Про детские комплексы
Здравствуйте. Внесите ясность по такому вопросу: недавно, мне, один молодой "психолог" в неформальной беседе, пытался объяснить достижения наших общих знакомых (и в том числе мои) наличием детских комплексов. И ладно, если б это было так. Но, в ряде затронутых примеров, я знаю совершенно точно, катализатором достижение послужил просто кайф от самой деятельности. Т.е. люди нашли "свое". Этот аргумент был просто откинут "психологом", а я попал в тупик - как аргументировать-то? Осветите данную ситуацию.
Вопрос от: ; Возраст: 30

психолог онлайн
Алина Владимировна Лелюк
Здравствуйте, Roman.
Было бы проще размышлять на эту тему, если бы были примеры обсуждаемых достижений и комплексов, но вот создается ощущение, что смысл спора вообще не важен - главное сам спор и Ваша роль в нем. Поэтому давайте для начала определимся что Вы хотите в итоге получить - разобраться в вопросе или найти способ "заткнуть за пояс задаваку"?
Дополнение от автора
Оксан, я далек от психологии и не знаю, что и как преподается в ВУЗах по данной специальности. Меня возмутила упоротость человека, объясняющего все (абсолютно!) успехи и достижения, исключительно, детскими травмами и комплексами. И мне интересно разобраться - это мое невежество или его ограниченность. А примеры просты:
- я с 7 лет занимаюсь боксом. "Дворовых" причин для занятий не было. Родители спокойные люди и соответствующее окружение в академ.городке. Причина просто - у меня хорошая координация и я ловил (и ловлю) кайф от физической нагрузки, какое-то медитативное/ транссовое состояние и псих. разгрузка (сам архитектор). Аргумент психолога - физическое и/или псих. насилие в детстве.
- мой брат, успешный финансист. Лет с 10-11 цифрами крутил-вертел как хотел, до утра мог решать мат.задачки. Он этим реально жил и живет. MBA по финансам окончил вообще играючи. С друзьями/ товарищами/ девушками у него был полный порядок, он рос на моих глазах. Вдруг "оказалось", что причина его успеха - комплекс Наполеона, т.к. он ростом чуть ниже 170 см.
- знакомая девушка - PhD нейробиолог, блонди, любительница клубов и кутежа. Также, росли с ней вместе, и я видел сколько она время тратила на биологию и химию лет с 13. И ее перло от этого. Вердикт психолога - степень PhD - как протест + феминизм и тд и тп.
психолог онлайн
Тетяна Артеменко
Ну смотрите, между "достижения наших общих знакомых (и в том числе мои)" и "все (абсолютно!) успехи и достижения" очень большая разница, т.е. если ваш знакомый буквально говорил, что только люди с детскими травмами добиваются успеха, то он однозначно не прав, но если же речь шла о том, что выбор жизненных сценариев человека зависит от пережитого в детстве(а это не обязательно негативный опыт, это может может быть пример родителей, учителей, что-то что очень впечатлило) это однозначно так. Каждый человек проходит определенные этапы развития психики и от того, какой посыл он получал от близких, в эти периоды, очень многое зависит. Возможно Ваш знакомый действительно был неаккуратен в высказываниях, ставя "диагнозы" людям, поскольку не все так однозначно, но то, что корни наших поведенческих реакций тянутся в детство это действительно так.
Если кратко, по моему мнению, то он и прав и не прав одновременно, прав в том, что детство - очень важный период в жизни, который влечет за собой выбор пути во взрослой жизни, не прав - в категоричности суждения.
Дополнение от автора
А где можно почитать про "этапы развития психики" и влияния "посылов от близких в этот период"?
психолог онлайн
Я бы рекомендовала книгу "Семья и как в ней уцелеть"(автор Скиннер Роберт) - хорошая книга, небольшая, написана просто, читается легко и содержит много полезных базовых вещей, а если Вам захочется углубиться в предмет, то это в основном профессиональная литература: "Возрастная психология", книги по психотерапии.
Дополнение от автора
Оксан, благодарю.
психолог онлайн
Я не понимаю вообще сути вашего спора, потому как, для меня вы оба правы. Все мы родом из детства, в этом смысле, наши достижения обусловлены опытом, полученным в детстве. Не обязательно травматичным. Это с одной стороны. А с другой, я совершенно убеждена, что успешным можно быть только в деятельности, которая нравится, от которой "прет". И одно не противоречит другому, скорее дополняет. Вы говорили по сути о разных аспектах одного и того же явления - успешной деятельности.
психолог онлайн
Психолог ваш прав, и, пхоже, он фреидист, но к его мнению я бы добавила еще такой момент, как самоактуализация личности (читать у Маслоу) и психотип (мышечный, мыслительный или тип живота, почитать про типы интереснее всего у Эрика Берна, в его Введении в психоанализ и психотерапию для непосвященных). Плюс образец для подражания (читать у Пезешкиана). А есть еще жизненные сценарии. Про них - снова у Берна.