Не дружат с дочерью
Добрый день!
Подскажите, как действовать в такой ситуации. У дочери в классе (3 класс) есть девочка, которая подговаривает других детей не дружить с моей. Ситуация эта длится уже несколько месяцев.
Судя по всему эта девочка в определенном смысле лидер в классе, т.к. со слов дочери с ней уже практически никто не дружит, в результате именно этих подговоров.
Как помочь ребенку?
Говорить с родителями девочки она мне не разрешает, т.к. боится, что после этого над ней и вовсе все будут смеяться, считая ябедой.
Спасибо за помощь!
Вопрос от: ; Возраст: 38

психолог онлайн
Здравствуйте! На мой взгляд надо срочно делать шаги для разрешения ситуации. Причём ситуацию надо решать комплексно. Подойдите к школьному психологу, поговорите с учительницей. Узнайте что она думает по этому поводу. Иногда такие проблемы начинаются с напряжения в семье, какого-то кризиса, после болезни, после смерти близкого человека Какая психологическая ситуация дома? С какого момента это началось? Какую поддержку вы даёте дочери?Не рассказывать никому- это шаг в никуда.
Дополнение от автора
Спасибо за ответ.
Не совсем поняла "Иногда такие проблемы начинаются с напряжения в семье, какого-то кризиса, ..." Как может кризис в семье или стресс влиять на поведение одноклассницы?
У дочери в целом все хорошо.
Как думаете, разговор с родителями девочки, как первый шаг - это эффективно? И ли лучше в школе: психолог, учитель?
Спасибо!
психолог онлайн
Xena, в первую очередь поддержите дочь психологически. Поинтересуйтесь, что она чувствует в связи с происходящим - одиночество? Стыд? Обиду? Злость? Пусть выговориться вам и почувствует, что вы её понимаете и сочувствуете. Расскажите ей, было ли что-то похожее в вашем школьном опыте? Почти все дети проходят через ссоры, заговоры, саботажи. Они так учаться социальному взаимодействию. Вместе придумайте всевозможные способы, как можно вернуть подруг.
Дочь как раз сейчас начинает осознавать, что социальные отношения строятся по определённым правилам - помочь подруге, подсказать ей что-то, сделать маленький подарок, пригласить в гости, быть честной и открыто признать свои чувства "я очень расстроена, что ты обманываешь меня. Почему ты не дружишь со мной?" и т.д.
Если между девочками просто ссора, без насильства, то правда не стоит ходить в школу и решать вместо неё вопрос отношений. Пусть она почувствует свои силы строить контакты, ваша задача выслушивать её дома и подсказывать правила коммуникации в обществе.
Дополнение от автора
Ольга Васильевна, спасибо за ответ.
Знаете, проблема в том, что со мной в детстве происходило нечто подобное в школе. Были интриги, мне объявляли бойкоты и тд. И я, как тогда, так и сейчас не понимаю - почему. А главное, не имею решения этой проблемы. В этом наверное и заключается мои основные опасения - я реально не знаю, что именно ей посоветовать, чтобы "отвадить" от себя эту девочку и иметь возможность спокойно играть и дружить с другими детьми. Жалко дочь.
психолог онлайн
Xena, кризис в семье может напрямую быть связан с ситуацией в школе, так как появляется напряжение в теле, неуверенность, тревожность, которую дети считывают на бессознательном уровне. Иначе почему из +- 30 детей выбираются единицы точечно для агрессии. Я не настаиваю, что в вашем случае именно так. У каждого человека своя история. Сейчас для ребёнка очень важна ваша поддержка и опора. Иногда даже то, что можно прийти и пожаловаться в безопасной обстановке и родители поймут, не развалятся сами на кусочки от бессилия, даёт очень большую поддержку
Дополнение от автора
Ольга Геннадиевна, теперь поняла смысл. Да, действительно, при всем ее моторном характере, есть и внутренняя неуверенность в себе. В т.ч. и из-за некоторых семейных проблем.
психолог онлайн
Каждый хоть раз в жизни переживал байкот, особенно в детские годы. Это важно сказать дочери! Это даст ей ощущение, что она не единственная кто переживает такие трудности и с ней всё норм. Если она будет думать, что такое происходит только с ней, она очень испугается, будет стыдится и ещё больше замкнётся, что усугубит отношения с детьми.
Главный барьер в общении с людьми - стыд, представление о себе что я какой-то неправильный, не интересный и тп. Тогда при первом же конфликте человек берёт всё на счет своей личности и сам начинает изолироваться, вести себя странно, замкнуто. Поэтому важно транслировать ребёнку "вцелом с тобой всё нормально, просто вознили типичные трудности во взаимодействии. Иди к людям (детям) и разговаривай с ними. Учись договариваться". Конфликты это нормально. Есть детская литература про общение, Дейл Карнегги много пишет об этом
Если коротко ответить на ваш вопрос "как помочь дочери?" - повышать её самооценку и уверенность в себе
Дополнение от автора
Спасибо большое за отзывы на мой вопрос!
психолог онлайн
Здравствуйте. Мое мнение, Вы не должны говорить с родителями девочки, тем более если Вас об этом еще и дочь просит. Вы ничего не написали о том как реагирует на данную ситуацию Ваша дочь? Какие чувства сейчас она испытывает по отношению к ситуации? Пробовали Вы разговаривать с классным руководителем? В младшей школе от учителя многое зависит, именно поэтому психологи всегда рекомендуют выбирать не школу, а учителя. Как Вы поддерживаете свою дочь? Это очень важно быть опорным родителем и создавать доверительные, без оценочные отношения с ребенком. Часто дети для буллинга выбирают детей неуверенных в себе, те которые дают нужную реакцию обидчикам, тех, которые не могут дать отпор и болезненно реагируют. В таких случаях я рекомендую психолога или психотерапевта для ребенка.
Дополнение от автора
Анастасия Владимировна, здравствуйте! Ребенок переживает. Причем видно, что долго держала это в себе, но при создавшемся подходящем разговоре со мной - рассказала. Сама очень переживает и потому, что обзывают, видимо есть заниженная самооценка. И потому, что боится потерять друзей. С учителем уже говорила, с ее слов ничего экстраординарного она не видит.
К психологу водила, но после нескольких сеансов дочь наотрез отказывается туда идти, говорит ей скучно. Видимо чувствовала там себя неловко, вот и отказывается ходить.
Буду пробовать сама разговаривать, поддерживать.
Спасибо!
психолог онлайн
Доброе утро! Понимаю Ваши переживания. Во-первых, максимально поддерживайте дочку, объясняйте ей, что с ней все нормально, просто так бывает, что кто-то поднимает за чужой счет, обесценивая других, свою самооценку. Учите девочку защищать себя, не давать в обиду. Ходит ли дочка на кружки, есть ли у нее круг общения, где она может чувствовать себя комфортно?