что вы делаете мешает вам, доставляет дискомфорт - тогда лучше обратиться к помощи психотерапевта.
Это не означает, что вы перехочется совершенствовать свой слог, но это может помочь иначе, по-другому относиться и воспринимать то, что вы делаете и чувствуете, открыть в себе другие возможности, которые могут помочь вам в достижении цели.
психолог онлайн
Хочется ответить с юмором: "не доводи меня до совершенства":)).
Мне кажется, что коллеги абсолютно правы -когда-то вы получили установки точно выражать мысли, слова, возможно не медлить с ответом, или вот еще любимое нашими родителями и учителями: "сначала подумай, а потом скажи" и т.д. - возможно,это что-то школьное, детское. Это подтвержатеся вашей фразой: "Поэтому часто молчу, поэтому большая часть того, что я пишу, не закончена".
Но, похоже есть вторая сторона медали - вам нравится сам процесс игры текстом, словом и это уже говорит о том, что хочется делать красиво то, что нравится делать и нет в этом ничего плохого - возможно, разобравшись с собой и позволив себе не быть идеальным, вы как раз и перестанете писать "в стол" и станете профессионалом и мы о вас узнаем:)) Удачи!
консультация психолога
Антуан, я поняла, что вы часто неудовлетворены и раздражены от того, что вам не хватает чего-то лучшего, совершенного? Вы не принимаете то, что реально воспринимаете и хотите, чтобы окружающее стало лучьше? Бывало ли у вас чувство пустоты?
Дополнение от автора
Чувство пустоты - да, часто. Разумеется, очень хотел бы, чтобы все вокруг было совершенным. С одной стороны, конечно, тогда было неинтересно: несовершенство есть движение, а совершенство есть застой, но... Иногда действительно хочется "подправить" в своем восприятии то, что замечать вовсе не хочется и подобное.
Хотя, кажется, никто особо не требовал от меня точности и ясности изложения мыслей. Просто часто возникали проблемы из-за того, что из-за расплывчатой и запутанной формулировки меня понимали неправильно.
Я вдруг подумал: может, моя ситуация вызвана даже не требованиями окружающих и собственным моим желанием любви, но тем, что я слишком жажду контроля над всем в своей жизни и не могу дать себе права на ошибку?
Однако несчастным я бы себя не назвал. Я очень счастлив, в общем-то; вот только когда я берусь за свое любимое дело - творчество - или хотя бы веду серьезный разговор, тогда я ощущаю беспомощность, пожалуй, и какую-то злость на себя. Может быть, я слишком быстро сдаюсь? Может быть. Не знаю.
Однако же я весьма благодарен за рекомендации. Постараюсь учесть все ваши слова.