Сын подросток. Проблемы в семье и школе.
Здравствуйте!
Сыну 14 лет. 9 класс. Единственный ребенок, поздний. Родился, когда мне было 36, а жене 34 года. Проживает всегда с нами, в полной семье. Практически всегда был покладистым, хорошо учился, но это больше была заслуга бабушки-педагога (83 года), которая с 1 по 8 класс ежедневно с ним занималась уроками. Это моя мама.
Бабушка была для него лучшем другом, защитой и опорой все 14 лет. Мы, родители, никогда не наказывали сына физически, не лишали его имущества и не ограничивали его свободы. Конфликты с сыном конечно были, часто на повышенных тонах, после чего всегда мирились.
Сын достаточно раним и всегда был плаксив. Возможно из-за наших повышенных тонов.
В начале лета 2018 года бабушка пережила инсульт, через месяц повторный. Все лето провела в стационарах в ужасном состоянии. Сын все это видел, переживал и беспокоился. Мы ограждали его как могли, отправляли в детские лагеря и на море с кумовьями.
31 августа бабушки не стало и 2 сентября мы ее похоронили. Сын очень тяжело пережил это. С этого момента сына как-будто подменили, резко. Учеба в школе резко пошла на спад, обманывает, провоцирует конфликты, стал рассеянным, ленивым и невнимательным, уроки делать не желает и нам не дает проверять, психует, нервничает по малейшему поводу, в моменты истерики уходит на улицу или в гараж. Приходит через 2-3 часа заметно успокоившись, но ошибок и вины не признает. В моменты споров вспоминает, что мы его всю жизнь прессовали и заставляли плакать, что он нас всю жизнь боится. Говорит, что хочет быть одиноким, так как зачем такая семейная жизнь.
Особых увлечений у него нет. Иногда ходит на фитнесс или встречается с одноклассниками, но не часто. Дома в основном в Интернете, в чате с одноклассниками. Нам категорически не дает смартфон и не разрешает встревать в его виртуальную жизнь, но клятвенно заверяет, что там все в порядке и никто его не преследует и врагов нет.
Спиртным или сигаретами от него никогда не пахло.
В школе классный руководитель говорит, что он не один такой. С ее слов, она не видит буллинга или чего то подозрительного.
Сегодня утром расплакался и попросился остаться дома, не ходить в школу, так как стресс последнего времени в школе и дома не дает ему жить и учиться.
Я предлагал сыну сходить к психологу, но он категорически отказывается, мотивируя тем, что это все ерунда, зря потраченные деньги и что он не станет открывать душу чужому человеку.
Соседка-профессиональный психолог (она отказалась нас консультировать официально) выслушала все это по телефону и сказала, что это все вполне выглядит нормой для подросткового возраста, что нужно родителям взять себя в руки, полностью оставить сына в покое, перестать даже интересоваться уроками, школой, быть всегда показательно добрыми и повсюду оказывать ему поддержку. Она уверяет, что через некоторое время все успокоиться и поведение сына и его отношение к учебе нормализуется. В книгах читаем то же самое.
Я буду очень Вам благодарен за Ваше мнение!
Вопрос от: ; Возраст: 50

психолог онлайн
Андрей, ваш сын переживает утрату близкого человека, и конечно, это негативно отразилось на его эмоциональном состоянии и учебе.
цитата:
Почему сын заговорил о деньгах, потраченных зря, если платите вы, родители?
цитата:
Вашему сыну и правда сейчас нужна ваша поддержка и отсутствие нотаций про учебу, будущее и тп разговоры. Возможно острое состояние горевания за бабушкой пройдет, и станет легче.
С другой стороны, настораживает, что
цитата:
В моменты споров вспоминает, что мы его всю жизнь прессовали и заставляли плакать, что он нас всю жизнь боится. Говорит, что хочет быть одиноким, так как зачем такая семейная жизнь.
Похоже, что у вас с сыном нет близких, теплых отношений и бабушка была единственным близким человеком. Утрата переживается тем более острее.
Возможно стОило бы поговорить с сыном о ваших отношениях. Что вы бы хотели его поддержать, что хотели бы наладить отношения и стать ближе, но не знаете как. Предложить сходить к психологу еще раз, что вопрос не в деньгах. Психолога сын может выбрать сам - с кем легче было бы общаться (мужчина или женщина, определенный возраст).
У меня к вам еще вопрос. Вы пишите, что
цитата:
Конфликты с сыном конечно были, часто на повышенных тонах, после чего всегда мирились.
Вас до недавнего времени, пока не начались проблемы учебой, отношения с сыном устраивали? Вы не делали попыток как-то решить вопрос с его плаксивостью и ранимостью?
Дополнение от автора
Валентина Михайловна, спасибо за ответ!
Меня действительно вполне устраивали отношения с сыном, все было нормально на мой взгляд и мы были близки. Ежегодно мы много путешествовали и вместе отдыхали. Он был веселым и общительным. Ранимость и плаксивость меня не настораживали, так как я сам был точно таким же в его возрасте.
Сейчас он вдруг резко вспомнил все детские обиды и постоянно утверждает, что уже никогда не сможет мне их простить.
Подскажите, пожалуйста, нужно ли как то реагировать на то, что он все свое время проводит в смартфоне, чатится с кем то, смотрит ролики в ю-тубе, играет в игры. В последние месяцы это практически постоянно и конечно в ущерб выполнению домашних заданий. Литература по психологии не рекомендует ставить какие то условия ограничивать и "дергать" его по этому поводу, пока он самостоятельно не прийдет в норму. Но ведь это может продолжаться бесконечно! Как мне поступать в таком случае? Лично я ожидаю в качестве его реакции на любое подобное ограничение серьезную истерику, обиду и намеренные конфликтные ситуации с его стороны.
Дополнение от автора
И еще вопрос. Насколько долго может продолжаться подобный кризис подросткового возраста, если он начался в 14 лет? В среднем.
Также я забыл уточнить, что в возрасте примерно от 3 до 5 лет (точно не припоминаю), у сына также был тружный кризисный период, который вынуждал нас обращаться к
детскому психологу. На занятиях он рисовал свои страхи и проблемы, а потом сын вместе со мной их сжигал на улице. Но вроде бы все тогда прошло достаточно быстро.
психолог онлайн
цитата:
Попробуйте вернуться к разговору и попросить более подробно рассказать о его обидах. Ведь вы похоже о них не в курсе, и не подозреваете о чем речь. Возможно он захочет поделиться. Если нет, то просто скажите о своей готовности поговорить, поддержать.
Попробуйте, может, найти какое-то занятие общее, чтобы было общение.
Дополнение от автора
Он уже много рассказывал мне про свои детские обиды. Со многим я согласен, так как припоминаю эти случаи. Зачастую, конечно, сын очень сильно сгущает краски и все преувеличивает, но возможно тогда в его детской голове именно так все страшно и запечатлелось. В основном это касалось случаев, когда мы своими резкими замечаниями или неуместными оскорблениями доводили его до слез, а он не мог нам противостоять и только плакал.
Мы его не наказывали телесно никогда, ни рукой ни ремнем. В углу малышом он стоял всего то раза 3-4 за всю свою жизнь и то не подолгу.
Только однажды, когда он себя плохо вел, лет в 6-7, я шлепнул его ремнем, точно помню, что не сильно и только для того, чтобы он ощутил, насколько это неприятно. Теперь он представил это событие, как избиение.
Заниматься чем то совместно он не желает, все его крохотное свободное время занято смартфоном и игрой на компьютере. Школа с 8 утра до 15 часов, иногда до 16. А потом огромное количество домашних заданий, которые он выполняет плохо или просто не выполняет.
Трижды в неделю по 1 часу ходит на фитнесс в зал в подростковую группу, но часто пропускает из-за простуды.
От школы старается отлынивать хотя бы 1 - 2 раза в неделю под предлогом плохого самочувствия. Например вчера. В школе накопились плохие оценки и он таким образом "прячет голову в песок" и старается не получать еще больше плохих оценок, но и прежние не исправляет. Некоторые предметы совсем не учит, говорит, что они ему не нужны (например география, биология, химия, обе истории, правознавство).
Мы с женой стали предельно корректны к нему, не провоцируем, практически не делаем замечаний, стараемся не акцентировать внимание на его вездесущем смартфоне и интернете, постоянно говорим, как он нам нужен и что мы всегда готовы его поддержать, предлагаем помощь с домашними заданиями, если он нас об этом попросит, совсем не ругаем за плохую успеваемость и не реагируем на частые провокации с его стороны. Мы пытаемся всеми силами "оставить его в покое" и поддерживать шаткий мир в семье. Это нам делать ужасно тяжело и мы уже давно на таблетках.
Дополнение от автора
Здравствуйте!
Прошел почти год с того времени, когда я задавал свои прошлые вопросы по данной теме.
Сын закончил 9й класс и написал ДПА сравнительно неплохо. Но успеваемость в школе по всем предметам в итоге оказалась очень и очень низкой. Сейчас ему 15 лет
Атмосфера в семье перед летом улучшилась. Мы, токсичные родители, немного успокоились, а вернее просто "забили" на нго учебу и все пустили на самотек, в надежде на то, что сын возьмется за ум. Чуда не произошло :( .
Лето прошло спокойно. Сын по-прежнему отказывался (и продолжает это делать сейчас) вести предметные разговоры про будущее, про учебу, про друзей. Просто разворачивается и уходит.
В августе сын прошел тестирование у психолога на предмет профориентации и она дала заключение о безусловной технической направленности. Гуманитарные, естественные науки или социальная сфера, со слов психолога, для него абсолютно не подходят, как и искусство.
У него куча аккаунтов в соцсетях и он зависает там. Контроля его смартфона и соцсетей с нашей стороны нет - все закрыто и запаролено. Книги не читает совсем, категорически и заставить нет никакой возможности.
Настоящих, "закадычных" друзей и увлечений у него нет. В основном сидит дома со смартфоном. Иногда выходит погулять с кем то, покататься на велосипеде, но не часто, в основном на 2-3 часа в выходной день.
Запаха спиртного, сигарет от него никогда нет, подозрительного поведения (наркотики) тоже.
На наши короткие вопросы о том, как он видит свое будущее и чем хочет заниматься после школы он либо молчит, либо отвечает, что ему "все равно".
Сейчас начался 10й класс. Все одноклассники остались в одном классе, их не перемешивали с другими. Проблем со взаимоотношением со сверстниками в школе нет. Домашние задания вроде делает, ежедневно сидит за учебниками, но, видимо, только делает вид, так как оценки в школе по большинству предметов 4-5. Он всем своим видом НАМ показывает, что заинтересован в хороших оценках и учебе, но на деле, в школе, многие учителя говорят, что наш сын "пофигист" и не скрывает этого на занятиях. На оценки ему наплевать.
Много и постоянно врет. Причем по любому поводу: уроки, оценки, еда и тд и тп. Врет по-мелочам и по-крупному. Оценки утаивает и совсем не говорит. Узнаю про эти катастрофические результаты только от классного руководителя.
От моей помощи по английскому и физике (то, что я знаю и могу помочь) он всеми силами отказывается, но в этом я виноват сам, так как я сам всегда нервничаю и ругаю его. Домашнее задание проверять нет никакой возможности, сын не желает.
Нужно ли давить на него? Нужно ли забирать смартфон силой (сам он его не отдает)? Нужно ли применять какие то более действенные санкции или методы воздействия, например попросить директора школы о воспитательной беседе насчет его учебы?
Сколько по времени может продолжаться подобный подростковый кризис?
Буду рад любому совету!
психолог онлайн
Добрый день.
Хочу дать обратную связь, как мне откликаются ваши слова.
Ощущение тоски и боли, что интересуют лишь только оценки и куда поступлю. Как будто это самое важное и меня, ребенка, с чувствами, переживаниями, какими-то потребностями и желаниями нет. Только "надо, надо, надо...учиться, сдать экзамены, думать о будущем...." и все это формально и хочется так же формально делать вид в ответ, что стараюсь, лишь бы отцепились и не трогали. Все равно искреннего интереса ко мне, как к человеку нет. И очень одиноко.
Вы не написали ничего про отношения с сыном. Какими они стали, разговаривали ли вы с ним по душам, про ваши отношения. Как он сейчас, спустя год, оправился ли после смерти бабушки?
Говорили ли по поводу работы с психологом?
Кроме того, всегда ли у сына не было друзей или это сейчас проблемы с коммуникацией? Ведь телефоны, игры, интернет - это побег туда, где безопасно, где нет живого общения, нет отношений, и всегда можно первым бросить и выйти. Это про бегство от жизни реальной. А на это всегда есть серьезные причины.
Хочется спросить, что вас еще интересует в сыне, кроме оценок, учебы?
И что вы бы хотели от него, ваших отношений?
Дополнение от автора
Спасибо за ответ.
Вы абсолютно верно подметили. Я не напрасно называю себя и жену "токсичными родителями". Мы постоянно не довольны и постоянно с претензиями. Есть такая огромная проблема в нас ...
На протяжении всех своих 15 лет наш сын получал от жизни все, что хотел. Он постоянно с нами путешествует и отдыхает за границей. У него всегда есть свои деньги, которые он тратит по собственному разумению. У него всегда были желаемые игрушки и сейчас нет недостатка ни в каких материальных благах. Это тот случай, о котором говорят, что сын "никогда ни в чем не знал отказа". И я вижу в этом часть проблемы и нашу с женой огромную ошибку. Однако в 10 классе уже время обращать внимание на учебу и думать о будущем и поэтому мы с женой настолько болезненно относимся к его неуспехам в школе.
У нас не получается с ним "разговор по душам". Я делал множество попыток, но он не желает. Так же и с моей женой. Он сам в себе и не хочет делиться с нами ничем сокровенным. Боль от потери бабушки прошла, он успокоился и уже очень давно не вспоминает ее ни мельком ни специально.
Я не понял вопрос "по поводу работы с психологом". Сын против консультаций с психологами. Говорит, "не нужно копаться у меня в мозгах". Согласился только на консультацию по профориентации, не более. Психолог, которая его тестировала, вместе с заключением для нас высказала такую мысль, что после ее общения с нашим сыном она не видит у него каких-либо серьезных психологических проблем: "обычный подросток".
По отношению со сверстниками. Я не наблюдаю каких-либо серьезных изменений в сравнении с тем, что было ранее. Он нормально общается, насколько я вижу со стороны.
психолог онлайн
цитата:
И что вы как токсичные родители делаете, чтобы изменить ситуацию?
Обращались ли сами к психологу?
цитата:
Я еще раз спрошу, что еще кроме учебы сына вас интересует в нем?
Сын не знал ни в чем отказа и получал от жизни, что хотел это вы про вещи. Только ребенку нужны не деньги, а принятие родителями, теплота в отношениях, доверие, понимание, что он, как ребенок, ценность.
И чтобы это исправлять вам нужно начинать с себя, а не долбать его учебой и оценками. А то как будто внешняя успешность важнее, чем то, что у него внутри происходит
Дополнение от автора
К психологу мы обращались и рекомендации старались выполнять. Однако генеральная линия-рекомендация, обозначенная психологом,- это "оставьте ребенка в покое! Дайте ему полную свободу действий". И что из этого выйдет? Мы попробовали и сын просто окончательно забил на учебу, перестал открывать учебники, на занятиях просто торчит в смартфоне, домашнюю еду не ест, а покупает только чипсы и колу и все! Успеваемость - последний в классе. Это при том, что до 5 класса он был отличником и в пятерке лучших.
Меня в моем ребенке интересует все! Но он закрыт от нас и не желает общаться на какие-либо темы. Менее двух лет до окончания школы, а у него только смартфон на уме, соцсети, новые гаджеты, чипсы, кола... Чем заниматься далее он не знает и не интересуется. На прямой вопрос о том, как он представляет себе свое будущее он просто пожимает плечами или молчит. Соглашается со мной, что нужно получить образование, что нужны знания, чтобы дальше получать профессию, но ничего для этого не делает.
психолог онлайн
Вы пишите про интересует все, но в каждой строчке только учеба, будущее и тд.
Вы с настоящим разберитесь. А из ваших постов чувствуется прессинг и сильный. Сын и кивает послушно и сбегает в телефоны. Лишь бы вы отстали от него.
Не получилось с психологом одним - поищите другого. Как долго вы ходили?
И вообще, психолог не дает рекомендаций, если мы про личную работу, а не сайт (тут несколько другая специфика и соответственно есть немного рекомендаций). Психолог помогает разобраться в себе - что происходит, почему, чего хочу, что чувствую, как строю отношения и много чего другого. Это не про рекомендации и следование им.
Что вы после работы с психологом, если вы ходили, понимаете про свои отношения с сыном? Как они строились и строятся? Почему у вас такой был акцент на материальные блага и так мало близких отношений? Почему бабушка была близким человеком, опорой, защитой, а не вы или жена? Почему с сыном были конфликты и часто, как вы писали, на повышенных тонах?
Почему даже когда бабушка умерла, не жена или вы были рядом с сыном, а отправляли его в лагеря и на море с кумовьями, то есть опять нет вашей поддержки и вас с женой нет рядом?
Еще вопрос. Вы написали, что не получается поговорить по душам. Не получается поговорить - попробуйте написать письмо, только не про учебу, а про свои переживания, чувства. Почитайте про "Я-сообщения", как формулировать, чтобы не было претензий и упреков, а было понятно про то, о чем вы переживаете (повторюсь помимо оценок).
Дополнение от автора
Вероятно вы не совсем правильно поняли хронологию событий. После смерти бабушки мы неотлучно находимся рядом с нашим сыном, кроме пары его коротких самостоятельных поездок этим летом в лагерь. Мы во всем поддерживаем своего сына, но учеба - это то, что в ближайшие год-два напрямую будут влиять на его дальнейшую жизнь. И не проявлять беспокойство в данном случае было бы просто безответственно с нашей стороны. Мы честно обращались к психологу. Сменить? Сколько их нужно сменить и кто может сказать, который из них в нашем случае наилучший? Время идет и учеба летит коту под хвост.
Нет никакого прессинга. Есть нервозность с нашей стороны, но она обусловлена пофигизмом подростка и полным игнором наших родительских требований. О каком прессинге Вы говорите? Задать один раз в день вопросы "Как дела в школе?", "Какие оценки?", "Ты сделал домашку?" и услышать очередное вранье и увидеть закрытую дверь - это прессинг? Да мы с женой уже боимся лишний раз потревожить сына, чтобы у него ни дай бог настроение не ухудшилось :(
психолог онлайн
Вы не ответили ни на один вопрос про психолога.
Какие вопросы вы еще задаете сыну в течении дня?
Дополнение от автора
Он закрывается в своей комнате и требует оставить его в покое. Вопросы обычные. О еде, о школе, о домашке, о взаимоотношениях с друзьями. Пытаемся обсудить то, о чем пишет классный руководитель в родительском чате: проблемы в классе, поведение. Пытаемся его вытянуть на разговоры о девочках, об одежде. Но, как правило, он закрыт для общения или отвечает короткими фразами или просто просит не поднимать эти темы. Мы видим его только один час утром и пару часов вечером и то вечером за закрытой дверью его комнаты. С 8 до 16 он в школе. По выходным он тоже сидит за учебниками (вернее делает вид) в своей комнате. С нами никуда не хочет ходить вместе. Гуляет только со знакомыми ребятами, то на велике, то пешком. Только иногда, когда пожелает, то со мной ездит за город, учится водить машину.
Мы с женой вовсе не бездушные монстры.
психолог онлайн
Опять таки, вопросы были такие, но вы не отвечаете
цитата:
Как долго вы ходили к психологу?
Что вы после работы с психологом, вы понимаете про свои отношения с сыном? Как они строились и строятся? Почему у вас такой был акцент на материальные блага и так мало близких отношений? Почему бабушка была близким человеком, опорой, защитой, а не вы или жена? Почему с сыном были конфликты и часто, как вы писали, на повышенных тонах?
Дополнение от автора
Ходили два или три раза. Психолог рекомендовала отправить сына к ее коллеге, чтобы параллельно работать, но сын отказался категорически. Все ее рекомендации мы старались выполнять.
Я так и не понял ничего про наши отношения с сыном. Пытаемся строить их так, как строили их со своими родителями, когда были подростками.
Нет у меня никакого акцента на материальные блага. Я просто сказал, что он ни в чем никогда не знал отказа и ощущает себя в финансовой безопасности на данный момент.
Если под "близкими отношениями" Вы подразумеваете разговор по-душам, то раньше сын был более открытым и делился с нами чем то. Однако с обрушением на нас его подросткового возраста он захлопнул дверь перед нами. Это было еще до его явных неуспехов в школе.
Бабушка была педагог и могла с ним договориться, делала с ним с 1 по 8 класс домашние задания. Он после школы и в один из выходных ездил к ней заниматься. Ему было с ней комфортно, так как она выполняла за него часть работы. Нас с женой он не воспринимает как педагогов совсем.
Конфликты были именно из-за того, что он занимал жесткую позицию: "Пусть хуже, но по-моему" и "Либо по-моему, либо никак"
Вот термин "несговорчивый" - это именно про моего сына.
Сейчас он стал спокойнее, но не стал сговорчивее. Вроде бы и понимает разумные логичные вещи, соглашается, но в итоге делает по-своему, либо просто не делает.
PS Известный и популярный ролик в ютубе М.Лабковского "Уроки с ребенком делать не надо". Очень все красиво и интересно... Собственно мы так и поступаем: не делаем и не проверяем. Но наш сын просто полностью прекратил заниматься. Результаты в школе этому подтверждение.
психолог онлайн
2-3 раза с психологом это почти ничего.
Вам нужно поработать с психологом и поискать ответы на те вопросы, которые я вам задала. Это как минимум. Тогда будет толк
Дополнение от автора
Спасибо, но это я слышал и от того психолога, которого мы посещали: "ПохОдите ко мне на консультации 6-9 месяцев и увидите, как все нормализуется". Однако никакие текущие рекомендации совсем не привели ни к какому нормальному результату.
Хорошего дня!
психолог онлайн
И правда, зачем же вам трудиться и меняться, если проще все списать, что сын не такой?
И да, единственный способ в общении с вами сохраниться это соглашаться и делать по своему. Что ваш сын успешно и делает.
Дополнение от автора
Вы готовы и диагноз уже нам поставить и в черный список неблагополучных родителей нас занести? Хм...
психолог онлайн
Диагноз, как вы говорите, вы сами себе поставили "токсичные родители".
Я лишь даю обратную связь, как с вами в общении