Расщепление?
Я столкнулся на новой работе с такой банальностью. Рассудите. Сначала принуждение, потом следом высмеивание и подавление. Если подробно, то так:
Некая должностная особа понуждает работника сделать что-то против его воли и против его совести, заставляя подчиниться старшему по должности и угрожая работнику увольнением. Работник, скрепя сердце, подчиняется и идет против своей воли, хотя понимает, что нарушает профессиональную этику. И тут же, через пару дней, на ближайшей планерке должностная особа называет его безвольным существом, хлюпиком, слюнтяем, флюгером, ни рыбой ни мясом, явно намекая на подчинение его в повелительной просьбе, но указывает совсем другую причину и дает ему характеристику, как человеку, а не как работнику. Такой прием понуждения и последующего унижения и обесценивания не является ли расщеплением? Ведь тут команда похожая на «стой на месте –иди сюда», типа двойного послания. Не является ли это признаком психического расстройства подобно тому, как двойные послания могут быть нарушением мышления при шизофрении?
Вопрос от: ; Возраст: 21

психолог онлайн
Здравствуйте, Илья.
Структурирую ответ для облегчения восприятия.
1. Шизофрения - психиатрическое расстройство, а не психическое, и выставляется на основании совокупности симптомов при очном обследовании.
2. Двойные послания - НЕ нарушения мышления.
3. Двойными посланиями пользуется большое количество людей определенной типологии характера. И вокруг Вас их достаточно.
4. То, что Вы описываете - НЕ расщепление. Это, скорее, садо-мазохистические "игры" или/и демонстрация власти исходя из некоторых других нарушений. Ситуация не конкретна и нет "портретов" участников, чтобы делать достоверные предположения.
Дополнение от автора
В 4 пункте Вы сделали очень проницательное допущение, однако мы с коллегами не знали, как это назвать, но имеет место быть с подчиненными. Начальник-самодур и в связи с образом самодура вспомнился фильм "Волга-Волга", где воплощен такой герой актером Ильинским. Наш шеф даже чем-то похож внешне))
Спасибо что натолкнули на мысль)
психолог онлайн
Илья, здравствуйте. Начальник-самодур - явление обычное и даже где то нормальное для нашей постсоветской системы. По статистике 10-15% людей на управляющих должностях - люди с психическими акцентуациями или расстройствами. Это манипуляторы, которые пойдут на все ради достижения своих целей. Именно потому они на руководящих постах, поскольку добьются своего всегда. Однако, не этот вопрос должен Вас и ваших коллег тревожить. Есть намного более страшная новость для Вас: жертвами таких манипуляторов становятся неспроста. И Вам, и вашим коллегам надо задуматься, почему вы рядом с таким человеком еще и терпите его. Это важно, поскольку скорее всего сценарий в жизни будет повторяться, а во вторых - факт обсуждения этого с коллегами означает, что внутренний конфликт, приведший вас в такую ситуацию не разрешается, а вуалируется сбросом негодования в курилке... Инными словами, вы так сбегаете от решения своего внутриличностного конфликта. Очень советую Вам поработать именно над собой. Удачи Вам!