Как справиться с утратой и одиночеством
Решила все-таки написать, потому что временами начинаю бояться сама себя... Мой ад начался чуть больше года назад, когда я потеряла мужа из-за жуткой аварии. Осталась с ребенком 8 лет и родила второго малыша, так как была беременна на тот момент... Как я все это пережила, не знаю, я живу как в тумане уже год... Но не буду долго об этом. Что меня беспокоит больше всего? Это постоянное чувство апатии, тоски, я не могу ничего делать, не хочу просыпаться по утрам, я не знаю, что делать дальше, чувствую себя опустошенной и разбитой, не хочу жить. Дети? Дети это видят и тоже постоянно грустят и плачут. Я живу одна. Все друзья и знакомые и родственники как-то плавно отдалились от меня, все куда-то спешат работают и прочее... Ну да ладно, я никому не навязываюсь. Я сижу тихонько дома, но мне страшно, что я сойду с ума.. Страшно только из-за того, что что же станет с детьми, ведь у них никого больше нет. Еще когда была беременна, я посещала психологов, но особого облегчения не было. Сейчас нет такой возможности, потому что на руках маленький ребенок круглосуточно и неотлучно, да и средств на это тоже нет, для меня такие суммы теперь - космос. Я не прошу внимания или жалости, абсолютно нет. Только может здравого совета, что можно предпринять в этой ситуации или ничего уже сделать нельзя и уж будет как будет. Просто поговорить мне абсолютно не с кем, а я подумала, что возможно, я в чем-то ошибаюсь или чего-то не знаю, и кто-то бы мог мне подсказать. Спасибо заранее.
Вопрос от: ; Возраст: 31

психолог онлайн
Елена, сочувствую горю, но по-хорошему, без психотерапии, возможно ещё и подкреплённой медикаментами, не обойтись.
Предположу, что Ваш мир разрушился со смертью мужа и как жить БЕЗ него, Вы не знаете. Ещё, возможно, не отпустили его эмоционально...и это тоже может тяготить и тянуть к нему... по малодушию. Отпустить можно, есть специальные техники - станет легче.
психолог онлайн
Елена, доброе утро! Сочувствую Вам и хочу Вас поддержать. Вам действительно сейчас очень тяжело и плохо, помощь Вам необходима. Понимаю, что нет средств, но Вы можете пойти в поликлинику к психиатру, чтобы Вы писал препараты, которые помогут Вам лучше сейчас себя чувствовать. Это первый шаг. Второй - искать поддержку, как Вы жили раньше, были ли подруги, друзья? Работали ли Вы ? Что сейчас делаете для себя, как восстанавливаете силы? Что перестали делать из того, что делали раньше и получали удовольствие? Начните это делать через силы.
психолог онлайн
Доброе утро, Елена!
Я искренне сочувствую Вашему горю. Вы пишите, что это случилось год назад и Вы были беременны, сколько месяцев сейчас Вашему малышу? Вы проходите очень сложный период Вашей жизни, но в этой жизни от нас мало, что зависит. Все мы рано или поздно сталкиваемся со смертью. Вам сложнее, потому что у Вас двое маленьких детей, которые нуждаются в любящей маме. У Вас сейчас просто не хватает ресурсов. Если ли у Вас родственники, к которым Вы могли бы обратиться и просто поговорить по душам. Не стесняйтесь говорить им о том, что Вы нуждаетесь сейчас в них. Скажите, Вы кормили малыша грудью? Дети очень чувствуют состояние мамы, особенно младенцы. Конечно Вы нуждаетесь в психологической поддержке. Если нет возможности обратиться за профессиональной помощью, то оглянитесь вокруг, кто мог бы Вас поддержать, хотя бы минимально. Старайтесь больше быть на свежем воздухе и говорить с людьми. Я не могу сказать, что Вам помогут какие-то техники, Вам нужно этот период в жизни просто прожить, как бы больно и тяжело Вам не было. Скажите, у Вас есть мама или братья, сестры?
психолог онлайн
Доброе утро , Лена. Ничего больнее потери близкого человека не может быть и время , как бы банально это не звучало, тоже может быть доктором. Может попробовать найти ресурс в детях, в заботе о них, переключиться на их восприятие, интересы. Наверное, с начала это будет через силу, но через какое-то время это Вас увлечет. У каждого из них есть своя маленькая жизнь, включитесь в неё. Терпения Вам.
психолог онлайн
Здравствуйте, Елена! Я искренне вам соболезную и хочу вам рассказать немного о том, что с вами происходит с психологической точки зрения.
Не стоит себя винить в том, что вы чувствуете сейчас. Потеря мужа случилась не так давно, и то, что вы эмоционально подавленны, - это неизбежно.
В психологии переживание утраты и смерти близкого человека имеет несколько стадий: отрицание, агрессия, торг, апатия и востановление. (можете открыть в интернете информацию и почитать об этом более подробно).
Вы сейчас находитесь на стадии Апатии и до тех пор, пока вы не проживёте этот этап, вы не восстановите свою жизнь полноценно. Нужно, чтобы прошло время.
Чувство апатии позволяет сохранять именно такую интенсивность боли, какую вы способны выдержать без саморазрушения. Излишки этой боли будут от вас ограждены барьером бесчувствия, своеобразной анестезией.
От такой боли при потере щемит в груди, земля уходит из-под ног, хочется упасть, свернуться клубком в позу эмбриона и плакать навзрыд. И эти действия - как раз то, что нужно, чтобы прожить боль, изжить ее, получить настоящее облегчение.
Плач скорби и потери встряхивает и расслабляет тело, а не нагнетает агрессивное напряжение в нем. Он делает человека совершенно беззащитным, он открывает человека настоящим глубоким изменениям.
И как только вы потерю примете, пустоты в вашей душе откроются внешнему миру, в них потечет жизненная энергия, к вам вернутся свежие чувства, вы будете уверенно знать, насколько вы сейчас полноценны, в каком состоянии находятся ваши отношения с окружающими, на что в данный момент способны и что вам необходимо восстановить для продолжения вашего жизненного пути, то есть перейти к завершающему этапу - Восстановления.
Вот только тогда, когда потеря будет осознана на всех уровнях (сознательном, подсознательном, физическом), вы будете готовы вернуться к жизни, выйти из подземного царства, защищать себя самостоятельно, услышать своих близких и снова взять на себя ответственность за поддержание отношений, отвечать, уделять внимание, сочувствовать, решать проблемы, планировать будущее, мечтать, радоваться, двигаться вперед к новым вершинам, действовать.
Я желаю вам терпения и мужественности и верю, что вы обретёте себя заново, ведь вам есть ради кого жить!
консультация психолога
Елена, сочувствую. "что можно предпринять в этой ситуации или ничего уже сделать нельзя и уж будет как будет" вашего мужа, к большому сожалению, вернуть нельзя. Можно отгоревать все что Вы потеряли и тогда появится место другим чувствам. Для этого нужно мужество отпустить. Что могло бы стать для Вас отдушиной и помочь пережить ваше горе, подумайте что Вы раньше любили, хотели, мечтали? Что может Вам помочь увидеть что жизнь продолжается?
Дополнение от автора
Благодарю за ответы!
Все, что раньше было для меня "отдушиной", все мои любимые занятия - сейчас для меня недоступны. Во-первых потому, что 24 часа в сутки ребенок требует моего внимания, нет никого, кто бы мог мне в этом помочь. И я понимаю, что так будет продолжаться как минимум еще пару лет. Боюсь, что всему наступает предел, мне иногда бывает страшно в тех состояниях, которые я проживаю... Вот поэтому....
Про стадии мне рассказывали ранее также, правда, мне кажется, я застыла в этой стадии навсегда. И интересно, все ли без исключения проживают эти стадии, ну то есть , выдерживают их... Мне интересно, как это происходит: человеку изо дня в день всё хуже и хуже и хуже, а потом резко наступает момент, когда все становится на свои места и он продолжает радоваться жизни?
психолог онлайн
Все люди без исключения не могут проживать абсолютно одинаково ничего. Есть общие характеристики, как человек реагирует на боль, на утрату, на предательство, на что угодно.
Это, как и в медицине: диагноз один, а характер протекания болезни и соответственно лечение абсолютно индивидуальное.
Одни люди сами себя пытаются вылечить (ищут свой диагноз в интернете, пытаются лечиться травами, настоями), а другие обращаются за помощью к врачу.
Так же и в психологии: если вы чувствуете, что вам с каждым днём только хуже, - без посторонней помощи не обойтись. Необходимо обратиться к психологу, а также проконсультироваться с психиатром.
Возможно, вам необходимо медикаментозное лечение.
Самостоятельно, вы сами пишите, что просто уже не справляетесь.
психолог онлайн
цитата:
Все проходят и выдерживают - кто этого хочет и на это настроен. Тот не проходит, кто настроен на противоположное - на скорое соединение с ушедшим...
Вы хотите отпустить мужа и жить дальше? Настроены на это? Или держитесь за него как за какой-то свой смысл жизни? Только честно.
Дополнение от автора
цитата:
Или держитесь за него как за какой-то свой смысл жизни? Только честно.
---
Мне тяжело понять, как будет дальше... Или страшно... Да, я очень держусь за воспоминания. На протяжении всего этого времени мне снятся очень часто сны с одним только сюжетом: муж живой, он говорит: "Этого всего не было, я никогда не умирал" и жизнь такая же, как раньше.
А потом сон заканчивается. И у меня нет желания жить в этой реальности. Возможно, мне так тяжело, потому что я все время одна. Конечно, я общаюсь с детьми. Но все же, мне как-то хочется поговорить на более глубокие темы, чем то, кто с кем в школе подрался и какие мобы в Майнкрафте...
И я понимаю, что если таких людей нет, то и не будет, и никто мне их не "нарисует". Вопрос: как мне справиться с собой самой...
То что я не написала вначале, просто это может казаться странным... Последнее время оказываясь в таких своих "состояниях", я начинаю травмировать себя физически. Это позволяет мне отвлечься от душевной боли, это переключает меня. Я выбиваюсь из сил, и уже вроде ничего не чувствую. И засыпаю и мне не снятся эти сны.
психолог онлайн
Вы рассматривали вариант работы с психологом? Вам нужна профессиональная в переживании горя,утраты. Ваша психика не смогла справиться с болью, потому что она была чрезмерна. У Вас дети, и как это не грубо звучит, жизнь продолжается. Муж хотел бы, чтобы Вы страдали? Как думаете?
психолог онлайн
цитата:
Да, я очень держусь за воспоминания. На протяжении всего этого времени мне снятся очень часто сны с одним только сюжетом: муж живой, он говорит: "Этого всего не было, я никогда не умирал" и жизнь такая же, как раньше.
Возможно, что Вы действительно застряли на одной из стадий. Вам тяжело принять тот факт, что мужа уже нет в живых.
цитата:
Последнее время оказываясь в таких своих "состояниях", я начинаю травмировать себя физически. Это позволяет мне отвлечься от душевной боли, это переключает меня. Я выбиваюсь из сил, и уже вроде ничего не чувствую. И засыпаю и мне не снятся эти сны.
Когда нам невыносимо быть с психической болью, то нам легче ее перенести физически, отсюда все повреждения. Я бы Вам рекомендовала обратиться за индивидуальной консультацией, хотя бы по скайпу. Вам нужно выговориться, прожить эту боль с другим человеком.
психолог онлайн
цитата:
Это можно понять, если нет опоры в себе или близких... а так и есть? Не на кого опереться более? И в себе опоры не чувствуете? Это раз.
И что значит этот сон? Только ли Ваше нежелание принимать смерть мужа как реальность? Или можно его трактовать как-либо иначе?
Дополнение от автора
Опора... Я сама для себя опора, только я, просто мне страшно не выдержать. Возможно, старший сын, я знаю, я очень важна для него и он очень любит меня. Он очень тонкая и чувствительная натура, всегда чувствует мое настроение, в этом и есть какая-то часть опоры... Больше ни в ком, к сожалению. Мой папа был для меня важнейшим человеком в моей жизни, к нему можно было обратиться всегда и по любому вопросу, он мог сделать для меня всё. Но к огромному сожалению, 4 года назад его не стало. Тогда я очень тяжело пережила эту потерю, каждый день вызывали "скорую", потом операция и т.д. НО, что важно, пережить все это мне помог муж, он был всегда рядом, и через год-полтора, да, страсти немного улеглись, осталась боль и светлая грусть и скорбь.
психолог онлайн
цитата:
4 года назад его не стало. Тогда я очень тяжело пережила эту потерю, каждый день вызывали "скорую", потом операция и т.д. НО, что важно, пережить все это мне помог муж, он был всегда рядом, и через год-полтора, да, страсти немного улеглись, осталась боль и светлая грусть и скорбь.
Вам действительно очень тяжело и я даже не знаю, как Вы сами справляетесь. Ваша опора - это Ваши дети. Вам нужно жить ради них сейчас. Старайтесь быть на свежем воздухе и общаться с людьми, даже, если приходится себя вытягивать
Дополнение от автора
цитата:
Как-то иначе... я не знаю. Возможно, он сам каким-то образом постоянно с нами, я уверенна, что он очень скучает и он, конечно, хотел бы быть сейчас рядом. Я не могу знать, что там за чертой смерти, но его присутствие я ощущаю во всем.
Я сейчас пытаюсь анализировать и как-то в этом разобраться, и прихожу к выводу, что, да, больше всего мне не хватает чьей-то реальной поддержки, помощи, потому что я чувствую и физическую и, прежде всего, моральную усталость, истощение. А впереди - только тупик. И это расстраивает меня еще больше...
Дополнение от автора
Я стараюсь, конечно, стараюсь. Когда "накрывает" уже совсем и до предела, то конечно, готов уже на все, но... я знаю, что мои дети не заслуживают на то, чтобы остаться здесь брошенными. Просто угнетает само это состояние, которое длится и длится и длится... За все это время я как-будто сама неживая, во мне умерли все эмоции. И мне уже невыносимо так жить, и мне хочется что-то изменить, но я не знаю, как
психолог онлайн
цитата:
Я не могу знать, что там за чертой смерти, но его присутствие я ощущаю во всем.
Если Вам часто во сне снится муж, то это еще может говорить о том, что Вам тяжело его отпустить и "похоронить". Вы его держите рядом с собой. Я понимаю, что это очень тяжело и, порой, кажется, что не возможно. Но, поверьте, в этой жизни от нас мало, что зависит. Сил Вам и терпения. Вы говорите, что в будущем ничего, но мы не знаем, что нас ждет в будущем. У Вас растут двое детей и им нужна здоровая мама
психолог онлайн
Напишите мне на почту, отправлю ссылку на бесплатный вебинар, который может Вам помочь и поддержит ВАс.
психолог онлайн
цитата:
Опора... Я сама для себя опора, только я, просто мне страшно не выдержать. Возможно, старший сын, я знаю, я очень важна для него и он очень любит меня. Он очень тонкая и чувствительная натура, всегда чувствует мое настроение, в этом и есть какая-то часть опоры...
Да, ребёнок может быть опорой, если он понимающий и любящий. Да и Вы для себя тоже. Вы сильный человек, но и сильный иногда переживает моменты слабости и отчаяния. И тогда ему нужен кто-то ещё, кто поддержит.
цитата:
Больше ни в ком, к сожалению. Мой папа был для меня важнейшим человеком в моей жизни, к нему можно было обратиться всегда и по любому вопросу, он мог сделать для меня всё. Но к огромному сожалению, 4 года назад его не стало. Тогда я очень тяжело пережила эту потерю, каждый день вызывали "скорую", потом операция и т.д. НО, что важно, пережить все это мне помог муж, он был всегда рядом, и через год-полтора, да, страсти немного улеглись, осталась боль и светлая грусть и скорбь.
А что же мама? Вы про неё почему-то нигде не упоминали...
Сначала опорой был отец, потом - муж. И вот он тоже ушёл... И Вы снова одна. Поддержка только в сыне и в себе. А что же друзья и подруги? Где они? Или их не было? Или Ваши грусть и тоска их разогнали (не все готовы их долго выдерживать)?
психолог онлайн
цитата:
Да, это именно оно. Ваши ощущения правильны. И многие, у кого уходили близкие, подтвердят Ваши слова. В том числе и я. Но когда Вы грустите и страдаете - он там тоже это чувствует и переживает - и ему становится ещё тяжелее. В итоге получается, что Ваши страдания не отпускают не только Вас, но и его тоже... а ему пора двигаться дальше, Туда...
Потому, ради и него самого, и ради Ваших детей, которые также страдают в поле Вашей боли, стоит его отпустить.
В итоге - боль уйдёт, а светлая грусть (именно, что светлая, а не тёмная и тяжёлая, как сейчас) останется. И начнётся следующая стадия в переживании утраты.
Могу Вам помочь это пережить - есть несложная, но эффективная техника для этого. Её можно провести даже по скайпу.