Как избавиться от боязни сцены?
Здравствуйте! Я пианистка. Не бездарная. Но выход на сцену всегда был сопряжен с паническим страхом. Холодели руки, ноги, все тело зажималось, словно в тиски, была нервная дрожь, мокрые пальцы соскальзывали с клавиш... Состояние ужасное! Я знаю, почему оно возникало. В детстве перенесла операцию под наркозом. Наркоз сказался на музыкальной памяти: фрагменты хорошо выученного нотного текста ни с того начали вылетать из головы. Выходя на сцену в ответственный момент (экзамен, концерт, конкурсное прослушивание) меня волновало всегда только одно - как бы не забыть, как бы не забыть... Привычка эта сформировалась с детства. Если от привычки можно избавиться, то ведь память не залатаешь. Предсказать, когда возникнет очередной "провал" в памяти я не могу. В пассаже в один миг руки могут просто повиснуть в воздухе и... - это значит, вставай, кланяйся и уходи. Нащупывание, подбор мелодии не приносит никаких результатов. Я не помню текста. Это настолько вошло в кровь, что даже в узком семейном кругу или дружеской компании я предпочитаю забывать об инструменте. Что делать?
Вопрос от: ; Возраст: 34

психолог онлайн
Если предположить о связи с наркозом, то, я так понимаю, что "забывание" информации проявляется еще в чем-нибудь кроме музыки (можете ли, вы, например, забыть текст или какую-то другую важную информацию)?
В любом случае надо разбирать ситуацию глубже и смотреть ее в контексте вашей истории, ваших семейных и социальных связей, родительских ожиданий и т.д. И еще, если это началось с самого детства (как, я понимаю, вы с детства занимались музыкой) - предпринимали ли что-то ваши родители в связи с этим? Обращались ли к кому-то или вы всю свою профессиональную жизнь (начиная с детства) живете с таким страхом? Если есть желание что-то менять- обращайтесь к психологу очно. Удачи вам.
психолог онлайн
Мое предположение, что за страхом забыть нотный текст стоит что-то еще более глубокое.
Дополнение от автора
Анна Иосифовна, здравствуйте! Уточняю. Я забываю исключительно нотный текст.
Цифры, обычный текст помню хорошо. С этим проблем нет. Память на даты и стихи у меня не феноменальная, но хорошая. Если вдруг литературный текст забывается, то это длится доли секунды. Нахожусь быстро и практически без заминок продолжаю цитировать. Такие заминки не вызывают паники, они случаются с каждым.
Помню себя с 2 с небольшим "хвостиком" лет - фрагментарно, с 3 лет уже все происходившее со мной и в семье помню отчетливо. Хотя говорят, что такая память раннего детства - редкость.
Могу забыть позвонить кому-то, сделать что-то, но только когда сильно переутомлена, занята важными делами-заботами.
Забывать нотный текст начала только после операции. Это было в 13 лет. До того опережающими темпами осваивала инструмент. В 4 классе исполняла программу выпускного класса. И тут такое!... Помню, как после первого провального конкурса на меня накричал преподаватель. Я не понимала, что происходит, а ей нужен был результат - срывалось почетное место.
Мама хотела бы, чтоб я могла сесть и с легкостью сыграть, сымпровизировать что-то. Она иногда просит меня таким образом занять наших гостей... Не понимает, отчего мне дискомфортно, ведь я все знаю, ведь слушатели - наши родные и знакомые и отчего, мол, комплексовать. А дело-то в другом - в боязни ошибиться, забыть ноты.
Ошибиться страшно, т.е. любая запинка связана для меня с риском забыть.
Играю по нотам. Но зацепи я случайную клавишу - глаза застилает пелена. Где я нахожусь - уже не соображаю. Мгновенно руки становятся потными и плечевой пояс сковывается.
В музыкальном училище мой педагог диагностировал эту ситуацию таким образом: "Юля, тебя оперировали под наркозом?" Я была удивлена: как она могла догадаться, откуда знать это... Преподаватель мне все разъяснила.
Родители этой проблеме не придавали значения. И я не обращалась к специалистам - их просто не было. Это проблема многих музыкантов. В журнале "Фортепиано" я прочитала, что начали готовить музыкальных психологов (или психотерапевтов) в каком-то вузе.
Мне пришлось сменить профессию. В новой области я состоялась. Но играть хочется, и играть без этих ужасных заминок и забываний.
Дополнение от автора
Анна Иосифовна, ваше предположение, что "за страхом забыть нотный текст стоит что-то еще более глубокое", связано с моей боязнью не оправдять надежд мамы? или несоответствием требований, предъявляемых ко мне (или самой к себе), и уровня моих способностей?...
психолог онлайн
Здравствуйте, Юлия
Если действительно речь только о нотной памяти во время выступления на сцене - думаю, с этим можно разобраться.
Интересно, что вы на самом деле вы описываете не только забывание нот, а забывание движения - ведь вы исполняете "по-памяти", тоесть используется механическая память.
Действительно ли это забывание, либо это блокирование действия - это надо разбираться.
И еще вы не описываете такие "провалы" во время репетиций. Приводите примеры только исполнения перед ожидающей и контролирующей публикой.
Можете ли вы обратиться к этим "музыкальным психологам" или просто к психотерапевту с этим вопросом?
Дополнение от автора
Репетиции - это рабочие моменты. Обычно пьесы играются "кусками". Для меня был важен именно текст, не простое механическое заучивание. Освоение текста всегда было аналитическим: какая из какой темы вырастает, какие штрихи используются и почему, какое разрешение получают те или иные аккорды... Т.е. изучение текста музыкального произведения было основательным. Казалось, я его могу переписать по памяти. Но сцена... сцена была Чистилищем для меня... Механическая память не срабатывала, когда "бегущая строка" нот в сознании прерывалась. В нашем городе нет нужного специалиста, психотерапевты тоже разводят руками - не их профиль...
психолог онлайн
Конечно, тема эта связана с мамой-папой. Но есть очень тонкие нюансы:
- задеть другую клавишу и погрузиться в пелену
И речь идет о процессе, который запускается во время работы непосредственной и кратковременной памяти. То есть это промежуток между четвертью секунды и 20 секундами. И когда задевается другая клавиша на длительность, большую, чем звучание основной ноты - возникает изменение (переключение) состояния.
Причем переключение происходит по сигналу через аудиальный канал - ведь простого прикосновения недостаточно, необходимо услышать лишнюю ноту, постороннюю.
А когда вы играете перед публикой, страх приводит к увеличению потоотделения, пальцы скользят, увеличивая вероятность нажать или задеть ненужную клавишу.
Так что в вашем вопросе надо внимательно, терпеливо и неторопясь разбираться - где причина, где следствие, где симптомы, а где выход из ситуации.
психолог онлайн
Да, мое предположение больше связано с социальным и родительским аспектом, с мамой, с преподавателями и т.д.Я не отрицаю, что есть чисто технические вещи, связанные с памятью, с наркозом и с нюансами профессии, и я точно не берусь утверждать что-то, не имея специальных знаний в этой области. Но, поскольку, именно сцена, как вы пишете является Чистилищем, именно мероприятия, где вы становитесь ВИДИМОЙ и ОЦЕНИВАЕМОЙ, говорят именно об этом. От вас всю жизнь, начиная с раннего возраста ждут результатов и не каких-нибудь, а лучших. И я рекомендую поработать с психотерапевтом, который точно смог бы помочь вам разблокировать эти вещи. Если напишете в личную стр. я подробнее смогу пообщаться с вами.
Дополнение от автора
Да, да, да, Владимир Витальевич. Все так: я цепляю соседнюю клавишу, слышу фальшь, осознаю, что это слышит публика. Я выхожу уже со страхом на сцену (заранее боюсь), во время ошибки страх увеличивается. Ловила себя и на самом раннем моменте: выхожу, сажусь за рояль, кладу руки на клавиши ...примерно в том месте клавиатуры, откуда должна играть, а ведь к этому времени уже не помню текста. Полагаюсь на механику и слух... Вот мелодия зазвучала и я веду-веду-веду по памяти, пока не сработает "выключатель". А вот почему дальше механическая память не срабатывает - не понимаю.
консультация психолога
Додам ще й від себе: мої колеги дуже глибоко зрозуміли ситуацію, і можуть допомогти вам. Зверність до когось із них для безпосередньої роботи.