Страхи после смерти
Здравствуйте. Обращаюсь к вам со следующей проблемой. В декабре скоропостижно умер мой отец. Умер во сне, от болезни сердца. Мама проснулась от его агонии и пыталась спасти его. С момента похорон прошло более 5 месяцев, однако у мамы нет настроения, она замыкается в себе, не хочет общаться с людьми. Часто плачет, а при попытке поговорить с ней об этом у нее начинается истерика. Но самое странное то что она боится спать. Она не ложится пока не наступит время смерти отца. Хотя раньше она ложилась довольно не поздно... Недавно она мне случайно призналась что боится спать чтоб не проснуться сново от тех звуков. И даже если рядом ночью с ней я, она все равно ждёт того времени. В результате она невысыпается, постоянно уставшая, рассеянная, частые головные боли. Прошу мне подсказать как ей помочь? Может на самом деле нет никакой проблемы, а это все мои придирки?
К психологу она идти категорически не хочет , говорит что не сумасшедшая ( разницу между психологией и психиатрией не слышит), слезы, крики и по.
Вопрос от: ; Возраст: 35

психолог онлайн
Анна, Вы правильно сделали, что обратились. Ситуация на самом деле серьезная. И, честно говоря, без помощи профессионала Вам будет сложно помочь маме. Основная проблема в том, что мама давит эмоции в себе. Вам необходимо разговорить её, дать выплакать слезы. Разговаривайте об отце, вспоминайте его, дайте маме рассказать о своих страхах, возможно её также гложет чувство вины, что не смогда помочь и спасти. Вам нужно разговорить маму и дать ей возможность выплакаться, покричать, даже поистерить. В эти моменты не пытайтесь её успокоить, а поддерживайте, обнимайте. Представьте сколько боли у неё накопилось! Дайте возможность маме выплеснуть эмоции в безопасной обстановке рядом с Вами. А после того как выплачется и успокоится обязательно поговорите о том, что жизнь не заканчивается, нужно жить дальше, строить планы на будущее. В негативном состоянии не оставляйте маму ни в коем случае!!! Надеюсь, это поможет хоть немного облегчить состояние, а возможно позже мама все таки согласится поговорить с психологом.
психолог онлайн
Добрый день!
Никто не сказал мне, что утрата может переживаться как страх (с)
Утрата и горевание – это социальный феномен с сильными индивидуальными различиями. Обычно этот процесс протекает год-два и вмещает такие стадии как: шок, отделение и боль, отчаянье, принятие, решение и реорганизация. Говоря о сильных индивидуальных различиях, учитывая срок 5 месяцев и обстоятельства смерти отца, буквально всё, что вы перечислили: и «нет настроения, она замыкается в себе, не хочет общаться с людьми», и «при попытке поговорить с ней об этом у нее начинается истерика», и «она не ложится пока не наступит время смерти отца» - это нормально. Очень много чувств, непрожитых чувств, сложность в адаптации после смерти отца, время – всё это естественно. То, что «Недавно она мне случайно призналась что боится спать чтоб не проснуться сново от тех звуков» - это хорошо. Хорошо, что мама пытается говорить об этом сама, упорядочить свои тревоги, осознать, принять, решить, что с этим делать. Она пытается справляться так.
Да, соглашусь, совместно с психологом, который работает в этой теме, ей это будет проще, понятнее, легче.
Как же помочь, если мама не хочет обратиться за помощью. Во-первых, прояснить для себя лично как происходит процесс, что бы не заморачиваться на тему «нормально ли это», что бы не было место каким-либо «а это все мои придирки?». Тогда Вы сможете дать поддержку и понимание. На уровне родственной связи этого может быть вполне достаточно. Утрата - это естественный процесс и хотя каждый справляется с ней по-разному, ресурс пройти её есть у всех.
Если для себя хотите глубже – ищите инфо или обращайтесь за консультированием по этому вопросу, могу дать Вам больше понимания. В любом случае, терпения Вам и сил.
Дополнение от автора
Екатерина, спасибо за ответ. Дело в том что мы с ней обсуждали этот вопрос. После смерти мы жили с мамой месяц, после чего она сказала что все в порядке. Но каждый наш разговор о папе заканчивается слезами, часто она требует ее оставить одну. Вроде слышит, понимает, но замечаю что лежит и не спит. Только время проходит она моментально засыпает.... И соглашается что она так себя ведёт, но менять что либо не хочет. Ей будто комфортно жить в коконе и жалеть себя. Такое может быть?
Дополнение от автора
Здравствуйте Ева, спасибо Вам за рекомендации. Видимо действительно стоит подождать. Эта потеря для нас просто безумно тяжёлая, тем более для мамы. Возможно ей необходимо время чтоб это пережить.
Но в действительности она не говорит об этом. Я ее вывожу на разговор, чтоб она приняла смерть отца. Потому что смириться с ней она не хочет, ищет виноватых постоянно.
Дополнение от автора
психолог онлайн
Анна, возможно, мама получает для себя больше Вашего внимания находясь в таком состоянии, но не стоит забывать о том, что некоторые вещи она просто не может контролировать (такие как засыпание, например). Конечно, время лечит. Но это в случае нормативного переживания утраты, а проблемы с засыпанием указывают на тяжесть психологической травмы. Если маме не хочется говорить, попросите её написать папе письмо и сжечь. Объясните, что это необходимо для улучшения её самочувствия, а папа обязательно услышит её слова. Эмоции будут постепенно уходить, если позволять им быть, переживать их, но дозировано, по чуть-чуть. Слезы в этом периоде переживаний могут стать лучшим лекарем.
психолог онлайн
Сочувствую и сопереживаю Вам в Вашей утрате. Тяжелые потери никогда не проходят просто. Время. Поддержка. Принятие. Понимание. Не всё решается словами. На данном этапе – разговор – это Ваш (не её) способ проживать утрату + возможность для Вас проживать еще и свою тревогу про мамино состояние. Не всё решается словами. Иногда достаточно просто Быть. Быть рядом. Быть в контакте. Гнев, агрессия, поиск виновных – это всё про утрату, сложные чувства при тяжелой потере. И проживать их трудно. Не ищите в эмоциях конструктив. Это просто боль. Да, до стадии «принятие» мама еще не дошла. У каждого свой темп. Просто у Вас с ней по-разному. Если есть кто-то из близких, кто может её дополнительно в этом поддержать, с пониманием (или опытом) такого процесса, это тоже добавит ей ресурса справляться.
Очевидно, что хоть Вы и обращаетесь за помощью для мамы, но и сами находитесь в непростой ситуации. Если Вам нужна поддержка, не зазорно за ней обратиться. А терпение, понимание и силы помогут Вам справляться со всеми возникающими моментами.
Дополнение от автора
Спасибо большое. Я сделала выводы. Буду стараться.
Дополнение от автора
Спасибо большое. Я сделала выводы. Буду стараться.