Смерть мужа
После смерти мужа наступила полная апатия ко всему. Ничего не радует, ничего не хочется. Все равно как я выгляжу, ела или нет.
Прошло уже полгода, а такое впечатление, что я постарела лет на 50.
Снятся плохие сны. Нет желания ни с кем общаться, никуда выходить. На работе начались проблемы так как на любые ситуации реагирую либо слезами, либо всплеском агрессии.
Вопрос от: ; Возраст: 36
консультация психолога
Здравствуйте!
Соболезную и сочувствую Вам по поводу утраты мужа.
Из того,что Вы написали, можно предположить,что,скорее всего, Вы не прожили смерть мужа, не отгоревали и не отплакали все чувства с этим, связанные. Вы описываете депрессивное состояние, а оно часто возникает в таких ситуациях, когда человек подавляет свои переживания, не разрешает себе плакать или злиться,например. Как будто бы закупоривает наглухо бутылку, внутри которой все время прибывает. И тогда эти чувства накапливаются и могут прорываться в самых неподходящих ситуациях(на работе,например). А когда мы запрещаем себе чувствовать что-либо одно(сильную боль или печаль), автоматически мы перестаем чувствовать и все остальные (радость,любовь,интерес). Так и возникает депрессия.
Если у Вас есть возможность посещать специалиста, это было бы здорово. Психотерапевт может помочь вам сдвинуть с места тяжеленный воз с грузом непрожитых эмоций, поддержать Вас в процессе горевания, после чего Ваши чувства смогут снова течь естественно и не отравлять Вам жизнь.
Дополнение от автора
Здравствуйте,Татьяна. Спасибо за консультацию. А возможно ли самостоятельно хоть немного изменить свое состояние? Если да, то как?

психолог онлайн
Здравствуйте.
Сочувствую Вашей потере. Вы потеряли близкого/значимого человека и это естественно, что Вы горюете.
Вы пишите о сильной эмоциональной реакции. Было ли у Вас время позаботиться о себе, прожить это горе, поплакать? Насколько Вы пережили эту потерю? Есть ли кто-то в окружении, на кого Вы можете опереться в этом, открыто рассказать о Ваших переживаниях, попросить поддержки?
«Апатия» - это один из периодов проживания горя. Вам нужно пережить боль утраты, стать независимой от нее, приспособиться к изменившейся жизни, восполнить пустоту, выстраивать новые отношения с людьми и миром и продолжать жить. Это не быстрый и сложный процесс, и пока «работа горя» не проделана, напряжение будет оставаться.
Конечно, проще это сделать рядом с психологом. Но можно поискать опору и поддержку в близких отношениях (родные, друзья, коллеги).
Дополнение от автора
Здравствуйте, Светлана. Спасибо Вам за совет. К сожалению, я, наверное, утомила всех близких своим нытьем. Всегда была позитивным человеком, а сейчас просто потухла.
У каждого своя жизнь.
А еще я виню себя в смерти мужа, так как из-за моей болезни и заботы обо мне пропустили симптомы заболевания у него. А потом стало слишком поздно....
психолог онлайн
Чтобы боль и горечь утихли, все-таки важно выражать свои чувства во вне – это могут быть слова, действия, слезы, крики.
Если нет возможности рассказывать об этом близким, это не означает, что Вы должны это держать в себе. Вы можете написать здесь: как Вы это переживали и переживаете сейчас, что с Вами происходит, какие чувства возникают? Вы уже написали о целом комплексе сложных переживаний (боль, апатия, злость, вина), которые Вы пытаетесь сдерживать, чтобы не доставить дискомфорт окружающим (родным и коллегам).
Дополнение от автора
Светлана, ещё раз спасибо. Иногда получается трансформировать все в злость. В такие минуты могу что-нибудь швырнуть,разбить. Становится легче, но не надолго
психолог онлайн
Senya , хорошо, что «становится легче», значит удается снять часть напряжения. Похоже, что Вы пытаетесь сдерживать много чувств, а это сопряжено с колоссальными затратами энергии, отсюда вытекает усталость и апатия. Гнев, злость – это один из этапов переживания горя.
Вам точно нужно время и ресурсы, как внешние (хобби, увлечение, работа, друзья – то, что может вызвать какие-то приятные переживания или облегчить текущее состояние), так и внутренние.
Возможно, Вам будет интересно почитать о стадиях проживания горя:
Первая стадия - Шок и оцепенение.
От момента известия до 9-14 дней.
На этой стадии человек еще не может принять потерю, он не верит в нее.
В его поведении могут наблюдаться оцепенение, «механистичность» или наоборот излишняя суетливость.
Возможны потеря аппетита, сна, ориентации в окружающей реальности, желание «уйти» из жизни вслед за умершим…
На помощь горюющим в этот период направлены древние ритуалы: похороны, поминки.
В старину специально приглашали плакальщиц, помогающих горевать и плакать.
Вторая стадия - Отрицание. Длится обычно до 40 дней.
В этот период у человека существует понимание потери, но тело и бессознательное отказываются ее принимать.
Человеку трудно удержать свое внимание во внешнем мире, т. к. часто появляется ощущение присутствия умершего.
Возможны различные телесные реакции (затруднения дыхания, бессонница и т. д.). Он постоянно вспоминает об «ушедшем», может «видеть» его в других людях, может видеть сны с участием покойного.
Третья стадия: Принятие потери, проживание боли.
Это период наибольших страданий, продолжается до полугода.
Боль может то отпускать, то усиливаться.
Человек учится управлять своим горем, но это не всегда получается.
Он может чувствовать раздражительность, пустоту, отчаяние, одиночество, страх и чувство вины, агрессию на умершего, агрессию на других.
В этот период слез, уже меньше. Человек учится жить без умершего.
Четвертая стадия: Облегчение боли.
Обычно длится до года.
Происходит принятие факта смерти близкого человека, постепенное выстраивание новой жизни, устанавливаются новые связи с людьми.
При нормальной работе горя, на этом этапе обычно вспоминаются приятные моменты из жизни умершего.
Воспоминания пронизаны светлой грустью.
Пятая стадия: Мягкое повторение всех этапов.
Может продолжаться весь второй год. Через год после смерти возможен всплеск горя, сопровождающийся менее интенсивными переживаниями. Также возможен всплеск чувства вины