Чувство стыда
Здравствуйте.
Помогите, пожалуйста, понять с чем связано чувство стыда.
Я достаточно скромный человек с низкой самооценкой и непринятием себя, знаю, что нужно работать над этим, но пока мало что выходит, хотя я пытаюсь двигаться в этом направлении, но сейчас не об этом.
Иногда у меня случаются моменты каких-то порывов, настроение какой-то окрыленности, когда я позволяю себе что-то делать, не думая о мнении окружающих, хотя я очень завишу от чужого мнения.
Все бы ничего, но после таких проявлений, мне практически сразу становится стыдно за то, что я себе позволила выйти как бы за рамки. Например, позволила сказать какие-то мысли вслух, или добежать от магазина до подъезда, потому что внезапно пошёл ливень, а я без зонта. Это конечно все мелочи, казалось бы, но так как обычно я очень заморачиваюсь на этот счёт и в обычной ситуации промолчала бы или дошла спокойным шагом, даже если льёт как из ведра, то даже такие пустяки для меня настоящий выход из зоны комфорта. Я думала, что когда человек преодолевает какой-то страх, выходит за какие-то свои рамки, ему наоборот должно стать легче и он должен как будто освободиться от чего-то, но я в моменте чувствовала себя нормально, но как только оказалась дома, меня накрыло чувство стыда, возникло впечатление, что я только что вела себя не искреннне, что это была не я, что я просто выпендрилась сказав что-то вслух и позволив себе пробежку, в общем накрыло меня конкретно от этих мыслей, что я почти разрыдалась от какой-то обиды. И теперь не могу понять, что это со мной?
Тот человек, который хочет пробежать под дождем и сказать что-то вслух или сделать ещё что-то, что я не делаю обычно из-за беспокойства о чужом мнении - этот человек я или нет? Или на самом деле я настоящая - это та, которая не будет этого делать, а будет жить привычной жизнью и ничего такого непривычного для себя не совершать? И если всё-таки надо ломать рамки и выходить из своей зоны комфорта, то почему у меня возникло такое мерзкое чувство после этого всего?
Заранее благодарю за ответ и спасибо за вашу работу!🙏🏻
Вопрос от: ; Возраст: 24

психолог онлайн
Добрый вечер!
Как часто Вам в детстве родители разрешали делать то, что Вы хотели? В каких Вы с ними в отношениях?
психолог онлайн
Здравствуйте. У вас жесткий внутренний критик внутри сидит и это тоже вы. Возможно вас в детстве ваши родители чаще критиковали, чем поддерживали ваши естественные, живые проявления, сравнивали и контролировали, диктовали жесткие рамки как правильно себя вести, как надо, беспокоились о том, что люди скажут. Теперь вы выросли и так же обходитесь с собой как вас этому научили - критикуете, запрещаете лишнее движение, ограничиваете себя какими-то рамками правильности, боитесь осуждения или может ждете его из-за каждого куста. В общем держите себя в жестких рамках.
психолог онлайн
Добрый вечер!
Вы абсолютно правы - корень ситуации в Вашей неадекватной самооценке, которая формируется исключительно от взаимодействия с другими людьми. Соответсвенно, и изменить её возможно только получив новый, другой опыт отношений с социумом.
Рекомендую работу со специалистом, отношения с которым не только сформируют новый, отличный от предыдущего, опыт взаимодействия с людьми, но и даст стабильность, гибкость и адекватность Вашей самооценке.
психолог онлайн
Доброе утро! Вы видите причины стыда четко и ясно:"Я достаточно скромный человек с низкой самооценкой и непринятием себя.!" Вы видите, что мысли о себе мешают жить и делать свою жизнь качественной :"у меня случаются моменты каких-то порывов, настроение какой-то окрыленности, когда я позволяю себе что-то делать, не думая о мнении окружающих, хотя я очень завишу от чужого мнения".
Кто Вас в детстве ругал, критиковал? " пустяки для меня настоящий выход из зоны комфорта. Я думала, что когда человек преодолевает какой-то страх, выходит за какие-то свои рамки, ему наоборот должно стать легче и он должен как будто освободиться от чего-то, но я в моменте чувствовала себя нормально, но как только оказалась дома, меня накрыло чувство стыда, возникло впечатление, что я только что вела себя не искреннне, что это была не я, что я просто выпендрилась сказав что-то вслух и позволив себе пробежку, в общем накрыло меня конкретно от этих мыслей, что я почти разрыдалась от какой-то обиды." Вы настоящая, когда :"
Тот человек, который хочет пробежать под дождем и сказать что-то вслух или сделать ещё что-то, что я не делаю обычно из-за беспокойства о чужом мнении - этот человек я или нет?" Это же маска, которую Вы по привычке одеваете. Возможно она когда-то в беззащитном детстве, спасала Вас. Зачем она Вам сейчас? " Или на самом деле я настоящая - это та, которая не будет этого делать, а будет жить привычной жизнью и ничего такого непривычного для себя не совершать?" Кто имеет сейчас над Вами власть? "И если всё-таки надо ломать рамки и выходить из своей зоны комфорта, то почему у меня возникло такое мерзкое чувство после этого всего?" Ломать себя не надо, а вот понять причины, нездоровые убеждения о себе и поведенческие стратегии важно, чтобы изменить их и жить дальше, вернуться к себе, своей природе. Это запрос на терапию.