Как понять, повлиял ли на ребенка развод родителей или это возрастной кризис?
Добрый день. Проблема следующая. Старшей дочке 7 лет, учится во 2 классе. Год назад разошлись с ее отцом. Официально еще не разведены, но в процессе. Живем отдельно. Папа уделяет детям много времени, мы часто видимся все вместе, он остается с дочками ночевать. Смеемся, гуляем, играем,никаких скандалов и ругани. Все очень дружно и весело. Стараемся чтобы дети в минимальной степени почувствовали происходящее. Однако они все равно все видят и периодически задают вопросы. Я не сторонник сокрытия информации даже от детей, потому не скрываю от ребенка факта расставания с мужем, но преподносится всё конечно в мягкой форме, вроде " Папа всегда с нами, мы можем всегда ему позвонить, позвать, он приедет, выслушает, ты можешь в любой момент связаться с ним, если просто соскучилась и он примчится, он твой лучший друг и защитник, ты все можешь ему рассказать так же как и мне...и т.д. и т.п. Мы оба вас очень любим и никогда не перестанем любить, но так случилось что вместе мы жить больше не сможем. Вы в этом не виноваты, просто так бывает.." К слову, никогда перед детьми не ругаю отца, не принижаю его, а наоборот учу уважению и любви к нему.
Но в поведении старшей стала замечать изменения. Она стала врать, по мелочи, пару раз воровала в магазине (конфеты, сладости, но тем не менее), умалчивает о многом (заберет игрушку у сестры и будет делать вид что не знает где она, более того пойдет еще искать ее якобы). Поправилась с прошлого года. Уроки - это проблема. Не может сосредоточиться, отвлекается, в одно ухо влетает - в другое вылетает. Вечно витает в облаках. Невнимательна. Естественно это отражается на учебе.
Стала хамить/огрызаться няне. Например может сказать на просьбу одеть носки в доме что-то из серии " Это мой дом и я не буду делать того, чего не хочу" К слову няне 60 лет, ребенку, повторюсь, 7. Я всегда воспитывала их в уважении к старшим, что нельзя грубить и кричать. Если что-то не нравится, скажи спокойно или попроси так не делать. Буквально вчера разговаривала с ней о причинах такого поведения с няней, на что она призналась: "Я привыкла к няне, много с ней времени провожу, и решила что мне надоело ее слушаться". И вот много таких мелких моментов стало появляться. Вопрос, есть ли тут серьезная проблема у ребенка на фоне семейной ситуации или это, так называемый, кризис возраста? Не хотелось бы "упустить" ребенка...
Вопрос от: ; Возраст: 28

психолог онлайн
Анна, Вы пишите очень грамотные вещи. Судя по тому, что Вы написали, Вы со своей стороны максимально минимизировали негативный эффект от развода. Но так как развод все равно есть, ребёнку сложно с ним смириться, а тем более пережить его. Возможно, если Вы с бывшим мужем проводите время как раньше, это влияет на состояние ребёнка. Возможно у дочери есть диссонанс, "может все наладиться, раз родителям хорошо вместе".
Было бы неплохо сходить с дочкой к
детскому психологу. Развод это, можно сказать, утрата семьи, как целостного организма, и ребёнку в любом случае и тревожно и страшно.
Запустить ребенка при Вашем подходе, не запустите. Но поддержать ее, с помощью психолога, было бы хорошо.
психолог онлайн
Но в поведении старшей стала замечать изменения. Она стала врать, по мелочи, пару раз воровала в магазине (конфеты, сладости, но тем не менее), умалчивает о многом (заберет игрушку у сестры и будет делать вид что не знает где она, более того пойдет еще искать ее якобы). Поправилась с прошлого года. Уроки - это проблема. Не может сосредоточиться, отвлекается, в одно ухо влетает - в другое вылетает. Вечно витает в облаках. Невнимательна. Естественно это отражается на учебе. Стала хамить/огрызаться няне. Например может сказать на просьбу одеть носки в доме что-то из серии " Это мой дом и я не буду делать того, чего не хочу" К слову няне 60 лет, ребенку, повторюсь, 7. Я всегда воспитывала их в уважении к старшим, что нельзя грубить и кричать. Если что-то не нравится, скажи спокойно или попроси так не делать. Буквально вчера разговаривала с ней о причинах такого поведения с няней, на что она призналась: "Я привыкла к няне, много с ней времени провожу, и решила что мне надоело ее слушаться". -
автор, у вашей дочери зарождается личность. Почитайте о кризисе 7 лет. Развод может не иметь какой-то причинной связи.
По поводу воровства и обманов - это также закономерный процесс развития ребенка, у нее зарождается абстрактное мышление. То, что она начала обманывать и подворовывать - значит, что развивается она нормально, скорее всего умный и неординарный ребенок. Постарайтесь не спугнуть ее, объясняйте, что воровать и врать плохо, можно наказать как-то (но быть в этом последовательной. То есть сказали не идешь гулять - значит, чтобы она ни делала - гулять не пойдет и т.д)
психолог онлайн
Развод это неизбываемая травма для ребенка. Всегда. Кризис возраста ни при чем. (да и кризис-то уже миновал к семи годам)
психолог онлайн
Я бы не стала акцентировать внимание на психотравме, которую рисуют вам коллеги, во-первых, потому что чувство вины вам не добавит никакой объективности в отношении вашего ребенка. Исправить развод и то, как это переживал ребенок вы не можете, к тому же, с ваших слов, вы делали это как можно более экологично для детей.
Что до кризиса 7 лет, который к слову длится с 5,5 до 8 лет в зависимости от развития ребенка, то на его проживание, конечно, оказывает влияние прохождение прошлых кризисов, а также наличие каких-то серьезных переживаний в прошлом ребенка. Но ваш ребенок не демонстрирует каких-то аномальных форм развития. Для успокоения можете обратиться к
детскому психологу. Показатель хорошего
детского психолога: это когда психолог не катастрофизирует состояние и поведение вашего ребенка, не списывает все на травмы.))
психолог онлайн
Анна, доброго времени суток!
Что бы Вы ни делали, какие грамотные ходы не предпринимали - развод для ребёнка всегда травма. Тем более если отношения с отцом и в семье были тёплыми с точки зрения ребёнка.
Чтобы не упустить - веди ребёнка к
детскому психологу.
Мудрости Вам!
психолог онлайн
У ребенка достаточно близко по времени развод и кризис 7 лет (почитайте про него). Какой бы не был развод это все равно травма. Плюс всегда есть нюансы общения внутри семьи, про которые иногда сложно догадаться и которые по мере взросления ребенка становятся заметны.
Кроме того - насколько няня в 60 лет готова принимать меняющегося ребенка, соблюдает ли границы, насколько у ребенка есть свобода в некоторых вопросах (тут не только касается общения с няней, но и с вами)? Если няня старой закалки и от нее много командования и плюс с вашей стороны установка " ты должна уважать старших" (без разбора что к чему), то это тоже может вызывать агрессию.
Я бы предложила вам очно обратиться к психологу и тогда сможете увидеть причины такого поведения и что можно сделать. Но работа идет всегда со всей семьей.