Перестать корить себя
Здравствуйте! Заметила за собой такую проблему, ещё очень давно, с 10-летнего возраста: если я что-то делаю не так, совершаю ошибку (к примеру, на работе), допускаю промахи в общении с людьми (оговорилась, не то сказала и и.д), то ощущаю сильнейшее чувство вины. Даже за незначительный «промах» корю себя несколько дней, а бывает и недели. Не знаю, как с этим бороться, иногда чувствую себя абсолютно неспособной делать что-либо, ужасно стыдно перед другими людьми. Есть высшее образование, училась всегда на одни пятёрки, но думаю, что я просто глупа и во всём мне просто повезло, удачное стечение обстоятельств, не более.
Чувство вины присутствует очень часто, а с ним появляется и желание как-то себя «наказать». Заставить больше работать, учиться, относиться к себе жёстко.
Понимаю, что такое отношение неправильно, но я абсолютно растерянна, и не знаю как это можно исправить.
Буду благодарна всем, кто ответит!
Вопрос от: ; Возраст: 23

психолог онлайн
Добрый вечер, Екатерина!
цитата:
Есть высшее образование, училась всегда на одни пятёрки, но думаю, что я просто глупа и во всём мне просто повезло, удачное стечение обстоятельств, не более.
Скажите, Вы говорите, что это началось с 10 летнего возраста и Вы были отличницей, это было Ваше желание или мама Вас поощряла к этому? Как мама реагировала , если Вы что-то сделали не так? Вам всегда нужно было делать на отлично?
Дополнение от автора
Ольга, здравствуйте!
К тому, чтобы быть отличней стремилась сама, но потом это начала активно поощрять мама. Так же, у меня были проблемы с точными науками в школе, на что родители реагировали очень остро, были и крики, и скандалы «как это можно не понять», или «ты же у нас отличница, другие справляются с этим, а ты не можешь». Поэтому привыкла активно работать, чтобы достичь результата и делать, даже если нет желания.
психолог онлайн
Бывает сложно принять собственную неидеальность и относится к себе по-доброму, с самосостраданием.
Такие сложности требуют работы со специалистом и времени.
Сложность состоит в том, что Вам нужно принять идею о том, что Вас таких как Вы есть, достаточно для любви и понимания. Я бы рекомендовала книгу Николь Шнакканберг "Мнимые тела, подлинные сущности"
психолог онлайн
Добрый вечер.
Ваше чувство вины "родом" из детства, из детского опыта.
цитата:
Даже за незначительный «промах» корю себя несколько дней, а бывает и недели. Не знаю, как с этим бороться, иногда чувствую себя абсолютно неспособной делать что-либо, ужасно стыдно перед другими людьми.
Похоже на перфекционизм.
цитата:
Исправить это можно в работе с психологом, психотерапией.
психолог онлайн
цитата:
Поэтому привыкла активно работать, чтобы достичь результата и делать, даже если нет желания.
Да, Вы до сих пор находитесь в таком состоянии, чтобы достичь результата и быть "хорошей" девочкой.С этим лучше работать на терапии индивидуально
психолог онлайн
Добрый день, как часто вы себя хвалите ? и за что?
Дополнение от автора
Анна, добрый день!
Честно говоря, я не могу вспомнить такого случая как похвала себя
психолог онлайн
Вот с этим и нужно поработать . Пишите, если будут вопросы как. Удачи!