Страх ударить первым
Ходил 5 лет на единоборства. Вполне могу постоять за себя и девушку в екстренных ситуациях, знаю это, и проверено уже. В обычных конфликтах, когда дело уже должно перейти на драку, появляется сильная паника, страх, сжимается всё в груди и боюсь ударить первым. Из-за этого потом очень долго грызет чувство достоинства и стыд. Убежаю себя, что могу, и впринципе, верю в это. Но когда опять дело доходит до такой ситуации, всё повторяется. Что с этим делать?
Вопрос от: ; Возраст: 19

психолог онлайн
Татьяна Юхно
Здравствуйте.
В описанной ситуации есть два момента.
1. В целом испытывать тревогу и страх, когда ситуация переходит в проскость насилия, вполне нормально. Драка потенциально несет риск травм, увечий, смерти. Естественно, психика информирует про это страхом. Не испытывать страх в такой ситуации можно или будучи в аффекте - когда эмоция (злость) зашкаливает, или будучи определенного склада характера, когда человек получает удовольствие, прямое или косвенное, от насилия.
2. Если же у Вас сильная паника, и, несмотря на опыт выхода победителем, она повторяется, вероятно речь идет о травматическом событии/событиях в Вашем детстве. Если к Вам применяли физическое насилие в детстве или Вы были свидетелем насилия над родными, но ничего не могли сделать (ребенок ничего не может сделать), то тогда Вы каждый раз "проваливаетесь" в прошлое и сталкиваетесь с непрожитыми тогда чувствами. Эту ситуацию стоит "отнести" к психологу, чтобы "раскопать" прошлое, прожить его и "отпустить": к конце-концов Вы пошли на единоборства в 14 не случайно.