соверщенно не умею себя отстаивать
если на меня в очереди кто-то наезжает, например спор из-за места, кто первый стоял,я молчу, руки дрожжат, не могу себя отстоять, хотя права я! У меня постояно забирают мой стул в универе, подсовывая мне сломаный, а я не могу заставить его вернуть, хотя другие группы ставят мой стул обратно на своих парах в нашем классе. когда я говорю, меня могут не слушать, перебить, просто выйти не сказав ничего. недавно на улице сигаретой, случайно, прохожый мужик пропалил куртку, но я даже не сказала ничего. А надо было?
Я думаю, это я сама себя не уважаю, потому и люди так. Но где взять силы, что б ответить " обидчикам" и как понять, когда надо отвечать, а когда нет?
Спасибо за внимание к моему вопросу)
Вопрос от: ; Возраст: 20

психолог онлайн
Тетяна Артеменко
Здравствуйте, Ольга!
ВЫ хорошо чувствуете, когда люди заходят на ваши границы и вам нужно их отстоять. ВЫ одновременно замечаете, что мужчина случайно прожег вам куртку и тут же спрашиваете:" А надо ли ему говорить об этом?" А что вы чувствуете, когда такое происходит? Злость, досаду, огорчение или еще что-то и что мешает вам проявлять чувства ? Похоже у вас запрет проявлять агрессию даже в конструктивной форме, даже когда она необходима для защиты. Здесь одним ответом на вопрос "где взять силы, чтобы ответить" не обойтись, ведь вы и сами понимаете, что вам не хватает самоуважения, но от этого нет изменений .Скорее всего, ваши сложности в признании своей ценности и возможности действовать из этой позиции и сложности в проявлении агрессии сформировались в вашей семье и теперь чтобы это изменить, стоит разбираться с психологом, и в этих отношениях будет формироваться новое отношение к себе. Можно еще пойти в терапевтическую группу.
Дополнение от автора
Дина Дмитриевна, я чувсвую страх перед этими людьми, "обидчиками" и не знаю как выдворить их за пределы моих личных границ. Ну вот дядька пелом пропалил мне куртку, мне нужно было ему высказать ион бы купил мне новую куртку?
Боюсь накалять обстановку, чтобы на меня не стали давить еще больше, потому что не чуввую, что справлюсь с кем то морально и не особо знаю, как сопротивляться.
У меня в семье мне не запрещали проявлять агрессию или еще какие-то эмоции, просто с моими эмоциями и желаниями не считались вообще. Ни дома ни в детском саду, это я помню лет с 4.
Самое главное, почему я думаю, что дело во мне, это потому, что ко мне отнасились так все: папа с мамой и все бабушки с дедушками, хотя они все живут в разных концах города и не сговаривались. Темболе дети и воспитатели в садике, школе, дворах, институте...
У меня никто никогда не спрашивает как дела, говорят только о себе, а если я о себе что-то начинаю, перебивают и снова о себе. со мной вообще общаться не очень хотят, зевают и стараюся отдалаться или оскорбить.
Я один раз давно ходила на групу, но, видимо неудачную, меня там зачморили, а сама психолог сказала мне на 8 занятии (из 20 запланированных), что неготова дальше со мной дальше работать - я напряжный клиент. С тех пор я боюсь идти на тренинги.
Но Вы на самом деле считаете, что, чтобы выбраться из этой ситуации, мне нужно прокачать самоценность и самоуважение? Ну хотябы для старта и как-то самостоятельно.
психолог онлайн
"У меня в семье мне не запрещали проявлять агрессию или еще какие-то эмоции, просто с моими эмоциями и желаниями не считались вообще"-вот от этого и не сформирована ваша самоценность,, вы не считаете значимыми ваши чувства, желания и не отстаиваете их с другими, может быть вы их еще и не замечаете в тот момент, когда вас не устраивает как к вам относятся. Важно вовремя замечать чувства и уметь их проявлять. Замечая свои чувства, мы понимаем, что с нами происходит и решаем как нам действовать. Сначала наши чувства замечают наши родители и помогают нам понять себя и свои потребности, желания( если они сами могут это). Когда с этим есть проблемы( или с проявлением чувств)это может замечать и говорить в контакте с клиентом психолог. Самому это сделать сложно.
Ваш страх защитить себя может иметь разные причины, одна из них ( учитывая вашу эмоциональную заброшенность) это то, что вы в детстве не чувствовали поддержки когда вас обижали, а обидчики были сильнее. А теперь вы уже взрослая физически, а эмоционально все та же девочка, т.к. в психике не сформирована фигура взрослого, который вас защищает( опять же это происходит в контакте с психологом).
Что делать с мужчиной, который пропалил вам куркту- например сказать:" Вы пропалили мне куртку!"Куртку он вам не купит, но , вполне вероятно извинится.
Насчет группы- группа должна быть психотерапевтическая, а не тренинги уверенности. А клиент м.б. каким угодно, на то он и клиент. Все же вам лучше начинать с личной терапии с психологом.
Дополнение от автора
Дина Дмитриевна , Вы дали мне по-моему бесценные советы, спасибо)))
С моими родителями тоже в детстве так обращались и с их родителями, мне папа с мамой жаловались об этом на бабушек и дедушек, а бабушки обижены на своих родителей. Дедушки нет, но они меня обожают и балуют))) Я поняла, о чем вы.
Но тогда вопрос: я живу сейчас с парой, которая меня ценит. Но родители продолжают обесценивать меня даже по телефону. Обращаются комне не по имени а "скажи ЕЙ", "что ОНА сказала", ни спасибо, ни пожалуйста и тд и тп. Мне стоит свести к минимуму общение с родителями, чтобы научиться ощущать свои границы и отстаивать их или заставлять родителей их замечать и уважать (говорить о моих чувствах и желаниях и тп). Как считаете?
психолог онлайн
Пожалуйста. Это очень хорошо, что вы живете с людьми, которые вас ценят, важно, чтобы в вашем окружении были такие люди. Родителей не стоит судить, они давали вам лучшее, что у них было. Заставлять родителей вы не можете( как и они вас), вы можете попросить называть вас по имени, говорить о том, что вам не нравится, с чем не согласны, говорить о том за что благодарны. Сводить ли общение с ними к минимуму, решать вам ,зависит от конкретных ситуаций.
психолог онлайн
Начните просто экспериментировать. Пробуйте говорить людям о своих потребностях
психолог онлайн
Ольга, добрый вечер! Вы большая умничка, что пытаетесь понять причины происходящего, помочь себе, но корни проблемы лежат глубоко и самостоятельно справиться будет слоожно. Вам надо почувствовать свою ценность, когда Вы сами начнете уважать себя, никто не посмеет вытирать об Вас ноги. Поработайте с психологом, понимаю, что есть неудачный опыт работы в группе, отсюда некое недоверие, но Вы все же написали психологам, выберите на сайте того, кто понравится. Помогите себе!
Дополнение от автора
Спасибо всем за Вашу помошь.Я буду работать над самоценностью. Группу уже нашла)::wub::