Как снизить чувство вины перед ребенком?
Добрый день, уважаемые психологи.
У меня вопрос по взаимодействию с ребенком и чувством вины, которое возникает при этом.
Суть ситуации в том, что ребенок, почти 6 лет, не хочет ходить в садик. Аргументирует это тем, что ему не нравится спать на обед, а там заставляют. Пытались урегулировать ситуацию - договориться с воспитателями, чтобы ребенок мог это время спокойно посидеть в группе, почитать, поиграть, чтобы его не заставляли ложиться спать, если он не хочет. Воспитатели объяснили, что не могут это позволить, потому что наш сын не один такой - другие тоже спать не хотят, но они должны соблюдать установленный режим.
В садике атмосфера нормальная, дети довольно спокойные, воспитатели адекватные. Есть друзья. Занятия интересные. Понимаю, что там вряд ли большие проблемы. Просто ребенок такой - любит быть со мной, дома.
Я понимаю, что какие-то ошибки уже сделала в воспитании раньше, но сейчас не хочу зацикливаться на плохом, что было - уже не изменить. Например - не сразу смогла для себя решить, какие ставить рамки по времени пользования телефоном и компьютером. Раньше позволялось ребенку больше, естественно - чересчур интересуется играми на телефоне, а другой досуг ему менее интересен.
Да, если чем-то увлечется, втянется - то интерес проявляется. К примеру - к рисованию, математике, играм с мячом, играм со слаймом, пластилином, машинками и т д. Но даже для того, чтобы выйти на прогулку - нужно его долго упрашивать. Когда уже вышел и например играем в песочнице - ему интересно и все нормально. Даже когда идем в гости - там тоже все время просит телефон, потому что и другие дети играют. Сейчас решила перейти к рамкам до 1.5 часа в будни и до 4 часа в выходные в сумме телефон и/или компьютер.
Мне не нравится, что ко всему его нужно упрашивать. Я понимаю, что чем-то в воспитании до этого момента помешала ему научиться проявлять свои желания. Вот к садику тоже его нужно упрашивать. Мне кажется, что проблема даже не в послеобеденном сне, а в том, что он получает удовольствие, когда я его упрашиваю, предлагаю компромиссы, подкупаю. Он так хочет получить что-то большее. То есть, зная моего ребенка - мне трудно определить, где для него в чем-то действительно проблема, а где манипуляция.
Сегодня договорились на том, что в садик он должен ходить, так как этот год у него подготовка к школе. А в школу он хочет, потому что там не надо спать на обед. Вот объяснила, что ему надо этот год еще регулярно ходить в садик, чтобы не остаться еще на год.
Вопрос от: ; Возраст: 25
Дополнение от автора
Для себя сейчас понимаю, что я не хочу оставаться с ребенком дома. Хочу иметь возможность работать. Прямо так ему и говорю, считаю что важна правда.
Все же хотелось бы понять, правильно ли я себя веду? Не наношу ли я время ребенку?
Да, для него проблема определенная есть. Но оставлять его дома год до школы я не хочу. Тем более, что еще 4 месяца и каникулы, когда я с ним уже буду 3 месяца.
Как мне помочь ребенку справиться в этой ситуации?
Как облегчить для него трудности, и нужно ли это делать?
Объяснила на счет подготовки к школе, ок, он успокоился и в садик пошел. Но правильно ли так делать?
Я понимаю, что поведение ребенка моментами невротичное, и это связанно именно со мной, с тем, что я тоже не вела себя на протяжении этих 5 лет как человек уверенный и самодостаточный. Но сейчас я постепенно меняю себя, все больше прислушиваюсь ко своим желаниям и опираюсь на себя. И я понимаю, что больше отдавать ребенку любви и вниманию смогу, если буду делать то, что хочу - то есть когда буду работать как хочу, обеспечивать себя и уже по вечерам и по утрам, в свободное время от работы и на каникулах не через силу, а с любовью и желанием буду с ним проводить время. Не принесу ли я ему вреда в этой ситуации? Как мне лучше поступить, чтобы ребенок чувствовал поддержку, заботу и любовь? Какие нужно говорить слова, какие действия от меня будут правильными в этой ситуации?

психолог онлайн
Правильно ли я поняла, что ребенок доволен в саду всем, кроме того, что там нужно спать? Что нет слез, истерик и скандалов, а просто нежелание?
Есть ли у вас в отношениях с сыном какие-то рамки, правила, которые вы устанавливаете как мама? Или все только через упрашивание и уговоры?
цитата:
Сейчас решила перейти к рамкам до 1.5 часа в будни и до 4 часа в выходные в сумме телефон и/или компьютер.
Это очень много. Полчаса-час в день максимум.
А по какой причине вы поставили достаточно большое количество времени для телефона/компьютера? По сути, если выходной день, то вы полдня даете ребенку на виртуальные развлечения. Зачем?
Дополнение от автора
"Правильно ли я поняла, что ребенок доволен в саду всем, кроме того, что там нужно спать?"
Да, именно так.
"Что нет слез, истерик и скандалов, а просто нежелание?"
Может всплакнуть немного, но нет такого, чтобы долго плакал, истерил. Особенно в начале недели и в конце проявляет недовольство, остальные дни нормально. Когда предлагала компромисс в виде дополнительного выходного в четверг например - его полностью устраивало. Но сейчас не хочу, мне 4 рабочие дня в неделю мало.
"Есть ли у вас в отношениях с сыном какие-то рамки, правила, которые вы устанавливаете как мама?"
Даже не знаю как ответить, что к этому относится.
Например - каждый день выходить на улицу, даже если не хочется, потому что это нужно для здоровья. Точно так же каждый день купаться. Не говорить какие-то обидные слова, если человеку не нравится и он попросил об этом (иногда любит говорить дразнилки). Пользоваться своим местом и своими вещами. Не брать вещи другого без разрешения.
"Или все только через упрашивание и уговоры?"
Упрашивания и уговоры в том, где он не хочет уступать, а мне не хватает уверенности, чтобы настоять на своем без компромиссов.
"Сейчас решила перейти к рамкам до 1.5 часа в будни и до 4 часа в выходные в сумме телефон и/или компьютер. Это очень много. Полчаса-час в день максимум."
1.5 в будни и 4 в выходные - это вариант, который мне показался более менее адекватным. Встретила информацию об этом в видеолекциях одного известного психолога. Может быть речь шла о более взрослых детях. Раньше было больше. У меня было депрессивное состояние и не было желания-сил заниматься чем-либо с ребенком. Техника, мультики, игры ему интересны, поэтому в связи с чувством вины разрешала ему больше этого даже - прошлым летом на каникулах по полдня к сожалению занимался играми и мультиками. Меня это не устраивало, но не было сил справляться.
"А по какой причине вы поставили достаточно большое количество времени для телефона/компьютера? По сути, если выходной день, то вы полдня даете ребенку на виртуальные развлечения. Зачем?"
Сама много пользуюсь техникой, все вокруг делают так же. Дети в окружении тоже. Ребенок просыпается в 6 утра, ложится в 21-22. То есть 4 часа - это меньше чем полдня.
Я все же сомневаюсь, кстати, что так много нужно. Но тревожусь, что если еще уменьшить, он будет на меня обижаться. И все же хочется, чтобы ребенок от этого отвык. Может быть уже сформировалась зависимость, она тоже может мешать ему проявлять больше интереса к чему-то другому. И может тоже влияет на желание ходить в садик.
Вы считаете, стоит ограничить до 1 часа в любой день? Как поступать, если будет обижаться, плакать, истерить, требовать? И нужно ли прививать интерес к каким-либо конкретным занятиям? Или перетерпеть и подождать, когда ребенок сам чем-то увлечется. Заметила, что если что-то делает со мной, то же рисование, лепка, игры с игрушками - с удовольствием продолжает. Но меня не устраивает проводить целый день за занятиями с ребенком. Я готова проводить с ним вовлеченно некоторое время, но признаю - мне не хочется делать это весь день. Потому что нужно и по дому дела делать, и есть свои интересы. Получается, сейчас нужно отучить от гаджетов, и? Привить к чему-то интерес? Или дать время поскучать, чтобы сам чем-то заинтересовался?
психолог онлайн
А что с вами происходит, если ребенок не доволен и обижается на вас?
Занимается ли ребенок чем-то вне дома, например кружки какие-то?
Есть ли друзья, с которыми можно играть либо у вас в гостях либо ходить в гости?
Сколько вы гуляете на выходных вместе с ребенком? Ездите ли куда-то вместе, например, цирк/зоопарк/просто в парке погулять?
Вы одна воспитываете ребенка? Если нет, то какое участие принимает папа ребенка?
Чем вы сама занимаетесь кроме работы?
психолог онлайн
Марина Александровна Сивец
Здравствуйте, Ирина. Ваш ребенок отлично умеет вы казывать свои желаия и даже чудесно на них настаивать. Поэтому с эти у него нет проблем. Проблема скорее в том, что те желания которые он высказывает идут в разрез с Вашими. Вы хотите что бы он лепил, а он в телефон играть хочет, ы хотите что бы он бежал на улицу, а он за компом хочет сидеть. Скажите, кам приходится себя упрашивать что бы выйти с ребенком на улицу? А что бы с ним полепить?
Не казните себя, и не загоняйте в чувство вины. Ваш ребенок похож на Вас. ВЫ сидите много в телефоне и компьютере? Ребенок делает ровно то же самое. Хотите что бы так не было, Вам нужно полностью менять свой уклад жизни, иначе не как. Вы готовы к этому? Если нет, не стоит винить себя, научитесь использовать эфективно то время, которое Вы готовы проводить с ребенком без упрашивания и уговаривания себя. Остальное время ребенок будет проводить так же как и Вы.
Лучше обраите внимание на то есль ли у Вашего ребенка какие то обязаности? Какие это обязаности? Выполняет ли он их? Это крайне важно для человечка, который в сентябре пойдет в школу. Вы хорашая мама, все у Вас получится.
Дополнение от автора
"А что с вами происходит, если ребенок не доволен и обижается на вас?"
Я чувствую себя виноватой и беспомощной.
"Занимается ли ребенок чем-то вне дома, например кружки какие-то?"
Нет, решили начинать посещать кружки после вступления в школу.
"Есть ли друзья, с которыми можно играть либо у вас в гостях либо ходить в гости?"
Максимум раз в неделю, так как живем вдалеке от центра города. Как раз работаю над тем, чтобы переехать и чаще приглашать/ходить в гости.
"Сколько вы гуляете на выходных вместе с ребенком?"
В зависимости от погоды - от 1 часа до 5 часов.
"Ездите ли куда-то вместе, например, цирк/зоопарк/просто в парке погулять?"
Иногда ездим. Выходные и совместный досуг очень любит.
"Вы одна воспитываете ребенка? Если нет, то какое участие принимает папа ребенка?"
С мужем. Но сейчас он временно в другом городе работает. Хотя когда он рядом, особо активного участия в воспитании не принимает - может привести отвести в садик, вместе с нами на прогулку. Но именно досуг с детьми очень редко и неохотно проводит.
"Чем вы сама занимаетесь кроме работы?"
Пишу картины. Занимаюсь рукоделием. Периодически занимаюсь фитнесом. Читаю. Люблю слушать передачи по психологии.
Дополнение от автора
Здравствуйте, Юлия. Спасибо)
"Ваш ребенок отлично умеет вы казывать свои желаия и даже чудесно на них настаивать. Поэтому с эти у него нет проблем."
Радостно это узнать.
"Проблема скорее в том, что те желания которые он высказывает идут в разрез с Вашими. Вы хотите что бы он лепил, а он в телефон играть хочет, вы хотите что бы он бежал на улицу, а он за компом хочет сидеть."
Да, действительно))) Мне бы хотелось, чтобы ему хотелось того, что полезнее, безопаснее и правильнее.
"Скажите, как вам приходится себя упрашивать что бы выйти с ребенком на улицу?"
Я просто принимаю то, что это необходимо. И в процессе стараюсь наслаждаться)
"А что бы с ним полепить?"
С удовольствием леплю, но подолгу не хочется.
"Ваш ребенок похож на Вас. ВЫ сидите много в телефоне и компьютере? Ребенок делает ровно то же самое."
Сейчас меньше сижу. Но да, раньше так было.
"Хотите что бы так не было, Вам нужно полностью менять свой уклад жизни, иначе не как."
Дело в том, что для него техника более опасна, чем для меня. Мне так кажется. Хотя я могу ошибаться.
"Вы готовы к этому?"
Кое-что уже меняю. Готова)
"научитесь использовать эффективно то время, которое Вы готовы проводить с ребенком без упрашивания и уговаривания себя. Остальное время ребенок будет проводить так же как и Вы."
Хорошо, постараюсь)
"Лучше обратите внимание на то есть ли у Вашего ребенка какие то обязанности? Какие это обязанности? Выполняет ли он их? Это крайне важно для человечка, который в сентябре пойдет в школу."
Скажите, пожалуйста, какие должны быть обязанности? Пока что у ребенка обязанностей нет. Не думала, что это нужно.( Обязанности у меня, а у ребенка детство - вот как было у нас))) Но это путь в гиперопеку? Спасибо, что обратили внимание.
"Вы хорошая мама, все у Вас получится"
Спасибо за поддержку. Очень надеюсь что все будет отлично и ребенок вырастет счастливым и самодостаточным))
психолог онлайн
Ирина, добрый день!
цитата:
Я понимаю, что поведение ребенка моментами невротичное, и это связанно именно со мной, с тем, что я тоже не вела себя на протяжении этих 5 лет как человек уверенный и самодостаточный.
цитата:
О каком чувстве вины Вы сейчас говорите? Что с Вами сейчас происходит? Думали ли Вы сами обратиться к специалисту и разобраться, что с Вами происходит?
Дополнение от автора
Добрый день, Ольга!
"О каком чувстве вины Вы сейчас говорите?"
Чувство вины за то, что я заставляю ребенка ходить в садик, учитывая, что он этого не хочет.
"Что с Вами сейчас происходит?"
У меня все хорошо. Жизнь налаживается, есть желание работать, появляется больше понимания чего я хочу и что для этого сделать, и воплощаю это. И также появляется осознанность в отношениях с ребенком, в вопросах воспитания. Но все же есть аспекты, вызывающие сомнения, о которых здесь написала.
"Думали ли Вы сами обратиться к специалисту и разобраться, что с Вами происходит?"
Думала. Возможно, обращусь, когда улучшится финансовая ситуация. Именно сейчас обратиться нет возможности, поэтому пользуюсь возможностью получить бесплатную консультацию с помощью этого сайта.
психолог онлайн
цитата:
"А что с вами происходит, если ребенок не доволен и обижается на вас?" Я чувствую себя виноватой и беспомощной.
За что вините себя?
В чем беспомощны?
Если у ребенка нет никаких кружкой и секций, то какие у него интересы? Чем он дома занимается?
Есть ли у него время "поскучать" и придумать себе, чем заняться?
психолог онлайн
Ирина, соглашусь с коллегой, ваш ребенок умеет заявить о своих желаниях, за это можно не волноваться.
При этом ваша неуверенность в том, что Вы «должны/не должны» устанавливать определенные рамки может привести к тому, что он начнет манипулировать (сначала Вами, а потом и теми, кто будет позволять).
«Чувство вины за то, что я заставляю ребенка ходить в садик, учитывая, что он этого не хочет» - наша жизнь устроена так, что не все, что мы хотим, можно осуществить.
Формируя у ребенка иллюзию, что «будет так, как ты захочешь», мы, по сути, обманываем его, не учим его, а как же быть, когда невозможно осуществить желаемое ( а ведь ему в жизни придется столкнуться с кучей таких моментов).
Задача родителя в тех ситуациях, когда НЕ возможно исполнение желания ребенка – помочь пережить ему эту ситуацию: побыть рядом, поддержать, обнять, сказать «мне жаль, что нельзя дольше играть на телефоне, ведь это вредно для глазок», предложить другое интересное занятие.
По поводу интересов ребенка («хотелось бы, чтобы хотел полезное»).
В психологии есть такое понятие «Зона ближайшего развития» - то, что ребенок делает вначале вместе со взрослым, он потом может делать сам.
Чем больше взрослый делает вместе с ребенком, тем шире круг интересов и поле возможностей у ребенка.
Сейчас есть тенденция у родителей не предлагать самим, а ждать, пока ребенок что-то захочет сам. Она сформировалась в большей степени из-за сопротивления «старым» методам воспитания, когда ребенка, не спрашивая, записывали туда, куда хотят взрослые. Те дети, которых заставляли, сами теперь родители, которые «я не буду заставлять своего ребенка делать то, что он не хочет».
Как обычно, нужно найти «золотую середину» - и варианты показать, дать возможность ребенку попробовать, и ребенка слушать, как ему откликается то или иное занятие.
Чувство вины – штука непродуктивная ни в каких отношениях.
Ребенку очень важны границы, ему в них спокойнее, надежнее, безопаснее. Устанавливая границы (необходимость соблюдения определенных правил и т.п.) Вы «работаете» на ребенка, а идя на поводу у чувства вины – на себя (если точнее на успокоение своих детских переживаний).
Есть хорошая книга на тему отношений с ребенком, там и про границы, и про правила, и про общение : «Общаться с ребенком. Как?»(автор Ю.Гиппенрейтер, у нее вообще много хороших книг). Еще можно почитать Людмилу Петрановскую.
Вам нужно больше уверенности – помните, что в этих отношениях ИМЕННО ВЫ МАМА, значит то, что Вы решили и есть «правильно» (даже если ошибетесь, не страшно, ведь каждая мама может ошибиться)))
психолог онлайн
Ирина, развивайте собственный авторитет в глазах малыша и вам не придётся его так часто упрашивать. Более того ваша твёрдость даст ему чувство внутренней безопасности, что есть старший на которого можно опираться.
Вы его мама, хочет он того или нет, но ему придётся до 16 лет жить по вашим правилам. Примите в себе роль лидера в ваших с ним отношениях
Дополнение от автора
Валентина, спасибо за вопросы!
"За что вините себя?"
За то, что ребенок испытывает негативные эмоции, что ему плохо из-за меня, что я не могу создать для него условия, при которых он бы радовался и был счастлив.
"В чем беспомощны?"
Ничего не могу сделать, не знаю как поступать, как пережить момент и все ли правильно я делаю. Не знаю, как сделать, чтобы перестал обижаться. Мне не комфортно, когда ребенку плохо. И всегда хочется уравновесить ситуацию, чтобы чувствовать себя хорошей мамой.
"Если у ребенка нет никаких кружкой и секций, то какие у него интересы? Чем он дома занимается?"
Раньше гениально рисовал, очень увлекался красками, делал яркие интересные картинки. Но интерес к этому сильно уменьшился. Я думаю, что ему надоело. Еще очень любит смотреть карты мира и космоса, это ему всегда интересно. Также интересуется иностранными языками. Но для этого всего (география и языки) мы используем компьютер - там мы прослушиваем произношение слов, смотрим разные места с помощью гугл карт, это его очень увлекает. Как то еще мастерил поделки из бисера. Обожает всяческие игры и эксперименты с водой, но этим больше в теплое время года занимаемся. Любит слушать сказки, когда я читаю.
Спасибо вам за этот вопрос. Натолкнули на мысль, что можно приобрести ребенку атласы, и он возможно будет с интересом смотреть карты на бумаге, а не только на компьютере. Также попробую предложить какие-то интересные материалы для поделок, вдруг захочет этим заниматься опять.
"Есть ли у него время "поскучать" и придумать себе, чем заняться?"
Не очень много такого времени. Попробую уменьшить времяпрепровождение с гаджетами до часа в день. Вероятно это поможет.
Спасибо!
Дополнение от автора
Наталия, здравствуйте! Большое спасибо за консультацию!!!
"ваша неуверенность в том, что Вы «должны/не должны» устанавливать определенные рамки может привести к тому, что он начнет манипулировать"
Не понимала этого раньше. Спасибо, учту.
"Формируя у ребенка иллюзию, что «будет так, как ты захочешь», мы, по сути, обманываем его, не учим его, а как же быть, когда невозможно осуществить желаемое"
По глупости тоже не думала об этом.
"помочь пережить ему эту ситуацию: побыть рядом, поддержать, обнять, сказать «мне жаль, что нельзя дольше играть на телефоне, ведь это вредно для глазок», предложить другое интересное занятие"
Благодарю за объяснение! Теперь спокойнее. Думаю я справлюсь именно так в следующей сложной ситуации.
"то, что ребенок делает вначале вместе со взрослым, он потом может делать сам. Чем больше взрослый делает вместе с ребенком, тем шире круг интересов и поле возможностей у ребенка"
Мне это близко. Просто запуталась, где помощь, а где навязывание. Буду внедрять. Это может нам подойти.
"Она сформировалась в большей степени из-за сопротивления «старым» методам воспитания, когда ребенка, не спрашивая, записывали туда, куда хотят взрослые. Те дети, которых заставляли, сами теперь родители, которые «я не буду заставлять своего ребенка делать то, что он не хочет»."
Это как раз обо мне. В детстве заставляли, кричали, били, не учитывали мои интересы. И от этого наверное страх, что если буду заставлять, ограничивать, принуждать к какой-то деятельности - повторю родителей. А это очень страшно и неприятно. Но мне сейчас пришла мысль, что ТО - моя история, а не моего ребенка. И я могу отстаивать границы, ставить рамки, предлагать занятость без криков,манипуляции, насилия, а это уже будет совсем другое. По крайней мере можно попробовать.
"Как обычно, нужно найти «золотую середину» - и варианты показать, дать возможность ребенку попробовать, и ребенка слушать, как ему откликается то или иное занятие."
Спасибо, согласна.
"Чувство вины – штука непродуктивная ни в каких отношениях. Ребенку очень важны границы, ему в них спокойнее, надежнее, безопаснее. Устанавливая границы (необходимость соблюдения определенных правил и т.п.) Вы «работаете» на ребенка, а идя на поводу у чувства вины – на себя (если точнее на успокоение своих детских переживаний)."
Именно это у меня происходит. Спасибо что обратили внимание, буду помнить и применять.
"Есть хорошая книга на тему отношений с ребенком, там и про границы, и про правила, и про общение : «Общаться с ребенком. Как?»(автор Ю.Гиппенрейтер, у нее вообще много хороших книг). Еще можно почитать Людмилу Петрановскую."
Спасибо за рекомендацию. Почитаю.
"Вам нужно больше уверенности – помните, что в этих отношениях ИМЕННО ВЫ МАМА, значит то, что Вы решили и есть «правильно» (даже если ошибетесь, не страшно, ведь каждая мама может ошибиться)"
Спасибо большое!
Дополнение от автора
Ольга Васильевна, здравствуйте! Спасибо!
"
Ирина, развивайте собственный авторитет в глазах малыша и вам не придётся его так часто упрашивать. Более того ваша твёрдость даст ему чувство внутренней безопасности, что есть старший на которого можно опираться."
Хорошо, я с этим согласна.
"Вы его мама, хочет он того или нет, но ему придётся до 16 лет жить по вашим правилам."
Не хочется ему так говорить, звучит как голос родителей. Тогда от них это было обидно. Но опять же - видимо вы правы. Я могу делать это без жестокости, деспотичности, насилия, как мои родители со мной. А спокойно, с заботой и уверенностью. И это будет лучшее для меня и ребенка.
"Примите в себе роль лидера в ваших с ним отношениях"
Хорошо, спасибо. Буду над этим работать.
психолог онлайн
Вы осознающая современная мама, это здорово. Возможно, если вы позаботитесь о своём внутреннем ребёнке (той девочки, которая живёт внутри вас и помнит родительский критикующий голос), то вины станет меньше и она не будет разрушать вас
психолог онлайн
цитата:
И всегда хочется уравновесить ситуацию, чтобы чувствовать себя хорошей мамой.
А что будет, если вы в глазах ребенка будете казаться плохой мамой?
Что в вашем понимании хорошая мама? А какая мама плохая?
Какой мамой вы сами себя считаете? И почему?
У вашего ребенка очень много интересов и это здорово. Но почему-то он предпочитает уходить в гаджеты. Я бы предложила рассмотреть варианты, куда он может ходить, с кем заниматься тем, что ему интересно. Сейчас огромное количество разных приспособлений, чтобы заниматься разными поделками, экспериментами дома. Можно с кем-то из друзей, если таковые есть.
Возможно, если вы пишите про гениальное рисование, то стОит развивать этот талант. Втянется и будет снова получать удовольствие.
Я согласна с коллегой про страх родителей что-то заставлять детей. Но ведь часто по себе можно заметить - чем больше делаешь, тем больше интереса, азарта и удовольствия. А стОит разлениться надолго и забросить все занятия, как очень сложно к ним возвращаться.
Я сейчас не про насилие, когда ребенок плачет, и из месяца в месяц ходит через нехочу. А именно про тот вариант, когда нравится, но иногда период лени затягивается и снова начать активничать сложно. И тут то и хорошо бы чуть нажать и отправить на занятия. И снова видишь как ребенок радостно бежит заниматься чем-то.
цитата:
Это полезное занятие скучать. Ребенок тогда может найти какое-то интересное занятие, что-то изобрести или хотя бы что-то мастерить руками. Даже если это будет увиденное где-то в интернете.
У меня например дочка очень любит лол. И на ютубе много видео по поводу разных поделок для них. В итоге 5-10 минут просмотра как что делать, а дальше она сама мастерит для них разные интересные штуки - комнату и мебель, еду, школьные принадлежности, одежду и тп. А также открытки нам с мужем на все праздники, поделки разные. В общем, вроде и интернете посидела немного и потом есть занятия на несколько часов.
Возможно и вашему сыну найти подобное занятие
Кстати, какую-то секцию или кружок было бы тоже возможно неплохо. 2-3 раза в неделю - это и хобби, и новые друзья, и опыт выполнения каких-то заданий от учителя (чем не подготовка к школе)