Вина после смерти мамы
Здравствуйте! Я пытаюсь побороть в себе чувство вины . У меня умерла мама 3 недели назад. Ей было 70 лет. Умерла во сне от инфаркта. Жила с отчимом , но он старый и крепко спал . Она позвонила мне в четверг , поздравила с праздником , хотела помириться мы до этого неделю не разговаривали она наговорила мне всяких сплетен я обиделась и бросила трубку. Потом сама перезвонила и сказала , что ей плохо болит сердце .и что она хочет во вторник идти к врачу. Я сказала , почему во вторник , в пятницу. Но она хотела сделать педикюр. Я ей говорила , что доктору всё равно, но почему-то я её не сильно уговаривала . И была абсолютно спокойной , хотя всегда быстро реагирую и ответственная. Мы долго разговаривали о домашних проблемах , потом я свернула разговор и сказала созвонимся. В пятницу у неё была племянница и сказала , что она себя хорошо чувствовала и была в хорошем настроении. Я почему-то даже не перезвонила и она мне. Ночью в субботу она умерла . А у меня было хорошее настроение и никакого волнения . Дум , что надо было её в больницу класть а я её успокоила и даже не перезвонила . Это не даёт мне покоя , я усыпаю и просыпаюсь вся в поту от этих мыслей чтл я не правильно поступила ... не знаю как с этим справиться . .
Вопрос от: ; Возраст: 52
нравится: 1 из 1

психолог онлайн
Добрый день. Чувство вины - это одно из проявлений депрессивного состояния, а такое состояние является нормой, учитывая Вашу ситуацию. Смерть близкого человека не может не вызывать таких переживаний, потому что они говорят о том, что Вы очень любили маму. Дайте себе время и рана от потери заживет и чувство вины также пройдет. Есть много способов избавиться от вины, но это можно сделать на сеансе с психотерапевтом на живом приеме или по скайп. Для начала рекомендую Вам попробовать такой прием: напишите письмо в котором напишите все, чтобы Вы хотели сказать еще маме, а потом порвите его и выбросьте (можно повторить это несколько раз). Также поделайте мышечную релаксацию по Джекобсону, она поможет
расслабиться, снять напряжение и телесное и эмоциональное (текст техники можно найти в интернете). Всего Вам доброго. Обращайтесь при потребности, всегда помогу.
психолог онлайн
Только смерть может реально высветить,ваше отношение к человеку который ушел из вашей жизни.Именно смерть способна ПОКАЗАТЬ то МЕСТО в ВАШЕЙ ДУШЕ, которое занимал ушедший человек.В жизни мы часто ориентированы на ложные ценности и смыслы,мы недооцениваем сам миг присутствия здесь, и бываем поверхостно внимательны к ближнему,ибо ошибочно считаем, что в нас в даный и момент есть что то более главное , чем например просто пристальное внимание к тому , что говорит и переживает говорящий.И еще мы считаем что в нас есть время сказать то Главное , что мы чуствуем или пережываем сами., по отношению родного,, любимого или знакомого человека.В результате смерть БЕЗЖАЛОСТНО ПОКАЗЫВАЕТ НАМ, ЧТО МЫ ОЧЕНЬ ОШИБАЛИСЬ., И САМЫЕ ГЛАВНЫЕ СЛОВА КОТОРЫЕ СТОИЛО СКАЗАТЬ ЧЕЛОВЕКУ ПРИ ЖИЗНИ,мы часто говорим после его смерти., и тогда ОСТАЕТСЯ БОЛЬ.....ТАКАЯ БОЛЬ.......Нужно жить так,чтобы САМОЕ ГЛАВНОЕ СКАЗАТЬ ПРИ ЖИЗНИ......СПЕШИТЕ ГОВОРИТЬ ............Ибо потом многое сложно исправить.....
ВАМ стоит сходить в церковь, Исповедоваться и выложить все священнику!Вы сможете быть "услышаны", Душой вашей мамы, следуя разговору с ней от Души!
.Просто вы не "ДОГОВОРИЛИ".Самое важное, то что вы слышите в своем сердце,вы сможете высказать в молитве будучи в церкви ,после исповеди!Уверен.Душа вашей мамы УСЛЫШИТ ВАШУ ИСКРЕННОСТЬ И БОЛЬ.Все станет на свои места!Ваша жизнь изменится в лучшую сторону.
психолог онлайн
Галлий Порфирьевич Кравчук
Светлана, смерть, особенно смерть близкого человека, часто приводит к мыслям типа «а вот если бы я…». Как попытка что-то исправить, как будто именно у нас были некие «рычаги» управления чужой жизнью…
Но, как говорится, «не нужно приписывать себе функцию Бога»…
Из понятий «вина» и «ответственность», мне кажется более конструктивным второе, потому, что именно ответственность более объективна.
В каждой ситуации основная ответственность лежит именно на том человеке, который принимает решение про свою жизнь. Ведь мама – взрослый человек с бОльшим жизненным опытом, чем Вы, именно она приняла решение, которое ее устраивало, и даже если оно было ошибочным, то это было именно ЕЕ решение про ЕЕ жизнь.
Если посмотреть на вашу ситуацию, и представить себе, что Вы начали бы уговаривать маму именно в пятницу лечь в больницу.
Как Вы думаете, чем бы это закончилось? Почему то из описанного Вами я предполагаю, что мама все равно не согласилась бы, а возможно, еще бы и поссорилась с Вами. И тогда Вы бы еще сильнее чувствовали бы вину, но уже за то, что пытались уговорить и расстроили.
А если представить себе, что она таки легла в больницу, то вероятнее всего дневная кардиограмма (когда она чувствовала себя хорошо и была в хорошем настроении) была бы не настолько плоха, чтобы возле нее дежурили ночью, а во сне ее вряд ли стали бы обследовать…
Знаете, когда сталкиваешься в жизни с тяжелой утратой, ее очень трудно принять. Но важно помнить, что жизнь Другого человека – это цепочка ЕГО поступков, выводов, следствий и в конце концов, ЕГО ухода, на который если и мог повлиять, то только он сам, теми или иными своими выборами.
Дополнение от автора
Здравствуйте, Галлий Порфирьевич! Спасибо , что вы откликнулись на моё письмо . Вы правы мы не договорили . И именно это меня мучает . Просто это надо было знать мою маму . Она часто жаловалась на сердце , но когда мы Её клали в больницу оказывалось то восполнение лёгких , то опоясывающий лишай. Поэтому мы договорились во вторник идти к терапевту . Я не думала , что у неё атеросклероз, и это так серьёзно. Это меня мучает . Понимаю , что ничего не вернёшь. Но легче не становится. Всегда звонила , волновалась , а тут была в хорошем настроении, и никакого предчувствия . Племянница у неё была и она тоже была в хорошем настроении, наглоталась таблеток. И пела . И тоже мне не перезвонила. Не могу себе простить , что не перезвонила. И понять себя не могу . Я всегда звонила и волновалась .а священникам я не верю и церкви тоже. Пытаюсь себе помочь и друзья тоже . Но пока никак. У них мамы. Они не понимают . А я своей не помогла. Спасибо , что выслушали .
психолог онлайн
Светлана, пробовали ли Вы рекомендации описаные мной выше? Или если хотите попробовать на психотерапии это проработать обращайтесь.
Дополнение от автора
Здравствуйте, Христина Васильевна ! Спасибо , что вы откликнулись на мое письмо . Я слушала по интернету Джекобсон . Но меня раздражало и голос и шум воды . Видимо я не в том состоянии . Хотя я пыталась расслаблять мышцы . Но мне плохо не физически, а морально. Писать письма в никуда тоже не могу. И уговорить себя не получается. Чувствую свою вину . И понимаю , что ситуация мне не подконтрольна. Ничего нельзя исправить от этого плохо . Спасибо , что выслушали . .
психолог онлайн
Тогда это говорит, что лучше обратится за помощю к психотерапевту, если самостоятельно не под силу. Если желаете обращайтесь - позанимаемся по скайп.
психолог онлайн
я понимаю ваш вопрос и ваше состояние!Если вы не верите священникам, то вам не обязательно им верить!
Если сочтете нужным, можете обратиться ко мне!Мне кажется я сумею вам помочь!